Analitika.at.ua. Как воспринимали Россию на постсоветском пространстве в
2009 году? Какие факторы влияли на это? С какими позитивными и негативными
ассоциациями связывается сегодня российская политика?
На эти вопросы попыталась ответить социологическая группа
Ассоциации исследователей российского общества (АИРО-XXI). Для проекта,
выполненного по заказу РИА Новости, были выбраны пять стран: Армения, Грузия,
Эстония, Украина и Казахстан.
Это диктовалось их репрезентативностью для отдельных
регионов – Южного Кавказа, Балтии, Восточнославянского региона и Центральной
Азии. Эстония, Украина и Казахстан интересовали также как страны со
значительной долей русского и русскоязычного населения, Грузия – как
единственная страна, с которой у России был вооруженный конфликт, в результате
которого Грузия вышла из СНГ.
В каждой из стран по репрезентативной выборке было опрошено
по 800 респондентов, одновременно проводился контент-анализ по одной из ежедневных
газет в каждой из стран, издаваемых на языке титульной нации. Были также
изучены и проанализированы тексты публикаций, связанных с Россией, в СМИ этих
стран в 2009 году.
Армения
Основными темами, повлиявшими на формирование образа России
в Армении в уходящем году, были: российско-грузинская война в августе 2008 г. и ее годовщина,
прокладка газопровода «Южный поток» в Закавказье, проблема Нагорного Карабаха и
мирного урегулирования конфликта с Азербайджаном, вопрос об открытии
армяно-турецкой границы и нормализации отношений с Турцией, параллельно с
наметившимся российско-турецким сближением. В Армении впервые наметилась
тенденция, которую обосновал бывший заместитель министра обороны Армении Ваана
Ширханяна.
Он обратил внимание на то, что опыт «цветных революций» на
постсоветском пространстве показал их низкую эффективность и
бесперспективность, что было обусловлено их изначальной конфронтационностью с
Россией. Из-за этого 2–3 года назад англосаксы избрали совершенно новую
технологию-трансформацию, которую они весьма успешно применяют в Армении. Она
предусматривает абсолютную внешнюю преданность местных влиятельных политиков
России. Однако за этим фасадом происходит полная перестройка политических
реалий.
За последние 2–3 года условный индекс «пророссийской
настроенности» в армянском обществе снизился наполовину, а среди политической
элиты – на 85–90%. «И это в условиях «трепетного» отношения нашего народа к
России», – удивляется эксперт («Айастани зруцакиц», 23.07.2009 23 июля). Однако
и контент-анализ армянской ежедневной газеты «Аравот» (за 8 месяцев 2009 г.) показал, что из 265
статей, посвященных России и российско-армянским отношениям, позитивными по
отношению к России можно назвать 76 статей, негативными – 85, нейтральными –
104.
Грузия
Определяющим и единственным фактором, влияющим на восприятие
России
в Грузии, является война 2008 г. и последующее
признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии, а также связанная с
этим угроза возникновения нового российско-грузинского конфликта. Резкую
реакцию вызвали визиты деятелей грузинской культуры в Россию и деятелей
российской культуры в Южную Осетию и Абхазию. Касаясь внутреннего положения в
России, грузинские СМИ выделяют войну на Северном Кавказе, дезертирство
российских военнослужащих в Грузию, преступность и техногенные катастрофы,
демографические проблемы, преследование оппозиции и т. п.
Контент-анализ ежедневной газеты «Ахали Таоба» показал, что
из 392 материалов за первые восемь месяцев 2009 г. о России и
российско-грузинских отношениях 363 могут считаться негативными и 29 –
нейтральными.
Казахстан
Главным фактором, влияющим на формирование образа России в
этой стране, является курс правительства Казахстана на союзнические отношения
между двумя странами. Вспомогательный фактор – некоторая напряженность в
отношениях казахского и русскоязычного населения, которая почти не отражается в
подцензурных СМИ. Для контент-анализа была взята ежедневная газета «Айкын». Из
447 материалов о России и российско-казахстанских отношениях 268 могут
считаться позитивными, 59 – негативными и 120 – нейтральными.
Украина
На Украине на образ России влияли газовые споры,
российско-грузинская война 2008
г. и ее последствия, споры по поводу русского языка.
Дополнительными факторами можно назвать споры по поводу украинской истории, где
главные темы – голодомор и отношение к украинской повстанческой армии (УПА), а
также дискуссии в связи с 300-летним юбилеем Полтавской битвы. Контент-анализ
ежедневной газеты «Дэнь» показал, что из 484 материалах о России и российско-украинских
отношениях 113 могут считаться позитивными, 185 – негативными и 186 –
нейтральными.
Эстония
Главным фактором, определяющим формирование образа России в
Эстонии в 2009 году, стала российско-грузинская война 2008 г. и ее последствия.
Вспомогательный фактор – напряженность в отношениях с
русскоязычным населением, постепенно ослабевающая со времен русско-эстонского
противостояния вокруг «Бронзового солдата».
На образ России в эстонской прессе в наибольшей мере влияли
проблема прокладки газопровода «Норд Стрим» («Северный поток»),принятие Госдумой России поправок к закону
«Об обороне», позволяющих использовать российские вооруженные силы за рубежом
для защиты российских граждан, скандалы вокруг поездки мэра Таллина в Москву и
в связи с исключением двух российских политиков из «черных списков» Шенгена.
Для контент-анализа была взята ежедневная газета «Постимеэс». За первые восемь
месяцев 2009 г.
было найдено 314 материалов о России и российско-эстонских отношениях. Из них
98 могут считаться позитивными, 136 – негативными и 80 – нейтральными.
Сегодня нельзя выделить какой-то один или даже несколько
главных факторов, которые бы определяли характер образа России в той или иной
стране. Этот образ зависит как от политики России к данной стране, так и от
внутренней и внешней политики правительства данной страны, от
историко-культурных особенностей и этнического состава населения. Однако все
эти факторы действуют по-разному. К примеру, не существует прямой зависимости
между долей в населении русского и русскоязычного населения и степенью того,
насколько образ России положителен или отрицателен.
В Армении, где образ России наиболее позитивен, русское
население практически отсутствует. В то же время негативный образ России
существует в Эстонии, где этому во многом способствует наличие многочисленной
русской общины. В то же время в Казахстане, где доля русских выше, чем в
Эстонии, имидж России положителен, причем как у русских, так и у казахов. Образ
России, существующий у русского и преобладающего коренного населения данной
страны, совпадает только в Казахстане. В Эстонии и на Украине их образы
оказываются прямо противоположными.
Также не оказывает существенного влияния на образ России
конфессиональный состав населения. В преимущественно православной Украине образ
России оказывается скорее негативным, а в целиком православной Грузии –
наиболее негативным из всех пяти стран, тогда как в преимущественно
мусульманском Казахстане – вполне положительным.
По убыванию показателя позитивности в отношении к России
исследуемые страны можно расположить в таком порядке: Армения, Казахстан,
Украина, Эстония, Грузия. А с точки зрения отношения к позитивным утверждениям
в адрес современной России (к ним относятся следующие: «равноправный партнер»,
«покровитель и защитник», «родная страна», «источник культурных ценностей»)
распределение получилось таким: Казахстан (90,4 %), Армения (87,2 %), Украина
(76,7 %), Эстония (21,4 %), Грузия (0,4 %). Это распределение почти совпадает с
тем, которое получилось по показателям позитивности и дружественности, только
Армения и Казахстан поменялись местами. Это произошло из-за определения «родная
страна», которое оказывается значимым в Казахстане, где есть многочисленная
русская община, но не имеет никакого значения в Армении, где русских почти нет.
Если исключить это определение, то порядок будет точно таким же, как и по
показателям позитивности и дружественности.
Что же касается распределения исследуемых стран по отношению
к негативным утверждениям в адрес современной России – «угроза независимости»,
«империя, стремящаяся возродиться», «старший брат», «чужая страна с иной
культурой» – то в порядке нарастания негативных определений будет следующим: Казахстан
(3,6 %), Армения (12,5 %), Украина (23,3 %), Эстония (78,3 %), Грузия (99,3 %).
По убыванию положительного отношения к роли современной России по отношению к
государству, где живет респондент, исследуемые страны распределились следующим
образом: Армения (89,3 %), Казахстан (65,1 %), Украина (17,1 %), Эстония (9,0
%), Грузия (0,2 %) (см. рис.). Точно таким же оказывается распределение по
нарастанию негативного отношения.
Распределение по показателям отношения к роли России по
отношению к собственной стране, в наибольшей мере, отражает убывание позитива в
образе современной России. Максимально положителен он в Армении, чуть менее
положителен в Казахстане, слегка негативен на Украине, сильно негативен в
Эстонии и максимально негативен в Грузии. Можно не сомневаться, что в данное
распределение попадают крайние значения образа России: максимально
положительный – в Армении, максимально отрицательный – в Грузии, и образы
России во всех остальных государствах постсоветского пространства расположились
между двумя этим крайними точками нашей условной шкалы.
Данные опроса свидетельствуют, что в формировании образа
России на постсоветском пространстве главную роль играют СМИ, в первую очередь,
телевидение. Только в Эстонии роль Интернета сравнима с ролью телевидения.
Влияние же школьных учебников, книг и фильмов оказывается минимальным.
В целом данные проведенного социологического опроса
свидетельствуют, что на образ России наиболее сильно влияет ее политика по
отношению к соответствующим странам, и результаты этой политики накладываются
на представления о России, существующие еще с советских (А порой и досоветских)
времен. Культурно-ценностные характеристики существенной роли в формировании
образа России сегодня не играют.
Причем образы России в разных странах и у разных этнических
и социальных групп отличаются большой инертностью и не могут быть быстро
изменены за счет тех или иных кампаний в СМИ. В основном на этот образ влияют
изменения политических и экономических отношений Москвы с соответствующими
странами и изменения общей политической линии в самой России.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.