Analitika.at.ua. Так вышло, что жизнь армян в Китае, как ни странно,
практически выпала из поля зрения ученых, прессы, а вместе с ними и широкой
публики.
Более того, факт их существования в этой стране, как
правило, в обыденном сознании все еще вызывает долю иронии и недоверия — "это ж
надо, уже и до этих экзотических краев наши добрались!” Между тем Китай — это
не такая уж и далекая земля, овеянная мифами, а армяне Китая — вполне осязаемая
реальность. И пример последней встречи, организованной в посольстве Армении в
Китае, наглядное тому подтверждение.
Рука тянется к фотоаппарату — стремится запечатлеть ощущение
причастности к чему-то значительному, особенному. Ведь то была встреча поистине
знаковая, если угодно — историческая. Такой она и поселилась в моей памяти.
Если по порядку. Обычный декабрьский, холодный, сухой,
пыльный день в Пекине. Поток воодушевленной, нерасторопной толпы — все бегают,
ходят, катаются на велосипедах, улыбаются. Остановила такси — благо они там
повсюду — назвала улицу. На вопрос шофера, куда конкретно едем, я
предусмотрительно, что называется, набрала воздуха, готовясь к долгим
объяснениям и географическим отсылкам, затем уверенно произнесла: "Посольство
Армении”. Он пробормотал нечто невразумительное, видимо, стараясь что-то
извлечь из памяти. "Армения... постойте... Армения. Знаю! Так это ж бывшая
советская республика, ныне суверенное государство”. Не припомню, чтоб раньше
такого случалось. Неожиданно и приятно. Решаю про себя — все это не просто так,
и мы едем дальше.
Но это как бы в скобках. За скобками — смерч позитивных
эмоций и просто большое человеческое удовольствие от столь содержательного
вечера. За заграждением, в престижной деловой зоне в черте города, я обнаружила
солидную трехэтажную постройку, за которой раскинулся прекрасный сад. Внутри к
встрече все подготовлено по-армянски широко, красиво, с иголочки. Вот и все в
сборе. Среди гостей — специально приехавший Рубен из Лос-Анджелеса, Тигран — из
Торонто, Ваче, родившийся в Иране и живший в Америке, — ныне глава армянской
общины Шанхая, Мигран (родом из Франции) — организатор "южнокитайских” армян,
Карен — из Шеньчженя. Больше половины присутствующих — это местные пекинские
жители-армяне.
Причем многие из них прибыли в Пекин специально ради этой
церемонии. А что тут такого? Смотаться на выходные из Канады в Китай. В порядке
вещей... Иными словами, не отнеслись к ней просто как к еще одному поводу взять
каникулы. Честь и хвала.
Ну а дальше в жанре эмоционального анализа. Посмотрела я на
этих людей и задумалась вот над чем. Как везде в армянской диаспоре, китайским
армянам отчетливо присуща особая этническая ревность, стремление во что бы то
ни стало если и не приумножить, то хотя бы сохранить свой богатый культурный
фундамент. И не важно, на каком языке они думают, прихожанами какой церкви они
являются — все они считают себя, к примеру, не американцами армянского
происхождения, а просто армянами, живущими в США, Ливане, Иране и т.д. А это
то, чего не подделать. Приятная такая боль души.
Вот посол Армении Армен Саргсян берет слово и благодарит
молодых за инициативу проведения встречи и обещает, что двери посольства всегда
будут открыты для подобных мероприятий по сплочению и единству наших
соотечественников за рубежом.
Отступлюсь. Все, кто не очень хорошо знаком с Китаем,
почему-то в один голос решили: "Китай — это уже совсем другая цивилизация,
населенная зелеными человечками, потусторонняя”. По мне — просто надо понять их
мироощущение и с нежностью относиться ко всем их, как нам кажется, причудам и
не отметать как нечто чуждое и непонятное. В результате имеем то, что для
местного человека любой иностранец — это источник сколотить состояние — "какой
с него спрос, все равно не понимает, с ним можно и так”.
Безусловно, Китай — страна со своими странностями. Мир
людей, мыслящих иными категориями, нежели те, что в ходу дома. Страна, где, как
и везде в Азии, на центральных улицах городов множество людей, оцепеневших от
скуки и нищеты. Страна ритуала и обобщения, нежели морали (в том виде, в каком
понимаем ее мы) и личностного начала. Но их в этом не упрекнуть, они просто
другие, не лучше и не хуже. Хотя ответы ищут порой на те же самые вопросы. Они
гордятся и одухотворяют каждую пылинку своей истории, что их очень роднит,
кстати, с нами. Конечно, страна на любителя. Но, заметьте, любой человек,
вольно или невольно оказавшийся здесь, почувствует себя дома. Не сразу, но почувствует.
Стою в одной из приемных посольства и беседую с
замечательным историком Саркисом, живущим в Пекине и занимающимся здесь
преподаванием. Есть тема, которую мы просто обязаны были затронуть. Это вопрос,
миф, сказание — как угодно — о неармянском, точнее, китайском происхождении
выдающегося нахарарского рода Мамиконянов. История на полном серьезе, но с
разными вариациями зафиксирована в летописях у великих историков Мовсеса
Хоренаци, Фавстоса Бюзанда и др. Напомню, в общих чертах она звучит так: в III
веке некий китаец Мамгон, провинившись перед своим царем, дабы избежать
наказания, бежит в Персию. Китайцы требуют его обратно к себе в страну ченов
(так, дескать, раньше именовался Китай), или пойдем, говорят, войной. Персы,
преисполненные милосердия, его не выдали, а выслали со всеми домочадцами в
изгнание в Армению, где те размножились и положили начало генеалогии того
самого доблестного дома.
Документальные свидетельства, правда, скудны чрезвычайно.
Нельзя даже поручиться, что можно непременно поставить знак равенства между
"страной ченов” и Китаем. Ибо нас там не было. А устная традиция, в основе
которой и лежит сей сказ, недостаточна для однозначной трактовки в лоб. Но
верить почему-то уж больно хочется.
Очередь ответить на важнейший, которым, вероятно, задались
многие, вопрос: откуда в Китае вообще взялись армяне, чем там занимались и
почему именно Китай?
Тема отдельной диссертации, которой я с переменным успехом и
занимаюсь. Взяться за нее мне посоветовал мой научный руководитель, более чем
справедливый человек и многоуважаемый профессор из МГУ Тертицкий К.М., еще 3 с
лишним года назад. Бесспорно, тема что надо, но требует огромного терпения и
времени при работе с гигантским комплексом источников.
В сущности, контакты — временами эпизодические — между этими
двумя, казалось бы, так далекими друг от друга народами имели место на
протяжении многих столетий. О них недвусмысленно свидетельствует хотя бы масса
отчетов и записок средневековых европейских путешественников и миссионеров.
Они-то всегда и все неукоснительно вносили в свои драгоценные записки по
горячим, так сказать, следам.
О! Чем только армяне там не засветились! То активно
участвовали в деле христианизации Китая. То на свои средства строили церкви и
завещали их францисканскому ордену. То получали особые торговые преференции от
торговых обществ Ост-Индской компании (по-моему, серьезная заявка). Особенно
мне нравится история с португальцем Бенедиктом Госье, который, прежде чем
проникнуть в Китай, переоделся в одежду армянских купцов, потому что именно в
этом случае ему было бы позволено свободно передвигаться по стране.
В XX же веке проникали армяне в Китай двумя волнами —
благодаря возведению Россией Дальневосточной железной дороги, где помимо армян
находили работу и кров десятки тысяч российских эмигрантов разных
национальностей. Далее те, кто не принял новой власти после революции 1917 года
и уехал в годы Гражданской войны в России.
Конечно, положение поначалу было незавидным. Приходилось,
сжав зубы, приноравливаться к новым правилам жизни. Но за короткое время армяне
стали в состоянии не просто прокормить себя, но и основать торговые дома,
компании, фабрики и т.д.
Вот лишь несколько
занятных фактов.
Харбин, сентябрь 1920 года: З.Аветиков объявляет об открытии
после капитального ремонта ресторана "Самсон”; Г.Мхитарянц открывает
первоклассную гостиницу в центре города "Отель Палас”; в тот же период в
Харбине благополучно действуют крупные фабрики обуви Т-во "Арменiя”, Т-во
"Адаянц”.
Харбин, март 1923 года: открыта кондитерская Аспетян. Годами
процветала и ширилась кондитерская сеть по всему Шанхаю братьев Чакальян.
Шанхай, февраль 1939 года: коммерсант Е.Г.Саркизов открывает
шашлычную "Алла-Верды” (боюсь, для перечисления всего не хватит алфавита).
Отнюдь не ставлю цели идеализировать армян, но в наличии
некой недюжинности и несокрушимого инстинкта выживания им, конечно, не
откажешь. А ведь колония армян по сравнению с другими иностранцами была
довольно-таки мала. У многих других общин в силу неимения средств и людей
перспектива схожих масштабов деятельности была столь же призрачна, сколь и
маловероятна.В общем, надо собираться,
обсуждать и вспоминать, так правильно, это приближает нас к выигрышу.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.