Понедельник, 27.09.2021, 15:49
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2012 » Сентябрь » 15 » Пенсионная реформа принесет в Армению чувство обеспеченности
Пенсионная реформа принесет в Армению чувство обеспеченности
00:22

Analitika.at.ua. С начала 2014 года в Армении будет действовать трехступенчатая пенсионная система, в которой будут присутствовать компоненты добровольной и обязательной накопительных пенсий. В подготовке к переходу к новой системе Правительству РА содействовала Программа реформ пенсионной системы и рынка труда (PALM – Pension and Labor Market Reform Project) Агенства США по международному развитию, которая на днях завершит свою деятельность. Руководитель Программы Роза Киаппе (Rosa Chiappe) корреспонденту АрмИнфо рассказала об итогах Программы,  а также о вызовах, которые Армения должна преодолеть на пути внедрения и становления новой для страны пенсионной системы.

 

Синьора Киаппе, каковы результаты трехлетней деятельности USAID/PALM? Насколько полезными были визиты в Армению экспертов, приглашенных в ходе программы?

 

В ходе реализации программы были достигнуты очень важные и значительные результаты как для Правительства РА, так и для USAID. Программа наладила эффективное сотрудничество с министерствами финансов, труда и социальных вопросов, Центральным Банком РА. В итоге, удалось создать целостное законодательное поле новой пенсионной системы. Она позволит диверсифицировать источники доходов граждан пенсионного возраста. Пенсионер будет иметь возможность получения пенсий как из частных пенсионных фондов, так и из государственного пенсионного фонда.

 

В рамках USAID/PALM была создана также база персонализированных данных пенсионеров в Комитете государственных доходов при Правительстве РА. Были проведены также осведомительные курсы как по передаче знаний о новой пенсионной системе, так и - о финансовой сфере. Программа Правительству РА передала также две модели актуарных расчетов.

 

В ходе программы USAID/PALM Армению посещали лучшие международные эксперты, в содействии которых было разработано 47 регулирующих актов. Прежде всего, следует отметить экспертов сферы рынка ценных бумаг, которые способствовали работам правительства по стимулированию создания частных пенсионных фондов. Значительным событием стали два визита одного из архитекторов накопительных пенсионных систем, бывшего министра труда и социальной защиты Чили Хосе Пинейры (Jose Pinera). У него много друзей в Армении, и он глубоко заинтересован в успехе пенсионных реформ в стране.

 

Таким образом, можно констатировать, что программа имела эффективный опыт сотрудничества, чему способствовали лучшие местные и международные эксперты. В итоге - по-моему, USAID/PALM удалось создать основы для пенсионных реформ и оставить в наследство лучшую пенсионную систему, которая может только быть. В USAID уверены в том, что новая пенсионная система Армении обеспечит благосостояние армянского народа, принесет чувство обеспеченности, приемлемые доходы и лучший уровень жизни для пожилых людей, а также создаст ряд активов, которые будут вложены в экономику страны.

 

Следует помнить, что сформированные пенсионные накопления должны будут вложены в экономику страны, станут предпосылкой для создания новых рабочих мест. Мы имели возможность проследить, как все это становится реальностью в Чили, Колумбии и во многих других странах. Вот почему мы так воодушевлены внедрением в Армении новой пенсионной системы, имея ввиду, что она принесет не только высокие пенсии, но и будет способствовать увеличению уровня благосостояния.

 

Я имела счастье видеть, как растет капитализация компаний в Латинской Америке - благодаря выпуску своих корпоративных облигаций. А это ведет к созданию множества рабочих мест. Именно в этом заключается вся красота накопительной пенсионной системы. И, фактически, каждый участник пенсионной системы имеет свою роль, право хозяина, что приводит к большей заинтересованности граждан в лучшей работе министерства финансов. Например, в Чили люди знают, что если это министерство работает плохо, то из-за этого уменьшаются пенсии. Люди благоразумны, когда дело касается их кармана.

 

Это одно из главных преимуществ накопительной пенсионной системы, когда люди получают право хозяина, а экономика становится более демократичной.

 

Какая связь существует между эмиссиями ценных бумаг со стороны частных компаний и накопительной пенсионной системой?

 

Пенсионные фонды покупают корпоративные облигации. Частные лица являются членами пенсионных фондов, и сбережения индивидуалов вкладываются в корпоративные облигации. Вот почему пенсионный фонд общественных работников Калифорнии (CalPERS - California Public Employees' Retirement System), в который входят в основном учителя, имеет активы в триллионы долларов.

 

Такие фонды оказывают давление на компании-эмитенты с тем, чтобы те применяли надлежащие схемы управления.

 

Синьора Киаппе, в каких странах Вы оказывали содействие по внедрению обязательных накопительных пенсионных систем? Исходя из Вашего опыта, расскажите какова разница и схожесть ситуации для начального этапа внедрения таких систем между Арменией и теми странами, где Вы оказывали содействие?

 

Для этого этапа разница между Арменией и, к примеру, Сербией и Болгарией в том, что в этих восточноевропейских странах уже существовали пенсионные фонды на тот момент, когда внедрялась обязательная накопительная пенсионная система. Кроме того, в Армении пока что не укоренилась культура сбережений, особенно, пенсионных. И из-за этого будет затруднена деятельность тех организаций, которые будут работать в пенсионной сфере.

 

А схожесть ситуации заключается в том, что как и в Армении, так и во многих странах Восточной Европы и Латинской Америки, где начиналось внедрение накопительной пенсионной системы, распространена неформальная занятость.

 

С другой стороны, в таких странах с малым рынком, как Боливия и Македония, рынок пенсионных фондов закрыт, и право на формирование таких фондов делегировалось на основе лицензирования 1-2 организаций. И при таких обстоятельствах сложно привлекать компании по управлению активов пенсионных фондов, и для этого фонды практиковали проведение осведомительных кампаний в финансовых центрах своих стран. Может и в Армении следовало бы пойти по пути лицензирования пенсионных фондов, но, с другой стороны, в Эстонии пошли по пути формирования открытого рынка фондирования пенсионных накоплений, как будет в Армении, и достигли успеха. Так что, абсолютного рецепта проведения реформ в пенсионной сфере не существует.

 

Следует учесть, что в той же Македонии и Боливии ситуация характеризовалась не только большой распространенностью неформальной занятости, но и низким уровнем ВВП на душу населения, что так же понижало привлекательность рынка этих стран для иностранных инвесторов. Таким образом, важно, чтобы пенсионные фонды обеспечивали достаточный объем поступлений, чтобы могли обеспечивать достаточный доход. Ведь управление активами пенсионных фондов - долгосрочный бизнес, который похож на бизнес по страхованию жизни.

 

По Вашей оценке, каким может быть оптимальное количество и совокупный объем потока пенсионных отчислений в армянские пенсионные фонды?

 

Считаю, что оптимальным для Армении является наличие 2-3 пенсионных фондов, что обеспечит нормальную зарплату для персонала сотрудников этих фондов. Следует учесть, что в первый год (2014 г.) действия обязательной накопительной системы совокупный объем пенсионных отчислений в фонды составит всего $100-150 млн. Это - небольшая сумма по сравнению с аналогичными средствами, поступающими в пенсионные фонды других развивающихся стран. И причина в том, что в Армении мало легальных работников, и они получают небольшие зарплаты.

 

Какие вызовы ожидают обязательную накопительную пенсионную систему Армении, после ее ввода в действие в начале 2014 года?

 

Очень важно, чтобы население страны было хорошо осведомлено о сути этой системы. Если население не будет испытывать уверенность по отношению системы, реформы не будут иметь успех.

 

Во-вторых, Центральный Банк РА должен быть хорошо подготовлен к регулированию отношений в пенсионной системе. Уверена, что Центробанк уже хорошо подготовлен к началу работы системы, и хорошо выполнит свои функции мегарегулятора в этой сфере.

 

В-третьих, необходимо, чтобы и рынок ценных бумаг был готов к работе в условиях новой пенсионной системы, что подразумевает "переваривание" большого объема потока пенсионных отчислений. И в этом направлении следует приложить огромные усилия, поскольку рынок ценных будет играть значительную роль в том плане, что частный сектор будет пользоваться средствами пенсионных фондов с целью финансирования своего бизнеса.

 

Необходимо также, чтобы акционерами компаний, которые будут управлять активами пенсионных фондов, были имеющие "чистую" бизнес историю субъекты. И их деятельность в управляющих компаниях будет жестко контролироваться Центробанком, поскольку на них возлагается большая ответственность. И они будут допущены к управлению активов пенсионных фондов по процедурам, которые по жесткости сравнимы с лицензированием банков.

 

Считаете ли возможным участие государства в управляющих компаниях?

 

Нет! Государство не должно заниматься этим, поскольку для этого нужны эксперты. И государство не может иметь такой специализации. Например, в Ирландии, где резерв государственной пенсионной системы составляет $1 млрд, управляющие этот резерв компании выбираются на конкурсной основе, что, прежде всего, преследует цель недопущения коррупции при управлении активами.

 

Какие риски для накопительной пенсионной системы могут исходить из рынка капитала, который в Армении характеризуется невысоким уровнем развития?

 

Это напоминает историю о курице и яйце. Рынок ценных бумаг начнет формироваться, как только в пенсионные фонды начнут поступать средства. Так происходило и в Европе, и в Латинской Америке, когда после формирования капитала в пенсионных фондах появились инвесторы.

 

Что касается страховых компаний, управляющих пенсионными накоплениями при заключении договоров о аннуитетных выплатах пенсий, то они должны развивать предложение таких продуктов, которые пока не представлены на рынке. Но программа USAID/PALM разработала соответствующую концепцию, которая будет предоставлена Правительству РА. Фактически, формирование института аннуитетных выплат страховыми компаниями продлиться до тех пор, пока не будут аккумулированы пенсионные отчисления в фондах, и пенсионеры не получат возможность переноса накопленных средств из фондов в страховые компании.

 

В этом аспекте также подчеркивается важность роли рынка ценных бумаг и выпуска правительством долгосрочных облигаций. В обратном случае, если государство не будет эмитировать их, то институт аннуитетных выплат вряд ли будет развиваться. Возможно, что применение этих выплат в дальнейшем станет обязательным для пенсионеров, накопивших на своем персональном счету значительные средства.

 

С другой стороны, важным условием является расширение рынка ценных бумаг, который должен обеспечивать выполнение обязательств по страхованию жизни. Переход на этап аннуитетных выплат страховыми компаниями потребует значительных затрат времени, и об этом нужно начать заботиться уже сегодня.

 

Кто и как продолжит работу, начатую программой USAID/PALM?

 

USAID приступит к проведению трех новых программ, чем не оставит в одиночестве Правительство РА в период конечной разработки и внедрения пенсионных реформ. Если USAID/PALM работала по направлениям реформ на рынке труда и пенсионного обеспечения, то одна из будущих программ USAID в Армении, будет заниматься содействием в сфере персонализированного учета пенсионеров в Комитете государственных доходов при Правительстве РА. А программа экономического и финансового развития будет нацелена на содействие в формировании добровольной и обязательной компонент пенсионной системы, рынка ценных бумаг, развитии страхового рынка, а также в повышении осведомленности населения о пенсионных реформах. Третья же программа будет нацелена на собственно пенсионные реформы - содействие в разработке политики, моделирования реформ, в развитии навыков и знаний по их проведению, создании инструментов информационных технологий для предоставления интегрированных социальных услуг. В этой программе также будет присутствовать компонент повышения уровня осведомленности о пенсионных реформах.

 

Отмечу, что для проведения осведомительной компании Министерство труда и социальных вопросов специальному фонду предоставило грант. Намечается содействие также других доноров. Самвел Саргсян

Категория: Экономика | Просмотров: 1127
Календарь новостей
«  Сентябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru