Analitika.at.ua. Тысячелетняя хроника национальной жизни свидетельствует о
том, что армянский народ выявлял способность заявлять о своем политическом
суверенитете именно в период распада империй и резкого ослабления региональных
позиций метрополий. Эпохи крушения ассирийской и персидской мировых держав,
падение царства Селевкидов, раздробление Арабского халифата, закат Великой
Порты, политический крах Российской империи сопровождались также
провозглашением армянской национальной государственности.
В этом аспекте распад Советского Союза может быть воспринят
в армянском ракурсе лишь в качестве отдельного звена длинной хронологической
цепи. Рассмотрение факта провозглашения новой армянской государственности
именно в этой исторической плоскости обуславливает специфику армянского пути к
суверенитету. Ни один из бывших субъектов СССР объективно не в состоянии
конкурировать в этом отношении с Арменией.
Формула уникального национального выживания кроется в самом
вопросе: каким образом и в силу наличия каких именно главных факторов армянская
нация каждый раз оказывалась готовой к провозглашению собственной
независимости? Ответ на поставленный вопрос и является ключом грядущего дня
армянской истории.
Ценность формулы в том, что она ставит тенденциозный диагноз
текущего состояния общества, составляет рецепт и определяет противопоказания -
что недопустимо делать. В частности, главная база этнокультурной
преемственности в общественном сознании исторически основывается на доминанте
именно национальных ценностей, сформированных в течение веков, над личными
(сформированными в течение ряда лет). Так ли это сегодня?
Есть много других компонентов формулы, которые в тезисном
порядке должны быть изложены и приняты на вооружение. Необходимость фиксации
формулы имеет большое прикладное значение: крайне важно определить степень
соответствия современного уклада армянской жизни и проповедуемых ценностей
традиционным национальным приоритетам, обеспечившим очень высокий уровень
армянского этнокультурного иммунитета.
До сих пор наша официальная (заметим!) терминология
изобилует примерами, которые не только ущемляют национальное достоинство, но и
(как следствие) выступают в абсолютном противоречии с базовыми составляющими
армянского этнокультурного наследия. С учетом того обстоятельства, что подобные
примеры прямо или опосредованно тиражируются на государственном уровне, едва ли
стоит удивляться прочности и даже определенной "незыблемости" их
положения в общественном сознании.
Одним из самых ущербных и самых неприемлемых примеров
является искусственное отделение Нагорного Карабаха от Армении путем
последовательного тиражирования столь расхожего ныне словосочетания как
"Армения и Нагорный Карабах". Недопустимость такой формулировки
вскрывается в самом факте противопоставления одной из исторических областей
единой страны той же стране. С тем же успехом мы можем говорить об
"Армении и Сюнике" или "Армении и Лори".
Это вроде бы мелочь - на самом деле крайне принципиальный
момент. Своеобразный индикатор неспособности нашего официального и
общественно-политического (в целом) сознания фиксировать различие между двумя
понятиями "государство" и "страна". Были времена, когда
единая Армения (территория, на которой протекал этногенез армян, шлифовался и
выкристаллизовывался спектр национальных ценностей) представляла собой единое
царство. Если рассматривать такие периоды, то принципиального несоответствия
между двумя разными понятиями "страна" и "государство"
углядеть достаточно сложно как раз по причине почти полного соответствия
(слияния) самих границ.
Государство – это политический статус земель. Например, в
первой четверти позапрошлого века единая страна Армения политически подчинялась
сразу трем империям – Османской, Персидской и Российской. Именно в политическом
аспекте Ван был турецким, Шуши – российским, Ереван – персидским. Все они были
и оставались армянскими городами, но вместе с тем являлись частями разных
государств. И в этом случае различие между понятиями "страна" и
"государство" обнажалось уже со всей очевидностью и категоричностью.
Тем не менее даже в таких условиях использовались понятия "турецкая"
или "русская" Армения.
Вот уже более двадцати лет у нас тиражируется формулировка
"Армения и Нагорный Карабах" (или "Армения и Арцах"),
причем этого времени вполне хватило для того, чтобы столь ущербное и
неприемлемое словоупотребление завоевало сознание масс и стало самым
отвратительным отечественным стереотипом. Совершенно очевидно, что нужно
придерживаться единого принципа и единого подхода (либо отталкиваться только от
понятия "страна" - и тогда сама формулировка уже покажется абсурдной,
либо от понятия "государство" - и в таком случае провозглашать
неделимость "Республики Армения и Нагорно-Карабахской Республики").
Можем ли мы (например) вообразить возможность появления из недр азербайджанской
общественно-политической мысли такого словосочетания, как "Азербайджан и
Нагорный Карабах"?
Факт провозглашения независимой Республики Армения на
обломках Советской империи следует, таким образом, рассматривать не в аспекте
национальной борьбы за суверенитет (речь, естественно, не касается НКР), а в
контексте поиска исторической формулы армянского бытия. Примечательно в этой
связи и то, что определившаяся в процессе Карабахского движения новая
политическая элита республики, равно как и сам народ, выступала не за выход из
состава СССР и образование независимого армянского государства, а за
воссоединение двух армянских субъектов в рамках Советского Союза. То есть речь
шла еще о собирании страны.
Очевидно, что данный вектор в большей мере соответствовал
логике национального мироощущения, а принятое 1 декабря 1989г. совместное
постановление ВС Армянской ССР и Национального Совета НКАО о воссоединении
стало высшим ее проявлением.
В настоящее время два армянских государства (референдум о
независимости РА от 21 сентября 1991 года был проведен только на территории Армянской
ССР) пытаются дипломатическим путем засвидетельствовать право целого народа на
политическое самоопределение. Очевидно, что в самом обозримом будущем
Республика Армения должна признать независимость НКР, чем (помимо прочего)
покончить со столь несуразной формулировкой "Армения и Нагорный
Карабах". Вероятно, в этом и просматривается скрытый смысл дня 21
сентября, который все же никак нельзя считать окончательным в процессе
становления армянской государственности в Восточной Армении. Арис КАЗИНЯН, «Голос
Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.