Analitika.at.ua. Есть в современном азербайджанском календаре и День
геноцида. В соответствии с президентским указом он отмечается 31 марта. Этот
документ Гейдар Алиев подписал 26 марта 1998г. Так он «приурочил» указ к
«семидесятилетию геноцида». В самом указе читаем: «Бакинская коммуна под
лозунгом борьбы с контрреволюционными элементами с марта 1918г. приступила к
осуществлению преступного плана, преследующего цель ликвидации азербайджанцев
всей Бакинской губернии».
Подписывая такой указ, Гейдар Алиев воспользовался
идеологическим наследием мусаватистов, тиражировавших в свое время миф «о
мартовских событиях». В этой связи возникает вопрос: а что такое «мартовские
события»?
После победы пролетарской революции в Петрограде и Москве
новое большевистское руководство для сохранения своей хрупкой власти вынуждено
было подписать с военными противниками Российской империи (Германией,
Австро-Венгрией, Турцией и Болгарией) «архитяжелый» мирный договор,
предусматривающий отказ от некоторых западных и южных земель бывшей Российской
империи. Вопрос о целесообразности подобных уступок вызвал резкую дискуссию в
большевистском стане и даже расколол его на отдельные лагеря. Тем не менее 3
марта 1918г. в городе Брест-Литовск этот документ был подписан, и
договаривающиеся стороны «решили впредь жить между собой в мире и дружбе».
В числе уступаемых земель значились и некоторые восточно -
армянские территории, а также порт Батум. Кроме того, большевики обязывались
очистить всю Западную Армению (в тексте – «Восточную Анатолию») от присутствия
армейских частей Российской империи. Ст. IV Брестского договора гласила:
«Россия сделает все от нее зависящее, чтобы обеспечить скорейшее очищение
провинций Восточной Анатолии и их упорядоченное возвращение Турции. Округа
Ардагана, Карса и Батума также незамедлительно очищаются от русских войск.
Россия не будет вмешиваться в новую организацию государственно-правовых и
международно-правовых отношений этих округов, а предоставит населению этих
округов установить новый строй в согласии с соседними государствами, в
особенности с Турцией».
Под «населением этих округов» подразумевались в основном
армяне. О последствиях отвода русских войск месяцами ранее (отметим, что первый
этап переговоров стартовал еще в декабре 1917г.) предупреждал Степан Шаумян. В
опубликованной в газете «Кавказский рабочий» статье он писал: «Внезапный отход
русских войск создает крайне тяжелое положение в Турецкой Армении. Мы уже знаем
о сотнях тысяч жертв, принесенных армянами за время этой проклятой войны
<...> Зная положение вещей в этой несчастной стране, мы должны быть
уверены, что там создается новый ад, прольются новые реки крови невинного
мирного населения. Наша революционная армия не может остаться безучастной к
судьбе этого населения».
Почти параллельно с подписанием Брестского договора
стартовали переговоры между Турцией и делегацией Закавказского Сейма –
временного представительного и законодательного органа власти в Закавказье,
созванного в феврале 1918г. в Тифлисе. Орган состоял из представителей партий
региона и избранных от Закавказья членов Всероссийского Учредительного
собрания. Переговоры проходили в Трапезунде.
Непосредственно перед началом переговоров османская армия
заняла Эрзерум, прорвала оборону Хнуса, Вана, Алашкерта, восстановила
утраченный в ходе войны контроль над Западной Арменией, над отвоеванными
русской армией шестью вилайетами.
Трапезундские переговоры выявили целый букет противоречий
между политическими силами Закавказского Сейма - иначе, собственно, не могло и
быть. Восточно-закавказские тюрки и тюрко-татары (представители партий
«Мусават», «Иттихад», «Мусульманский социалистический блок») тяготели к
Османской империи, позиция которой сводилась к предъявлению Закавказской
делегации требования о безоговорочном признании положений Брестского договора и
провозглашении собственной независимости.
«Добровольное» провозглашение суверенитета Закавказья
полностью соответствовало османским амбициям, ориентированным на курс
отторжения региона от России с перспективой его скорейшей (последующей)
оккупации. Брестский мир, каким бы унизительным для большевиков он ни был, все
же оставлял Закавказье в составе России (потому Степан Шаумян и появился в
середине февраля в нефтеносном Баку).
Османская империя нацеливалась на отторжение от России
отдельных северокавказских земель путем провозглашения ряда буферных
государств. В этом аспекте показательно, что первые массовые личные контакты
между турецкими черкесами и представителями национального движения Северного
Кавказа состоялись именно во время трапезундских переговоров. Руководитель
османской делегации, начальник штаба военно-морского флота Рауф бей тогда еще
специально подчеркнул, что с отделением Закавказья и Кавказа от России будет
ликвидировано почти двухсотлетнее «пленение» родственных народов, снят
искусственный барьер между турками и кавказскими мусульманами, укреплено
«единство соплеменных наций».
То есть османами грубо нарушалась и статья II Брестского
соглашения: «Договаривающиеся Стороны будут воздерживаться от всякой агитации
против правительства или государственных и военных установлений другой
Стороны». О степени серьезности турецких намерений «работать» и с
северо-кавказскими народами свидетельствует также тот факт, что горской
делегации был оказан прием на самом высоком уровне: ее принял султан и
руководители правительства – Энвер паша, Талаат паша и другие члены кабинета
министров.
Позицию восточно-закавказских тюрков (термина
«азербайджанец», напомним, не существовало) иллюстрирует заявление Фатали хана
Хойского: «Теперь настал тот момент, когда все народы должны сказать
определенно, чего они держатся, заключая мир, и в качестве кого они приступают
к переговорам о мире, считают ли они себя неразрывной частью России или нет?
Объявление независимости и самостоятельности Закавказья есть единственный выход
из создавшегося положения, единственное правильное разрешение вопроса».
В Трапезунде армянские и грузинские политики некоторые время
еще пытались выступать с единых позиций и совместными усилиями отстоять свои
права на отторгаемые земли. Подобная позиция вызвала негодование не только
тюрко-татарских, но и прежде всего османских делегатов. Отметим, что турецкая
делегация трактовала брестские договоренности весьма вольно, исходя из
осознания собственного военного превосходства. С одной стороны, она настаивала
на признании очерченных договором границ, однако с другой – принуждала
закавказские делегации отмежеваться от России посредством провозглашения собственной
независимости.
Столь же вольно толковалось положение Брестского договора о
праве населения отторгаемых территорий «установить новый строй в согласии с
соседними государствами, в особенности с Турцией». Когда был поднят вопрос о
предоставлении армянскому населению автономии в составе Османской империи,
ситуация накалилась до крайнего предела. Переговоры зашли в тупик, озвученная
же руководителем Закавказской делегации Акакием Чхенкели готовность пойти на
компромисс (как в вопросе территориальных уступок, так и по проблеме «армянской
автономии») ситуацию изменить уже не могла. Несмотря на все старания тюркских
делегатов, стороны не пришли к единому мнению и относительно целесообразности
провозглашения независимости. В марте 1918г. турецкая армия вновь перешла в
наступление.
В то время как армянские и грузинские переговаривающиеся
стороны дискутировали по вопросу отражения нового османского наступления
(которое уже приобретало все более реальные очертания), тюрко-татарские
организации Восточного Закавказья одна за другой представили свое понимание
ситуации. В частности, «Мусульманский социалистический блок» отметил:
«Отсутствие тесной органической спайки между нашей демократией и демократиями
остальных закавказских народностей <...> полное экономическое истощение
препятствуют к тому, чтобы незначительная, в смысле организованности, наша
демократия могла активно участвовать в этой войне в том смысле, как это могут
сделать демократии других народностей».
Конкретнее выступили другие партии. «Иттихад», акцентируя
внимание на особой историко-культурной солидарности кавказских и анатолийских
турок, заявила о своем неучастии в войне. Представитель «Мусавата»
Ш.Рустамбеков также подчеркнул, что «религиозная связь с Турцией не позволяет
нам принять активное участие в боевых действиях против Турции». Тогда же
грузинские и армянские депутаты Сейма обвинили тюркские партии в поддержке
Османской империи, «стремящейся осуществить давнишнюю программу объединения
Стамбула с Баку».
Азербайджанский автор Айдын Балаев по этому поводу
подчеркивает: «К чести азербайджанских депутатов, в условиях <...>
нагнетания антитурецкой истерии в Сейме они не поддались на эмоциональные и
воинственные призывы грузинских и армянских коллег, игнорирующие реалии
обстановки, и сумели сохранить взвешенную позицию». «Взвешенная позиция» – это
роль пятой колонны на Кавказе.
Таким образом, то, что называется «мартовскими событиями», –
это инициированная турками (османами) и закавказскими татарами (по официальной
терминологии) необъявленная война, нацеленная на установление контроля над
политически бесхозными (после краха Российской империи) закавказскими и
кавказскими землями и окончательное решение «армянской проблемы». Было учтено
все: время, возможности, предпосылки, региональные противоречия… Единственный
показатель, который при проведении мартовской операции так и не был точно
рассчитан, – степень армянского сопротивления, способность организовать
локальные очаги национальной самообороны вне зависимости от партийной
принадлежности, политических взглядов и убеждений.
Это был период, когда виднейший большевик Степан Шаумян
весьма продуктивно сотрудничал с Армянской революционной партией Дашнакцутюн –
подобная перспектива абсолютно не учитывалась турками (собственно, это
сотрудничество и превратило видного большевика в мишень азербайджанского
агитпропа). Естественно, в военных условиях не могло (уже по определению)
обойтись и без многочисленных жертв с обеих сторон. Вопрос в том, что любое
проявление армянского сопротивления изначально «обречено» в современном
Азербайджане именоваться и «террором», и «геноцидом азербайджанцев». Для
правильного понимания азербайджанских позиций всегда необходимо исходить из
того, что каждая форма армянского сопротивления уже изначально считается
«противоправной».
В ходе мартовских событий погибли тысячи мусульман и армян:
одни наступали, причем намеревались окончательно «разрешить армянский вопрос в
Восточном Закавказье», вторые – самоотверженно оборонялись, невзирая на все
партийные и идеологические разногласия. Обложка мартовского номера
издававшегося тогда в Москве журнала «Огонек» иллюстрировала именно
«армяно-мусульманскую резню в Баку», но никак не «резню мусульманского
населения». Стоит ли сомневаться в том, что при наличии оснований большевики
расписали бы в деталях «учиненные империалистами-дашнаками погромы»? Говорить
об односторонней политике редакции вообще не приходится: журнал «Огонек»
передавал беспристрастную информацию, за что, кстати, был закрыт в том же году.
Очевидно, что в случае прихода (в апреле 1918г.) к
руководству городом именно мусаватистов «мартовские события» не были бы так
растиражированы пантюркистской пропагандой и извращены почти до неузнаваемости.
Так или иначе, но уже в первых числах апреля турецкая армия начала новое
наступление на восточном направлении. Руководство операцией по взятию Баку
возлагалось на Нури пашу, прибывшего тогда с группой офицеров в район Казаха.
Здесь в его распоряжение поступила V Кавказская дивизия (командующий - Мюрсель
паша) – ядро формирующейся Кавказской Исламской армии. С южного фланга (со
стороны Джульфы и Тебриза) армию должны были поддерживать части I армейского
корпуса под командованием Карабекир паши. Собственно, с этого времени
«мартовские события» (иными словами – успешное армянское сопротивление)
трансформировались в удобный идеологический рычаг в деле собирания тюрков
Восточного Закавказья в единое государство.
Американского эксперта Майкла Смита никак невозможно
называть проармянски настроенным автором. Однако и он (представляющий события
истории преимущественно в азербайджанском ракурсе) прекрасно осознает и
принимает , что так называемые «мартовские события» – предмет политических
спекуляций, обрамленный мифами и легендами. Справедливо указывается, что
попытки использовать мартовское сопротивление армян в качестве механизма для
достижения своих целей впервые предпринимались еще мусаватистами, во времена
независимого азербайджанского государства, провозглашенного в мае 1918г.
«В короткий период существования Азербайджанской
Демократической Республики мартовские события, как писалось в редакционной
статье одного из официальных изданий, стали рассматриваться как избиение ни в
чем не повинных мусульман и как таинство национальной инициации, когда
Азербайджанская Республика "родилась из глубин анархии и вседозволенности”
русской революции <...>
В эти дни траура мусульмане скорбели о тысячах своих
единоверцев, погибших между 30 марта и 3 апреля. Руководители "Мусавата” умело
сменили трактовку мартовских событий: то, что они сначала определяли как унизительное
поражение, теперь именовалось выдающейся победой. Мартовские события позволяли
собрать разрозненные группы азербайджанцев в единую нацию. Они сделали
одновременное и общее соблюдение ритуалов Магеррама основой основ народного
суверенитета. Иными словами, азербайджанский культ нации был открыт через культ
мертвых шиитского ислама <...>
Используя мартовские события для построения мифа о создании
новой азербайджанской нации, "Мусават” достиг определенных успехов. В сознании
мусульманских рабочих Баку традиционная идея "уммы”, казалось, начала
соединяться с тем, что некоторые из них называли "чувством патриотизма” и
преданностью своей "родине”. Агитаторы из "Мусавата” всегда были рядом и готовы
напомнить своим братьям, что если уж они были готовы пролить свою кровь просто
потому, что были мусульманами и тюрками (как это было в марте 1918г.), они уж,
конечно, должны быть готовы теперь защищать независимость Азербайджана и гордо
нести свой азербайджанский трехцветный флаг с изображением полумесяца…
И все же в конце концов мусаватисты убедились, что
мартовские события и их гражданский Магеррам – слабая основа для национального
строительства». Panorama.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.