Пятница, 26.04.2024, 11:29
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Декабрь » 8 » Образ России на постсоветском пространстве
Образ России на постсоветском пространстве
00:11

Analitika.at.ua. Как воспринимали Россию на постсоветском пространстве в 2009 году? Какие факторы влияли на это? С какими позитивными и негативными ассоциациями связывается сегодня российская политика?

На эти вопросы попыталась ответить социологическая группа Ассоциации исследователей российского общества (АИРО-XXI). Для проекта, выполненного по заказу РИА Новости, были выбраны пять стран: Армения, Грузия, Эстония, Украина и Казахстан.

 

Это диктовалось их репрезентативностью для отдельных регионов – Южного Кавказа, Балтии, Восточнославянского региона и Центральной Азии. Эстония, Украина и Казахстан интересовали также как страны со значительной долей русского и русскоязычного населения, Грузия – как единственная страна, с которой у России был вооруженный конфликт, в результате которого Грузия вышла из СНГ.

В каждой из стран по репрезентативной выборке было опрошено по 800 респондентов, одновременно проводился контент-анализ по одной из ежедневных газет в каждой из стран, издаваемых на языке титульной нации. Были также изучены и проанализированы тексты публикаций, связанных с Россией, в СМИ этих стран в 2009 году.

 

Армения

 

Основными темами, повлиявшими на формирование образа России в Армении в уходящем году, были: российско-грузинская война в августе 2008 г. и ее годовщина, прокладка газопровода «Южный поток» в Закавказье, проблема Нагорного Карабаха и мирного урегулирования конфликта с Азербайджаном, вопрос об открытии армяно-турецкой границы и нормализации отношений с Турцией, параллельно с наметившимся российско-турецким сближением. В Армении впервые наметилась тенденция, которую обосновал бывший заместитель министра обороны Армении Ваана Ширханяна.

 

Он обратил внимание на то, что опыт «цветных революций» на постсоветском пространстве показал их низкую эффективность и бесперспективность, что было обусловлено их изначальной конфронтационностью с Россией. Из-за этого 2–3 года назад англосаксы избрали совершенно новую технологию-трансформацию, которую они весьма успешно применяют в Армении. Она предусматривает абсолютную внешнюю преданность местных влиятельных политиков России. Однако за этим фасадом происходит полная перестройка политических реалий.

 

За последние 2–3 года условный индекс «пророссийской настроенности» в армянском обществе снизился наполовину, а среди политической элиты – на 85–90%. «И это в условиях «трепетного» отношения нашего народа к России», – удивляется эксперт («Айастани зруцакиц», 23.07.2009 23 июля). Однако и контент-анализ армянской ежедневной газеты «Аравот» (за 8 месяцев 2009 г.) показал, что из 265 статей, посвященных России и российско-армянским отношениям, позитивными по отношению к России можно назвать 76 статей, негативными – 85, нейтральными – 104.

 

Грузия

 

Определяющим и единственным фактором, влияющим на восприятие России

 

в Грузии, является война 2008 г. и последующее признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии, а также связанная с этим угроза возникновения нового российско-грузинского конфликта. Резкую реакцию вызвали визиты деятелей грузинской культуры в Россию и деятелей российской культуры в Южную Осетию и Абхазию. Касаясь внутреннего положения в России, грузинские СМИ выделяют войну на Северном Кавказе, дезертирство российских военнослужащих в Грузию, преступность и техногенные катастрофы, демографические проблемы, преследование оппозиции и т. п.

 

Контент-анализ ежедневной газеты «Ахали Таоба» показал, что из 392 материалов за первые восемь месяцев 2009 г. о России и российско-грузинских отношениях 363 могут считаться негативными и 29 – нейтральными.

 

Казахстан


Главным фактором, влияющим на формирование образа России в этой стране, является курс правительства Казахстана на союзнические отношения между двумя странами. Вспомогательный фактор – некоторая напряженность в отношениях казахского и русскоязычного населения, которая почти не отражается в подцензурных СМИ. Для контент-анализа была взята ежедневная газета «Айкын». Из 447 материалов о России и российско-казахстанских отношениях 268 могут считаться позитивными, 59 – негативными и 120 – нейтральными.

 

Украина


На Украине на образ России влияли газовые споры, российско-грузинская война 2008 г. и ее последствия, споры по поводу русского языка. Дополнительными факторами можно назвать споры по поводу украинской истории, где главные темы – голодомор и отношение к украинской повстанческой армии (УПА), а также дискуссии в связи с 300-летним юбилеем Полтавской битвы. Контент-анализ ежедневной газеты «Дэнь» показал, что из 484 материалах о России и российско-украинских отношениях 113 могут считаться позитивными, 185 – негативными и 186 – нейтральными.

 

Эстония


Главным фактором, определяющим формирование образа России в Эстонии в 2009 году, стала российско-грузинская война 2008 г. и ее последствия.

 

Вспомогательный фактор – напряженность в отношениях с русскоязычным населением, постепенно ослабевающая со времен русско-эстонского противостояния вокруг «Бронзового солдата».

 

На образ России в эстонской прессе в наибольшей мере влияли проблема прокладки газопровода «Норд Стрим» («Северный поток»),  принятие Госдумой России поправок к закону «Об обороне», позволяющих использовать российские вооруженные силы за рубежом для защиты российских граждан, скандалы вокруг поездки мэра Таллина в Москву и в связи с исключением двух российских политиков из «черных списков» Шенгена. Для контент-анализа была взята ежедневная газета «Постимеэс». За первые восемь месяцев 2009 г. было найдено 314 материалов о России и российско-эстонских отношениях. Из них 98 могут считаться позитивными, 136 – негативными и 80 – нейтральными.

 

Сегодня нельзя выделить какой-то один или даже несколько главных факторов, которые бы определяли характер образа России в той или иной стране. Этот образ зависит как от политики России к данной стране, так и от внутренней и внешней политики правительства данной страны, от историко-культурных особенностей и этнического состава населения. Однако все эти факторы действуют по-разному. К примеру, не существует прямой зависимости между долей в населении русского и русскоязычного населения и степенью того, насколько образ России положителен или отрицателен.

 

В Армении, где образ России наиболее позитивен, русское население практически отсутствует. В то же время негативный образ России существует в Эстонии, где этому во многом способствует наличие многочисленной русской общины. В то же время в Казахстане, где доля русских выше, чем в Эстонии, имидж России положителен, причем как у русских, так и у казахов. Образ России, существующий у русского и преобладающего коренного населения данной страны, совпадает только в Казахстане. В Эстонии и на Украине их образы оказываются прямо противоположными.

 

Также не оказывает существенного влияния на образ России конфессиональный состав населения. В преимущественно православной Украине образ России оказывается скорее негативным, а в целиком православной Грузии – наиболее негативным из всех пяти стран, тогда как в преимущественно мусульманском Казахстане – вполне положительным.

 

По убыванию показателя позитивности в отношении к России исследуемые страны можно расположить в таком порядке: Армения, Казахстан, Украина, Эстония, Грузия. А с точки зрения отношения к позитивным утверждениям в адрес современной России (к ним относятся следующие: «равноправный партнер», «покровитель и защитник», «родная страна», «источник культурных ценностей») распределение получилось таким: Казахстан (90,4 %), Армения (87,2 %), Украина (76,7 %), Эстония (21,4 %), Грузия (0,4 %). Это распределение почти совпадает с тем, которое получилось по показателям позитивности и дружественности, только Армения и Казахстан поменялись местами. Это произошло из-за определения «родная страна», которое оказывается значимым в Казахстане, где есть многочисленная русская община, но не имеет никакого значения в Армении, где русских почти нет. Если исключить это определение, то порядок будет точно таким же, как и по показателям позитивности и дружественности.

 

Что же касается распределения исследуемых стран по отношению к негативным утверждениям в адрес современной России – «угроза независимости», «империя, стремящаяся возродиться», «старший брат», «чужая страна с иной культурой» – то в порядке нарастания негативных определений будет следующим: Казахстан (3,6 %), Армения (12,5 %), Украина (23,3 %), Эстония (78,3 %), Грузия (99,3 %). По убыванию положительного отношения к роли современной России по отношению к государству, где живет респондент, исследуемые страны распределились следующим образом: Армения (89,3 %), Казахстан (65,1 %), Украина (17,1 %), Эстония (9,0 %), Грузия (0,2 %) (см. рис.). Точно таким же оказывается распределение по нарастанию негативного отношения.

 

Распределение по показателям отношения к роли России по отношению к собственной стране, в наибольшей мере, отражает убывание позитива в образе современной России. Максимально положителен он в Армении, чуть менее положителен в Казахстане, слегка негативен на Украине, сильно негативен в Эстонии и максимально негативен в Грузии. Можно не сомневаться, что в данное распределение попадают крайние значения образа России: максимально положительный – в Армении, максимально отрицательный – в Грузии, и образы России во всех остальных государствах постсоветского пространства расположились между двумя этим крайними точками нашей условной шкалы.

 

Данные опроса свидетельствуют, что в формировании образа России на постсоветском пространстве главную роль играют СМИ, в первую очередь, телевидение. Только в Эстонии роль Интернета сравнима с ролью телевидения. Влияние же школьных учебников, книг и фильмов оказывается минимальным.

 

В целом данные проведенного социологического опроса свидетельствуют, что на образ России наиболее сильно влияет ее политика по отношению к соответствующим странам, и результаты этой политики накладываются на представления о России, существующие еще с советских (А порой и досоветских) времен. Культурно-ценностные характеристики существенной роли в формировании образа России сегодня не играют.

 

Причем образы России в разных странах и у разных этнических и социальных групп отличаются большой инертностью и не могут быть быстро изменены за счет тех или иных кампаний в СМИ. В основном на этот образ влияют изменения политических и экономических отношений Москвы с соответствующими странами и изменения общей политической линии в самой России.

 

Геннадий Бордюгов

Источник: Новости-Армения

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 738
Календарь новостей
«  Декабрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru