Analitika.at.ua. Международная авиационно-космическая выставка ILA-2012
закончила свою работу в это воскресенье. Она впервые проходила в это время в
Берлине на территории международного аэропорта Berlin Brandenburg International
в выставочном комплексе Berlin ExpoCenter Airport. Организатором выступил
Федеральный союз аэрокосмической промышленности Германии и выставочная
организация "Мессе Берлин". На ILA-2012 свою продукцию
продемонстрировали более 1200 компании из 36 стран, включая Россию. На салоне
было также представлено около 270 летательных аппаратов.
Обычно немецкие авиасалоны проводились в мае по четным
годам. Но в 2011 г. на сессии президиума Ассоциации аэрокосмической
промышленности Германии (BDLI) было принято решение о переносе сроков
проведения салона ILA-2012 на сентябрь. Это решение было связано с тем, что в
июне в Париже по четным годам проводится салон вооружений
"Евросатори-2012", а в июле в Лондоне авиационно-космический салон
Фарнборо. Поэтому специалистам приходилось выбирать, куда ехать в первую очередь.
Но поскольку выставка ILA всегда уступала по ряду причин (и по значимости, и по
рейтингу) и Фарнборо, и Ле Бурже, и Дубаю, а по летной программе даже МАКСу, то
ответ на этот вопрос становится вполне понятным.
Особых сенсаций ILA-2012 не принесла. Несмотря на то что
сама канцлер Германии Ангела Меркель принимала участие в открытии салона и
разрезала ленточку, большого ажиотажа это не вызвало ни у журналистов, ни у
специалистов. Больше никого из руководителей стран, участвовавших в выставке,
не наблюдалось. И даже президент России Владимир Путин, не упускающий
возможности принять личное участие в такого вида мероприятиях, тоже не прилетел
в Берлин, хотя до сих пор не известно, приглашали ли его вообще на этот салон.
Что же интересного можно было увидеть на ILA-2012? Наверное,
это, прежде всего, полеты перспективного военно-транспортного самолета (ВТС) A400M.
Именно на этом салоне он впервые поднялся в небо, после того как в одном из его
двигателей TP400-D6 производства Europrop International обнаружили стружку в
масле. Это произошло в ходе летных испытаний самолета незадолго до авиашоу
"Фарнборо-2012". И российские остряки сразу заявили о том, что
проблемы с качеством сборки авиадвигателей в объединенной Европе -
производителе А400М такие же, как и в России, и западным двигателистам нечего
хвастаться супернадежностью своих моторов: все бывает, тем более в
испытательных полетах. При этом программа аналогичного А400М
российско-украинского военного транспортного самолета Ан-70 по-прежнему под
вопросом, хотя он взлетел раньше европейца почти на десять лет.
Пристальное внимание и зрителей, и посетителей салона
привлекла впервые появившаяся на выставке специальная стоянка PLAZA, на которой
разместились беспилотные летательные аппараты (БЛА) в основном зарубежные; Barracuda,
Predator и Euro Hawk, Aladin), KZO и Luna. Российские БЛА были, как всегда,
представлены макетами и плакатами. В специальной зоне аэродрома roger Airfield
были представлены самолеты авиации общего назначения, в частности, впервые
демонстрируемый немецкий электросамолет с солнечными батареями на крыле и
оперении Elektra One Solar. Этот самолет даже сделал полет по кругу в течение
шести минут. Однако эксперты утверждают, что такие летательные аппараты могут
летать сутками, лишь бы солнце светило.
Чем же удивила Россия? В салоне прияли участие 57 российских
организаций, в том числе ОАО "РСК "МиГ" и ОАО "ОПК
"Оборонпром". И оба они представили достойную продукцию. Первый
продемонстрировал легкий истребитель МиГ-35. Правда, он не летал на салоне и
был представлен макетом, но своей ценности при этом не потерял. Он отличается
от своего предшественника МиГ-29 качественно новыми характеристиками. Этот
самолет поколения "4++" спроектирован для требовательных заказчиков,
как в России, так и за рубежом, которые нуждаются в самолетах нового
технологического уровня. Они должны превосходить и превосходят по боевым и
эксплуатационным качествам истребители четвертого поколения и успешно
противостоят в воздушных боях самолетам пятого поколения.
МиГ-35 это - многофункциональный самолет, который, оставаясь
по массово-габаритным параметрам в среднем классе, по эффективности и
универсальности приближается к уровню лучших тяжелых истребителей. В качестве
основного пути повышения боевой эффективности МиГ-35 было избрано
совершенствование бортового радиоэлектронного оборудования. Оно носило
эволюционный характер: от модели к модели доля систем и приборов пятого
поколения увеличивается. Совершенствование аэродинамики МиГ-29, позволило при
проектировании МиГ-35 примерно на 50% увеличить внутренний запас топлива и в
три раза – боевую нагрузку. На истребителе улучшены несущие свойства крыла и
повышена прочность конструкции.
Его двигатели РД-33МК имеют повышенную на 10% тягу,
увеличенную надежность и больший ресурс, бездымную камеру сгорания. Уже теперь
никто не назовет этот самолет "курящим бандитом", как характеризовали
некоторые западные злопыхатели МиГ-29 за дымный след, появляющийся за самолетом
на некоторых режимах полета. Да, МиГ-35 не выиграл индийский тендер, но и
последнего слова он еще не сказал.
Как ни странно, порадовали своими экспозициями и космические
предприятия России. На стендах объединенной выставочной экспозиции организаций
ракетно-космической промышленности были представлены макеты ракеты-носителя
"Союз", космических аппаратов "Глонасс-К",
"Луч-5А", "Бион-М", космических кораблей
"Союз-ТМ", "Прогресс-М", приборы для демонстрации
трехмерных фотографий из космоса, макеты стартовой платформы комплекса морского
базирования "Морской старт" и стартового комплекса для РН
"Союз". Правда, почти все они были разработаны еще в СССР, а
последние аварии ракет-носителей очень сильно подорвали реноме российской
космической промышленности.
Как всегда, порадовали российские вертолетостроители. На
выставке третий производитель вертолетов в мире холдинг "Вертолеты
России", входящий в "Оборонпром", представил актуальный
модельный ряд вертолетов. Одна из наиболее востребованных моделей - Ка-32А11ВС
- используется в странах Евросоюза для тушения сезонных летних пожаров. Помимо
этого, на экспозиции холдинга были показаны перспективные многоцелевые
вертолеты Ми-38 и Ка-62, а также новый средний Ми-171А2 - многоцелевой
вертолет, разработанный на основе серии Ми-8/17.
О серьезности намерений холдинга говорит и заявление
генерального директора "Вертолетов России" Дмитрия Петрова, в котором
он утверждает, что "холдинг планирует увеличить на 25% - 30% объем своей
деятельности в этом году и поставить заказчикам более 300 вертолетов" (в
2011 г. эта цифра составляла 262 вертолета). Также немаловажное значение для
выхода холдинга на международные рынки капитала стала подготовка к размещению
евробондов на сумму не меньше $300 млн к концу 2012 - началу 2013 года.
В конце хочется привести некоторые интересные факты из
истории этого салона. Стоимость билетов для деловых посетителей на один день
составляла €55, пропуска на три дня - €135. Для обычных посетителей стоимость
разового билета не превышала €22. Для инвалидов, учеников, студентов билеты
распространялись по смешной цене - €14 (если учесть, что средняя зарплата в
Германии составляет €2 тыс., стипендия €600 - 700, пособие по инвалидности €800
- 1200). Система пропуска всех посетителей работала великолепно, как всегда: ни
очередей, ни хамов–омоновцев или полицейских. Всего же на салоне побывали чуть
больше 200 тысяч посетителей и специалистов. Yтро.ru
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.