Analitika.at.ua. Существует немало показателей, определяющих степень
состоятельности государств. При рассмотрении вопросов, связанных с иммунитетом
той или иной страны, на первый план, как правило, выдвигаются политические и
экономические показатели, хотя очевидно, что речь на самом деле должна идти о
целом комплексе взаимосвязанных факторов. С учетом демографических особенностей
и геополитического расположения Армении особое значение приобретает наличие
аналитических центров, способных представлять правительству разные сценарии
перспективных развитий на 10, 20, 30 лет вперед, в соответствии с которыми и
можно будет разрабатывать и выявлять механизмы противодействия возможным
угрозам.
ЕЩЕ В 2006 ГОДУ "ГА" В ЭТОЙ СВЯЗИ ПИСАЛ:
"Сегодня в условиях существования независимой армянской государственности
и в контексте совершенно неестественной демографической картины размещения
национального ресурса жизненно необходимо разработать государственную стратегию
армянской репатриации. Этот вопрос был актуален всегда, однако именно сейчас –
на фоне нового прилива напряженности на Ближнем Востоке - он вновь приобретает
насущный смысл. Официальному Еревану недопустимо и даже преступно пребывать в
роли пассивного очевидца массового распыления оставшегося (и без того в
катастрофически малом количестве) национального резерва. Государство обречено
иметь в своей структуре Министерство диаспоры, как и необходимо
функционирование правительственного аппарата по абсорбции, существующего в
странах, титульное население которых имеет большую диаспору. Мы должны уметь
вычислять вероятные векторы перспективных миграционных потоков, определять
степени возможной ассимиляции на местах, координировать сам процесс,
поддерживать постоянный контакт с нашими соотечественниками и в итоге научиться
предотвращать само растворение армянского населения в чуждой среде.
Альтернативы этому нет". ("ГА", 27.07.2006, "Билет в один
конец").
Ситуация с нашими соотечественниками в Сирии – наглядная
иллюстрация того, как нельзя работать. Еще несколько лет назад было очевидно,
что сирийские армяне рано или поздно вынуждены будут покинуть эту страну, так
как нарастающая год от года напряженность в ближневосточном регионе не предоставляла
им другого выбора. Мы тогда специально акцентировали наше внимание на Сирии –
более благополучной на тот момент и спокойной (в сравнении с соседними
государствами) стране, чтобы подчеркнуть главное: вне зависимости от
"текущего спокойствия" завтра все не только может в корне измениться,
но и изменится.
В ЧАСТНОСТИ, МЫ ПОДЧЕРКИВАЛИ: "Перманентно напряженная
ситуация на Ближнем Востоке характеризуется своеобразной частотой напоминания о
себе, весьма походящей на цикличность приливов и отливов. Эти приливно-отливные
стадии напряженности оказывают огромное воздействие и на национальную жизнь:
каждый новый отлив вбирает очередные волны миграционных потоков и уносит их с
собой в бездну ассимиляции. Самым судьбоносным образом выступает эта проблема в
отношении армянского населения региона. Если в 1918 году численность наших
соотечественников в одной только Сирии составляла более 142 000 человек, то в
настоящее время этот показатель оценивается в количестве порядка 50 тысяч. В
настоящее время сирийские армяне остались лишь в нескольких населенных пунктах,
наиболее крупными из которых являются общины Алеппо, Дамаска, Камышли и Кесаба.
Армянское правительство обречено на разработку стратегии
репатриации, так как в противном случае нация лишается важнейшей своей составляющей.
Нельзя забывать, что именно наши ближневосточные общины характеризуются
максимальной концентрацией сугубо национального мироощущения и, в отличие от
прочих общин Спюрка, в меньшей степени подвержены влиянию привнесенных
ценностных установок. Поэтому недопустимо распылять это качество. В настоящее
время армянское население региона объективно предрасположено к миграции, и в
этой связи жизненно важно не отпускать их в неопределенность, а суметь
организовать переселение в Армению. В частности, сельский уклад жизни,
характерный для части наших соотечественников на Ближнем Востоке, может и
должен быть адаптирован к новой почве освобожденных территорий. Причем
переселение должно осуществляться коммунами, а не на уровне отдельных семей.
Тем самым мы можем решить не только стратегическую задачу сохранности
национального ресурса, но и демографически освоить Арцах".
Этот вопрос поднимали не только мы. Но шесть лет назад все
эти постановки так и остались на бумаге, и никаких соответствующих шагов
предпринято не было. Учреждение Министерства диаспоры не оказало
концептуального воздействия на пересмотр в корне ущербного официального мнения
о том, что "большой Спюрк - это национальное богатство" (а не
национальный позор, как оно есть на самом деле). В лучшем случае наши
правительственные структуры лишь поспевают за событиями и не игнорируют их
полностью.
Так, на днях Министерство иностранных дел Армении сообщило,
что в дамасском квартале Джобар при неизвестных обстоятельствах убито трое
армян. Епархия Армянской Церкви в Дамаске сообщила, что прилагает усилия с
целью вынести тела убитых из зоны конфликта и в связи с этим ждет подходящего
момента, чтобы суметь пройти в зону конфликта (31 августа появилось сообщение,
что тела наконец удалось вывезти. – Ред.). Все подобные сообщения,
последовательное чередование коих как раз и составляет хронику последних
сводок, являются подтверждением полного отсутствия у нас грамотной
государственной политики в отношении судеб наших ближневосточных
соотечественников, а если в более широком смысле - национального ресурса в
целом.
ПОКАЗАТЕЛЬНО, ЧТО САМИ ВОПРОСЫ. КОТОРЫЕ ЕЩЕ ЛЕТ ШЕСТЬ НАЗАД
были подняты нашей газетой, настолько естественно вытекали из анализа
"ближайших перспектив", что уже сегодня они (увы, так же стихийно и
неорганизованно, как и все прочее) все равно пробиваются сквозь пустыню
отечественного безразличия. Так, 29 августа армянские информационные агентства
обнародовали письмо Степана Григоряна, жителя арцахского села Патара, со
следующим содержанием: "Происходящие в Сирии события, вызовы, нависшие над
сирийским армянством, стали поводом для размышлений и активных действий всего
армянства и особенно двух армянских государств. Приветствуя готовность властей
Арцаха принять сирийских армян, рад сообщить, что многие арцахцы готовы
предоставить принадлежащие им дома нашим соотечественникам, нуждающимся в
жилье, на длительный срок без арендной платы. Думаю, это хорошее предложение
для тех сирийских армян, которые пожелают переселиться в села Арцаха и готовы
заняться сельскохозяйственной работой.
Во многих селах Арцаха есть свободные дома, владельцы
которых с радостью предоставят их желающим на некоторое время. Уверен, что
общины выделят семьям переселенцев принадлежащие им земельные наделы. Свой
второй дом, находящийся в селе Патара Аскеранского района Арцаха, я готов
предоставить с этой целью. Как минимум еще 5 семей в селе Патара готовы пойти
на аналогичный шаг. Надеюсь, что этот наш шаг станет началом крупной акции, в
результате которой можно будет найти несколько сот домов в разных селах
Арцаха".
Это письмо – "движение снизу", которое рано или
поздно должно было как-то заявить о себе на фоне отсутствия "движения
сверху". Но как именно будут развиваться процессы именно на этом
направлении - сказать трудно, тем более что наш политический истеблишмент,
кажется, все еще предпочитает с несравнимо большим усердием заниматься
внутриполитическими интригами, особенно на фоне приближающихся выборов. Арис
КАЗИНЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.