Analitika.at.ua. Глава действующего в Баку Управления мусульман Кавказа
(УМК) Аллахшукюр Паша-заде на днях выступил с такими откровениями, что вогнал в
ступор даже местные СМИ. Потому что даже в богатый на всякого рода перлы
послужной список пастыря азербайджанских мусульман с трудом вписывается
признание в том, что духовное лицо столь высокого ранга по сей день неспособно
понять значение такого понятия, как совесть. С другой стороны, хорошо знакомые
с деятельностью и предыдущими заявлениями Паша-заде люди вряд ли были
шокированы этими откровениями, поскольку последние вполне укладываются в
процесс форсированной деградации как этого человека, так и большей части
азербайджанского общества.
"ГОВОРЯТ, СВОБОДА СОВЕСТИ, СВОБОДА РЕЛИГИЙ. Я 33 ГОДА
ЯВЛЯЮСЬ ШЕЙХУЛЬИСЛАМОМ, но до сих пор так и не знаю, что такое совесть. И по
сей день я не уяснил для себя исчерпывающее значение понятия "свободы
совести", - заявил, как сообщает сайт Azeri Report, Аллахшукюр Пашазаде,
выступая на международной конференции на тему "Свобода религии и
убеждений: юридические, политические и общественные аспекты". Позже,
осознав, что сморозил, мягко говоря, глупость, глава УМК пояснил, что
"каждый имеет свои убеждения и сложно давать им названия, сложно понять,
что такое совесть". Однако в полной мере направленность мысли пастыря
проясняет следующий пассаж: оказывается, "он опечален тем фактом, что
позиции "тех, кто сидит за рубежом", и решения некоторых лидеров в
зарубежных странах противоречат "ценностям и законам" Азербайджана, и
они критикуют Азербайджан. "Всему в мире есть свои пределы. Права
человека, религиозные свободы, свобода совести также имеют свои границы. Когда
эти грани нарушаются, права человека также попираются", - резюмировал
Паша-заде.
Из всего этого сумбура можно сделать следующие выводы:
Аллахшукюр, во-первых, испытывает сложности в выборе "названий своим
убеждениям", а во-вторых, его лично коробит критика некоторых зарубежных
лидеров в адрес Азербайджана. "В период моего лидерства в Азербайджане,
особенно после независимости, я вижу много изменений, прогресса. Я думаю,
Азербайджан может быть примером толерантности для всего мира", - скромно
заметил лидер азербайджанских мусульман, наверняка намекая на собственные
заслуги в достижении "прогресса".
Мы не станем ввязываться в спор между зарубежными лидерами и
оскорбленным в лучших чувствах духовным пастырем. Однако оставаться
равнодушными к его искреннему признанию относительно совести, согласитесь,
просто невозможно. Редко кто из духовных лиц - если таковые вообще найдутся -
способен на подобную честность. Потому что совесть - одно из тех ключевых
понятий, которые в первую очередь должны быть свойственны человеку, принявшему
духовный сан и взявшему на себя миссию воспитания паствы. Но честность для
Паша-заде оказалась превыше всего остального, и он таки решился на шокирующее
признание. Возможно, для того, чтобы в дальнейшем к нему уже не было ни
малейших претензий относительно родственных совести понятий нравственности,
порядочности и общечеловеческих ценностей. Позволим себе также предположить,
что духовный пастырь давно уже завершил процесс приспособления этих категорий
под присущие одному только Азербайджану "ценности и законы", авторы
которых, несомненно, солидарны со своим пастырем в отношении к совести.
О МНОГОЧИСЛЕННЫХ ПРОЯВЛЕНИЯХ ПАТОЛОГИЧЕСКОГО НЕПОНИМАНИЯ
ПОНЯТИЯ "СОВЕСТЬ" со стороны того же Аллахшукюра писалось и пишется
немало, причем в самих азербайджанских СМИ. Нам, армянам, также хорошо
известные ярчайшие проявления как этого "непонимания", так и той
образцовой "толерантности", одним из примерных носителей которой в
"самом толерантном государстве мира", безусловно, является сам
духовный предводитель. Потому что только человек, неспособный понять, что такое
совесть, может вначале быть одним из организаторов чудовищных погромов армян в
Баку, затем заявить, что "ложь и предательство у армян в крови", а
после этого приехать в Ереван и, льстиво улыбаясь, произносить тосты за дружбу
между народами. Только человек, напрочь лишенный совести, может распространить
ложь о своем коллеге - посетившем Баку Католикосе Всех Армян - слив в прессу
"информацию" о том, что, дескать, он посетил "аллею
шехидов", а потом с невинным видом косвенно опровергнуть собственную дезу.
Впрочем, удивляться тут нечему. Совесть - категория
нравственная, а посему в основном не вписывающаяся в политический
"реестр". Аллахшукюр же, как следует из многочисленных публикаций в
азербайджанской прессе, давно уже превратился (если и не был изначально) из
лица духовного в политического мошенника-бизнесмена, для которого слепое
служение правящему клану и интересы собственного бизнеса превыше всего на свете
и уж точно куда выше интересов паствы. Вовсе не случайно, что именно в период
его "лидерства" в Азербайджане активно идет процесс закрытия мечетей:
когда духовный пастырь не понимает значения "свободы совести", ему ни
к чему ни мечети, ни храмы, ни синагоги. Напомним в связи с этим, что когда в
конце 1989 года в Баку была подожжена армянская церковь, Аллахшукюр не только
не осудил этот акт вандализма, но и стал, повторюсь, одним из организаторов
армянских погромов. В документальном фильме "Обыкновенный геноцид. Баку,
январь 1990" есть кадры, запечатлевшие Паша-заде в первых рядах
погромщиков, идущих на "штурм" стариков, инвалидов, женщин и детей.
С учетом всего сказанного и множества несказанного духовный
предводитель Азербайджана, что и говорить, будет и дальше испытывать
непреодолимые сложности с квалификацией своих "убеждений". Но это,
как говорится, его личные проблемы. Куда тревожнее тот факт, что человек без
совести является духовным пастырем азербайджанских мусульман, да еще и
претендует при этом на весь Кавказ. Известная поговорка "каков поп - таков
приход" в данном случае вряд ли исчерпывает всю глубину проблемы. Потому
что зараза бессовестности, охватившая вслед за пастырем огромную часть
населения и общества Азербайджана, несет в себе серьезную угрозу всему региону.
Угрозу, противопоставить которой можно и нужно в том числе
совесть. Марина ГРИГОРЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.