Analitika.at.ua. "Вы приходите в ужас от того, что мы хотим
уничтожить частную собственность. Но в вашем нынешнем обществе частная
собственность уничтожена для девяти десятых его членов; она существует именно
благодаря тому, что не существует для девяти десятых."
К. Маркс, Ф. Энгельс
Манифест Коммунистической партии
Карабахский вопрос – это вопрос состоятельности новой
армянской государственности, индикатор сопротивляемости армянского общества,
показатель его зрелости и дееспособности.
Насколько подготовлен армянский народ отстаивать свои
интересы в современном мире, насколько он способен правильно фиксировать свой
государственный интерес, насколько этот фиксированный интерес соответствует
национальному, насколько армянский народ убедителен в представлении этого
интереса…
Несмотря на кажущуюся тривиальность самой постановки
вопроса, на самом деле все обстоит гораздо сложнее. В первую очередь необходимо
исходить из того, что сегодняшнее армянское общество принципиально отличается
от того, которое более двадцати лет назад поднимало карабахскую проблему,
отстаивало ее в меру сил, способностей и понимания. В настоящее время в
суверенной Армении, именно как в буржуазном государстве, завершился процесс
классообразования, самоопределились антагонистические слои общества, и вовсе не
факт, что интерес "высшего класса", т. е. влиятельной группы,
обладающей финансовыми, политическими, управленческими, экономическими
рычагами, тождествен тому интересу, который и отстаивался армянами в период советского
общества.
Совершенно очевидно, что представители "высшего
класса" жизненно заинтересованы в функционировании региональных
коммуникаций, в налаживании приемлемых отношений между соседями, в интеграции
своего личного бизнеса в региональный. Проблема в том, что именно этот личный
интерес и представляется сегодня в качестве государственного и даже
национального.
Наверное, ни один здравомыслящий человек не может выступать
против курса по выходу страны из политической и экономической изоляции, однако
вопрос в путях такого выхода. Сформировавшаяся в стране крупная буржуазия в
лице наиболее влиятельных своих представителей ратует за безоговорочное
принятие всяких предложений извне, так как это в максимальной степени
соответствует интересам крупного личного бизнеса.
Среда, в которой протекало социальное разделение народа,
естественно, стимулировала и процесс размывания ценностей за счет формирования
принципиально новой ценностной шкалы. Практически все публичные мероприятия –
телевидение (особенность самих передач и фильмов), те или иные юбилейные
торжества, массовые праздники и т.д. – по сути лишь обслуживают вкус и духовные
потребности класса имущих.
Проблема собственно армянской жизни (например, тот же вопрос
Нагорного Карабаха) в том, что она должна каким-то образом зафиксировать свое
место в системе новой ценностной шкалы. Есть серьезные основания думать, что
это место постепенно отодвигается на задний план и подчиняется интересам
представителей сросшегося с властью крупного бизнеса.
Только и только этим объясняется тот факт, что та же Грузия
и дальше может достаточно спокойно осуществлять дискриминационную политику в
отношении армянского населения, может продолжать уничтожение памятников
армянской архитектуры, заведомо будучи уверенной, что ни одного адекватного
ответа на официальном уровне от Еревана она не услышит (в противном случае
Тбилиси просто-напросто перекроет свои выходы и входы в Армению, что с точки
зрения воротил нашего делового мира равнозначно перекрытию "доступа
кислорода в республику". На самом деле речь, конечно, идет о перекрытии
личного бизнеса).
Этим же объясняется тот факт, что Турция в свою очередь
может продолжать по десяток раз на дню предъявлять свои ультимативные
требования и по двадцать раз заявлять, что они (эти требования) неизменны,
однако армянский класс имущих с никак не меньшей последовательностью будет
вдалбливать в наше массовое сознание идею о необходимости установления
добрососедских с ней отношений. Азербайджан так же будет продолжать запугивать
всех войной, говорить о нерушимости своих государственных границ, а Армения
вновь и вновь будет ссылаться на неблагоприятные для нас Мадридские принципы.
Укреплению позиций класса имущих содействуют не только
вылепленные им по своему образу и подобию телевизионные герои нашего времени,
не только усугубляющаяся криминализация и коммерциализация армянского общества,
но и соответствие интересов – "классового" и так называемого
международного, направленного на минимизацию напряженности в регионе. Именно
поэтому практически все международные структуры и влиятельные государства
никогда не теряют случая приветствовать любую новую инициативу, ориентированную
на курс установления взаимопонимания между Арменией, Азербайджаном и Турцией.
Вполне вероятно, что для "проявивших гражданскую смелость и личную
волю" лидеров заготовлены и Нобелевские премии мира.
Практически все процессы, протекающие сегодня в армянской
общественно-политической и социальной среде, в том числе вопросы, связанные
непосредственно с перспективами развития отношений с соседними государствами
или (отдельным срезом) мартовскими событиями в Ереване, необходимо
рассматривать на фоне наличия у нас поляризованного классового общества с его
жизненными интересами, приоритетами и отвергнутыми или отвергаемыми понятиями.
Между тем сегодня все еще практикуется весьма примитивная, но очень опасная
схема деления народа на своих и чужих, на героев и предателей.
Процессы, протекающие в армянском обществе, носят
объективный характер, и нужно осознавать, что самого общества, которое лет
пятнадцать-двадцать назад отстаивало и отстояло интересы Нагорного Карабаха
наперекор даже самым изощренным формам политической, экономической и
информационной изоляции, ныне просто не существует. Оно распалось на отдельные
дисперсные единицы, и каждая подобная группа – вымирающий вид, который пытается
как-то сохраниться, не располагая при этом стратегией выживания.
Объективно и то, что в Армении сложилась ситуация, при
которой интересы крупного бизнеса противоречат интересам национальным. Подобное
противоречие будет все больше усугубляться (катализатором выступят
армяно-турецкие отношения и карабахская проблема), и, когда оно станет более
чем явным, в стране появятся принципиально новые идеологические ростки, с
призывами о необходимости национализации некоторых крупных (по армянским
меркам) производств и торговых сфер.
Возможно, первые идеологические ростки станут озвучиваться
уже в следующем году.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.