Воскресенье, 22.05.2022, 21:53
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2012 » Сентябрь » 1 » Сирия: вторжение или спецоперация?
Сирия: вторжение или спецоперация?
00:05

Analitika.at.ua. Заявление Барака Обамы относительно того, что в случае применения в Сирии режимом Асада химического оружия США прибегнут к вооруженному вмешательству, активизировало комментарии относительно возможности американского вторжения в эту страну. Параллельно появилась информация о подготовке Пентагоном плана точечной операции силами специального назначения по ликвидации запасов сирийского химического оружия.

 

В ЦЕЛОМ ТАКОЙ ВАРИАНТ ВЫГЛЯДИТ НЕ ТАК УЖ И ФАНТАСТИЧНО, особенно с учетом того, что в мае в Иордании были проведены маневры сил спецназначения "Энергичный лев – 2012" при участии США и еще 18 стран. При этом в вопросе сирийского химического оружия озабоченность Вашингтона связана не столько с возможностью его применения правящим в стране режимом, сколько с опасениями относительно попадания его не в те руки в условиях царящего в Сирии хаоса, что может представлять угрозу и для Израиля. В то же время ряд экспертов скептически относятся к возможности ликвидации сирийского химического арсенала в ходе точечной операции, с учетом его географической рассредоточенности и защищенности.

 

Между тем очевидно, что пойти на широкомасштабную операцию по смене режима США пока не хотят, и, кстати, попытки объяснить это нежелание противодействием со стороны России и Китая в Совбезе ООН несостоятельны. Ведь не помешало Вашингтону отсутствие соответствующей резолюции в Югославии и Ираке. В действительности здесь на позицию Вашингтона влияет целый ряд факторов. Это и соображения внутриполитического характера (грядущие президентские выборы), и понимание сложности обстановки в Сирии, в частности наличие у режима Асада массовой базы, а также более высокая по сравнению, например, с ливийскими боеспособность сирийских вооруженных сил. В силу этого Вашингтон до сих пор ограничивался в первую очередь предоставлением сирийской оппозиции невоенной помощи, а также через ЦРУ пытался контролировать и распределять военную помощь, предоставляемую со стороны Турции, Саудовской Аравии и Катара.

 

Последнее направление важно для США и как средство получения рычага влияния и канала информации о группировках вооруженной сирийской оппозиции, хотя в этом вопросе страны Запада до сих пор в основном зависят от Турции и Саудовской Аравии. В то же время указанные факторы не мешают США пытаться выжать максимум из ситуации вокруг Сирии, прежде всего с целью изоляции Ирана и расчленения оформившейся в 2006-2007 гг. так называемой "шиитской оси" в составе Ирана, Сирии и ливанской "Хизбалла". Так, в июле-августе Вашингтон осуществил одновременное наращивание санкций в отношении Ирана, Сирии и "Хизбалла". При этом характерно, что в 2009- 2010 гг. Вашингтон активно пытался наладить отношения с Сирией с целью отдаления ее от Ирана, однако Дамаск тогда оказался не готов пожертвовать своим партнерством с Тегераном.

 

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ В ПАССИВНОСТИ ВАШИНГТОНА ПО СИРИИ ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ и мотив геополитической конкуренции с ЕС. При администрации Обамы еще более укрепилась тенденция к регионализации американской внешней политики и на первый план в системе ее приоритетов вышли Восточная Азия и Латинская Америка. При этом регион Средиземноморья рассматривается как своего рода сфера влияния ЕС и прежде всего Франции. В силу этого США мало привлекает перспектива "таскать каштаны из огня" для европейцев, которые заинтересованы в содействии Вашингтона, пусть даже оно и приведет к укреплению зависимости европейского центра силы от США. В этом плане во многом повторяется ситуация вокруг Ливии, когда США достаточно неохотно приняли участие в военной операции и постоянно стремились сократить свое в ней участие.

 

В свою очередь геополитическая активность ЕС во многом парализована продолжающимся "еврокризисом", да и в целом военно-экономической неготовностью европейских стран самостоятельно вынести крупномасштабную военную операцию в Сирии. Именно в силу этих факторов Франция в настоящее время лишена возможности играть роль военно-политического лидера ЕС и, хотя Париж одним из первых выступил с предложением об установлении в Сирии бесполетной зоны, без поддержки США данная инициатива пока остается на уровне заявлений. В то же время в последнее время активность европейских государств в вопросе Сирии постоянно растет. Так появилась информация о помощи Лондона в подготовке повстанцев и передаче им разведданных, а также о том, что данные разведки сирийской оппозиции поставляет и корабль ВМС Германии, находящийся в Восточном Средиземноморье. Параллельно Париж наращивает контакты с определенными группировками оппозиции, проталкивая свою идею по формированию в Сирии переходного правительства.

 

ЕЩЕ ОДНОЙ СПЕЦИФИЧЕСКОЙ КОЛЛИЗИЕЙ СИРИЙСКОГО КРИЗИСА в части внешнего вмешательства наряду с относительной пассивностью США и ЕС стала ключевая роль региональных центров силы - прежде всего Саудовской Аравии и Турции. Именно последняя выступает одним из сторонников создания на территории Сирии бесполетной зоны. В то же время в последнее время курс Анкары по Сирии вызывает массу критики внутри страны. В свое время налаживание в 2000-х годах отношений с Сирией было одним из факторов роста регионального веса Турции, и еще в июне 2010 г. было подписано соглашение о создании зоны свободной торговли в составе Турции, Сирии, Иордании и Ливана. Параллельно Турция выступала посредникам на израильско-сирийских мирных переговорах. Теперь же помимо того, что Турция получила очаг нестабильности у своих границ, однозначно прозападная позиция Анкары по Сирии осложнила и ее отношения с Ираном. До сих пор Турция приложила много усилий, для того чтобы маневрировать между Западом и ИРИ, выступая в роли посредника в ходе переговоров по ядерной программе Тегерана. Сегодня это поле для маневра Анкары резко сузилось, и ее позиция в большей степени идентифицируется с позицией Запада.

 

Одним из последних проявлений движения Анкары в фарватере курса Вашингтона стало формирование в августе американо-турецкой "группы оперативного планирования" по Сирии, проведшей в конце августа первое заседание. Параллельно в конце июля Турция по сути создала на границе с Сирией своего рода буферную зону, сконцентрировав там силы ПВО. Но на большее Анкара самостоятельно пойти не решается, а Запад во многом парализован по уже изложенным выше причинам. В то же время нельзя исключать, что активизация в последнее время курдской террористической активности на юге Турции может толкнуть Анкару и на более активные действия. Примечательно, что после последних терактов Турция вновь обвинила Дамаск в поддержке курдских сепаратистов и призвала создать на севере Сирии "буферную зону". Давид АРУТЮНОВ, «Голос Армении»

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 872
Календарь новостей
«  Сентябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru