Главная » 2009»Декабрь»28 » Польский эксперт: У Азербайджана есть три альтернативы турецкому транзиту
Польский эксперт: У Азербайджана есть три альтернативы турецкому транзиту
12:52
Analitika.at.ua. С весны 2009 года, в ответ на процесс
нормализации армяно-турецких отношений, Азербайджан взялся за развитие
альтернативных турецким путей экспорта углеводородов. Об этом в статье
"Последствия сближения Турции и Армении после подписания протоколов 10
октября 2009 года в Цюрихе " пишет аналитик Бюро национальной безопасности
Польши Конрад Заштовт.
Он напоминает, что президент Азербайджана Ильхам Алиев
поставил под сомнение участие своей страны в стратегически важном для ЕС
газопроводе NABUCCO, заявляя, что существуют иные альтернативы. "Это
заявление следует рассматривать в качестве элемента переговоров, а не заявку на
реальный выход Азербайджана из проекта NABUCCO. Не кажется, что Баку мог и
хотел бы полностью отказаться от экспорта сырья в Турцию и через ее территорию
до Европы. Ни одна из альтернатив не является экономически и геополитически
более привлекательной, чем турецкие маршруты (нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан,
газопровод Баку-Тбилиси-Эрзрум, запланированный NABUCCO). Однако в связи с
турецко-армянским сближением Баку будет развивать иные пути экспорта в
российском, иранском и кавказско-черноморском направлениях", - пишет
Конрад Заштовт.
По словам эксперта, контракт с Россией на 500 млн куб метром
газа, это не то количество, которое составит серьезный процент в объеме
экспорта Азербайджана. Также, эту страну с соседним Ираном соединяет
трубопровод, по которому может экспортироваться до 7 млрд. куб. метров газа.
"Однако не кажется, что Баку пожелает слишком тесно сотрудничать с Ираном
в энергетической сфере. Во-первых, данное сотрудничество не сулит продажи сырья
по высоким ценам, как в случае с европейскими рынками. Во-вторых, это поставит
под угрозу отношения Баку и Вашингтона, который стремится к международной
изоляции Тегерана", - отмечает эксперт.
Третьей альтернативой Турции может быть экспорт
углеводородов по кавказско-черноморской трассе - через Грузию и Черное море до
украинской Одессы или румынской Констанцы, считает аналитик. По его мнению,
проявлением заинтересованности Азербайджана развитием румынского маршрута для
экспорта нефти и газа стал визит президента Алиева в Бухарест 28-29 сентября
2009 года. Тогда, предметами переговоров Алиева, кроме перспектив строительства
NABUCCO, стали также планы строительства терминала НПЗ в Констанце и
нефтепровода Констанца-Триест, куда должно поставляться азербайджанское сырье.
Азербайджанская нефть, как отмечает аналитик, может поставляться и на Украину.
В результате подписания контракта между ГНКАР и Укртранснафта в начале октября
2009 года, начались поставки азербайджанской нефти через терминал в Одессе до
самого большого НПЗ на Украине в Кременчуге. "Открытым остается вопрос
использования нефтепровода Одесса-Броды (и планируемого продления его до Плоцка
и Гданьска) для транзита азербайджанского сырья. Казалось бы, что нынешняя
заинтересованность Баку в поисках альтернативных турецким путей экспорта нефти
могут ускорить реализацию изначальной концепции - транспортировки нефти из
Одессы до Брод, а далее, после продления трубопровода, до Плоцка и Гданьска.
Однако, будущее этой трассы в большей степени зависит от конструктивных
действий украинской стороны и активности Польши. В случае дальнейшей стагнации
проекта Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск, Азербайджан может больше заинтересоваться
сотрудничеством с Румынией и проектом Констанца-Триест, - полагает Конрад
Заштовт в статье, опубликованной на сайте Института Центрально-Восточной
Европы.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.