Analitika.at.ua. В Москве, в Доме кино Союза кинематографистов России
состоялась долгожданная премьера художественного фильма "Прерванная
песня". Наконец-то можно говорить о фильме как о завершенном произведении,
представленном на суд зрителя. Зрителя заинтересованного и, безусловно, заранее
настроенного на определенное восприятие: очень уж большая шумиха со стороны
азербайджанского агитпропа сопровождала весь процесс создания фильма.
ДВА СОЛДАТА-АНТАГОНИСТА: АРМЯНИН И АЗЕРБАЙДЖАНЕЦ, ПЛЕННЫЙ И
КОНВОИР попадают в глубокую яму, из которой нет выхода. С течением времени
чувство взаимной ненависти сменяется пониманием, что противник - тоже человек,
желание перегрызть друг другу глотку - самопожертвованием, обусловившим
трагический финал: погибают оба.
Нельзя сказать, что выбранный авторами сюжетный ход
оригинален. Созвучную фабулу можно найти во многих фильмах, спектаклях и
литературных произведениях. Меняются костюмы главных героев, их национальность,
пол и вероисповедание, но психологический аспект везде выходит на первый план.
"Прерванная песня" режиссера Арика Манукяна не о
войне, не об истоках конфликта - об этом в фильме нет ни слова. Нет поиска
правых и виноватых. На первый взгляд это лишь попытка анализа некой
разновидности известного в психологии "стокгольмского синдрома" -
парадоксальной реакции привязанности и симпатии, возникающей у жертвы по
отношению к агрессору в процессе захвата заложников. Правда, в картине оба
главных героя стали заложниками ситуации и по сюжету попеременно выступают то в
роли палача, то в роли жертвы.
Но это лишь первый слой многослойного фильма, снятого далеко
не по канонам соцреализма. Он не просто насыщен символами, иносказанием и
глубинным смыслом, а перенасыщен ими. Враг, с которым общаешься, пусть и от
безысходности, со временем предстает человеком: оказывается, он испытывает те
же человеческие чувства, что и ты. Он так же верит - пусть в своего - в Бога, у
него такое же понимание долга перед своей родиной, перед памятью своих предков,
перед своим сыном. Даже мелодия, которую напевали твой дед и твой отец (в
фильме звучит музыка Саят-Новы), оказывается, столь же значима и для него.
Девиз картины - "Конечной целью войны является
мир" - обозначен самими авторами фильма. Увы, трагическая развязка - это
еще один символ. "Прерванная песня" пока не может зазвучать снова. Не
только на линии соприкосновения, где все еще нарушается режим прекращения огня,
но и в кинематографических грезах. По большому счету "Прерванная
песня" - фильм наднациональный, хотя и время, и место, и герои предельно
конкретны и узнаваемы. Но разве "болевые точки", обозначенные в
фильме, не найдут отклика у грузин и осетин, у евреев и палестинцев?
ПОСЛЕ ПРОСМОТРА ИНФОРМАЦИОННАЯ ШУМИХА АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ СМИ в
процессе съемок фильма кажется откровенно нелепой. Косвенное подтверждение тому
- мнение присутствовавшего на премьере главного редактора
информационно-аналитического портала "АзерРос" Вагифа Адыгезалова:
"В фильме были моменты злобы. Но она исходила как от армянина, так и от
азербайджанца. И это понятно, так как автор сценария и режиссер не планировали
приукрашивать ситуацию. Но какого-либо оскорбления в адрес азербайджанцев в
этом фильме я не заметил. Видно, что режиссер старался придерживаться
нейтралитета".
Между тем Азербайджанский молодежный союз России призывает
азербайджанскую диаспору бойкотировать картину "Прерванная песня".
Они увидели в ней попытку "представить солдата-азербайджанца кровожадным
оккупантом, а армянского солдата - благороднейшим человеком, защищающим свою
"родину".
И пока такая внутренняя установка - видеть негатив даже там,
где его и близко нет, - не будет изжита, прерванная песня не зазвучит вновь.
Фильм к этому и призывает. Георгий МИАНСАРЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.