Analitika.at.ua. Заявление Барака Обамы относительно того, что в случае
применения в Сирии режимом Асада химического оружия США прибегнут к
вооруженному вмешательству, активизировало комментарии относительно возможности
американского вторжения в эту страну. Параллельно появилась информация о
подготовке Пентагоном плана точечной операции силами специального назначения по
ликвидации запасов сирийского химического оружия.
В ЦЕЛОМ ТАКОЙ ВАРИАНТ ВЫГЛЯДИТ НЕ ТАК УЖ И ФАНТАСТИЧНО,
особенно с учетом того, что в мае в Иордании были проведены маневры сил
спецназначения "Энергичный лев – 2012" при участии США и еще 18
стран. При этом в вопросе сирийского химического оружия озабоченность
Вашингтона связана не столько с возможностью его применения правящим в стране
режимом, сколько с опасениями относительно попадания его не в те руки в
условиях царящего в Сирии хаоса, что может представлять угрозу и для Израиля. В
то же время ряд экспертов скептически относятся к возможности ликвидации
сирийского химического арсенала в ходе точечной операции, с учетом его
географической рассредоточенности и защищенности.
Между тем очевидно, что пойти на широкомасштабную операцию
по смене режима США пока не хотят, и, кстати, попытки объяснить это нежелание
противодействием со стороны России и Китая в Совбезе ООН несостоятельны. Ведь
не помешало Вашингтону отсутствие соответствующей резолюции в Югославии и
Ираке. В действительности здесь на позицию Вашингтона влияет целый ряд
факторов. Это и соображения внутриполитического характера (грядущие
президентские выборы), и понимание сложности обстановки в Сирии, в частности
наличие у режима Асада массовой базы, а также более высокая по сравнению,
например, с ливийскими боеспособность сирийских вооруженных сил. В силу этого
Вашингтон до сих пор ограничивался в первую очередь предоставлением сирийской
оппозиции невоенной помощи, а также через ЦРУ пытался контролировать и
распределять военную помощь, предоставляемую со стороны Турции, Саудовской
Аравии и Катара.
Последнее направление важно для США и как средство получения
рычага влияния и канала информации о группировках вооруженной сирийской
оппозиции, хотя в этом вопросе страны Запада до сих пор в основном зависят от
Турции и Саудовской Аравии. В то же время указанные факторы не мешают США
пытаться выжать максимум из ситуации вокруг Сирии, прежде всего с целью
изоляции Ирана и расчленения оформившейся в 2006-2007 гг. так называемой
"шиитской оси" в составе Ирана, Сирии и ливанской
"Хизбалла". Так, в июле-августе Вашингтон осуществил одновременное
наращивание санкций в отношении Ирана, Сирии и "Хизбалла". При этом
характерно, что в 2009- 2010 гг. Вашингтон активно пытался наладить отношения с
Сирией с целью отдаления ее от Ирана, однако Дамаск тогда оказался не готов
пожертвовать своим партнерством с Тегераном.
В ТО ЖЕ ВРЕМЯ В ПАССИВНОСТИ ВАШИНГТОНА ПО СИРИИ
ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ и мотив геополитической конкуренции с ЕС. При администрации
Обамы еще более укрепилась тенденция к регионализации американской внешней
политики и на первый план в системе ее приоритетов вышли Восточная Азия и
Латинская Америка. При этом регион Средиземноморья рассматривается как своего
рода сфера влияния ЕС и прежде всего Франции. В силу этого США мало привлекает
перспектива "таскать каштаны из огня" для европейцев, которые
заинтересованы в содействии Вашингтона, пусть даже оно и приведет к укреплению
зависимости европейского центра силы от США. В этом плане во многом повторяется
ситуация вокруг Ливии, когда США достаточно неохотно приняли участие в военной
операции и постоянно стремились сократить свое в ней участие.
В свою очередь геополитическая активность ЕС во многом
парализована продолжающимся "еврокризисом", да и в целом
военно-экономической неготовностью европейских стран самостоятельно вынести
крупномасштабную военную операцию в Сирии. Именно в силу этих факторов Франция
в настоящее время лишена возможности играть роль военно-политического лидера ЕС
и, хотя Париж одним из первых выступил с предложением об установлении в Сирии
бесполетной зоны, без поддержки США данная инициатива пока остается на уровне
заявлений. В то же время в последнее время активность европейских государств в
вопросе Сирии постоянно растет. Так появилась информация о помощи Лондона в
подготовке повстанцев и передаче им разведданных, а также о том, что данные
разведки сирийской оппозиции поставляет и корабль ВМС Германии, находящийся в
Восточном Средиземноморье. Параллельно Париж наращивает контакты с
определенными группировками оппозиции, проталкивая свою идею по формированию в
Сирии переходного правительства.
ЕЩЕ ОДНОЙ СПЕЦИФИЧЕСКОЙ КОЛЛИЗИЕЙ СИРИЙСКОГО КРИЗИСА в части
внешнего вмешательства наряду с относительной пассивностью США и ЕС стала
ключевая роль региональных центров силы - прежде всего Саудовской Аравии и
Турции. Именно последняя выступает одним из сторонников создания на территории
Сирии бесполетной зоны. В то же время в последнее время курс Анкары по Сирии
вызывает массу критики внутри страны. В свое время налаживание в 2000-х годах
отношений с Сирией было одним из факторов роста регионального веса Турции, и
еще в июне 2010 г. было подписано соглашение о создании зоны свободной торговли
в составе Турции, Сирии, Иордании и Ливана. Параллельно Турция выступала
посредникам на израильско-сирийских мирных переговорах. Теперь же помимо того,
что Турция получила очаг нестабильности у своих границ, однозначно прозападная
позиция Анкары по Сирии осложнила и ее отношения с Ираном. До сих пор Турция
приложила много усилий, для того чтобы маневрировать между Западом и ИРИ,
выступая в роли посредника в ходе переговоров по ядерной программе Тегерана.
Сегодня это поле для маневра Анкары резко сузилось, и ее позиция в большей
степени идентифицируется с позицией Запада.
Одним из последних проявлений движения Анкары в фарватере
курса Вашингтона стало формирование в августе американо-турецкой "группы
оперативного планирования" по Сирии, проведшей в конце августа первое
заседание. Параллельно в конце июля Турция по сути создала на границе с Сирией
своего рода буферную зону, сконцентрировав там силы ПВО. Но на большее Анкара
самостоятельно пойти не решается, а Запад во многом парализован по уже
изложенным выше причинам. В то же время нельзя исключать, что активизация в
последнее время курдской террористической активности на юге Турции может
толкнуть Анкару и на более активные действия. Примечательно, что после
последних терактов Турция вновь обвинила Дамаск в поддержке курдских
сепаратистов и призвала создать на севере Сирии "буферную зону".
Давид АРУТЮНОВ, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.