Главная » 2012»Сентябрь»26 » Сюрпризы Эрдогана: Как школы в Турции превращаются в очаги распространения ислама…
Сюрпризы Эрдогана: Как школы в Турции превращаются в очаги распространения ислама…
17:28
Analitika.at.ua. «Голос Америки» анализирует политику премьер-министра
Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в образовательной системе. Статью приводим без
изменений и сокращений.
Для многих родителей в Турции стало сюрпризом, что с этого
учебного года школы, в которых учатся их дети, стали религиозными учебными
заведениями – имам-хатибами. Такие преобразования стали частью реформы
образовательной системы, которую проводит умеренно исламистское правительство.
В средней школе имени Мехмета Акифа родители ждут окончания
уроков у детей, чтобы забрать их домой. Учебная программа этой школы была
заменена на исламскую, якобы для того, чтобы готовить имамов и других
представителей духовенства.
Отец одной из учениц глубоко встревожен этими реформами.
«Они говорят, чтобы дочь носила платок и более длинное
платье. Они попытаются вернуть какие-то старые порядки в их жизнь. Никто этого
не хочет, – говорит он. – Мы хотим, чтобы наши дети получали светское
образование. Так и было до недавнего времени, и нас это устраивало».
Однако некоторые родители остались довольны переменами.
«Мы – мусульманская страна, и имам-хатибы нужны для изучения
нашей религии, – говорит женщина в платке, повязанном в соответствии с
исламскими традициями. – Для моего ребенка это очень важно. Я хочу, чтобы он изучал
эту религию. Вся эта критика – преувеличение, потому что мы мусульманская
страна, и религия должна быть частью нашего образования».
Выпускником одного из старейших в Стамбуле имам-хатибов
является сам премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган. Изначально эти учебные
заведения создавались для подготовки имамов. Однако школы, в которых в
дополнение к обычным предметам несколько часов в неделю уделяется религиозному
образованию, стали популярны среди набожных турков.
Сочетание религиозного образования, например, уроков по
чтению Корана с обычной программой означает огромную нагрузку для детей. Однако
учитель Азми Доган считает, что имам-хатибы играют важную роль для турецкого
исламского сообщества.
По его словам, учащиеся получают образование в каждой сфере
исламского знания, будь то интерпретация ислама или слов пророка. «Каждый
выпускник этой школы обладает достаточными знаниями, чтобы стать имамом или
религиозным деятелем, – говорит он. – Это не проблема учеников, потому что их
родители хотят, чтобы их дети получили такое воспитание».
Наблюдатели отмечают, что с тех пор, как в 1950-х появились
первые имам-хатибы, в стране идут дебаты о светском характере турецкого
государства. В 1990-х многие подобные школы были закрыты в рамках наступления
на исламистское движение страны, инспирированного военными.
Ранее в этом году турецкая правящая партия добилась принятия
закона о школьной реформе, который позволяет школам специализироваться в
религиозном образовании в сочетании с традиционной учебной программой. Это
вызвало споры в парламенте и массовые протесты среди нерелигиозных турков и
учителей, которые считают, что закон проталкивает в школы исламистские
программы и приведет к снижению образовательных стандартов.
Однако профессор социологии Кенан Джайир в стамбульском
Университете Бильги считает, что закон может принести школам пользу.
«Он помогает понять, что религия вовсе не обязательно
противоречит современности, что религия и современность могут сосуществовать. Это
очень спорная тема для Турции, потому что с точки зрения светской цивилизации,
религия – это что-то отсталое, поэтому нужно оставить ее в прошлом», – говорит
он.
Умеренно исламистское правительство Турции утверждает, что
экспансия имам-хатибов – это не более чем восстановление школ, закрытых в
1990-х.
Однако такие заявления не могут сдержать возмущения среди
некоторых родителей.
В ходе акции протеста у недавно преобразованной школы
родители заявили, что правительство навязывает имам-хатибы их детям.
Али Бога, член парламента от правящей Партии справедливости,
говорит, что экспансия имам-хатибов может быть только началом более масштабных
действий.
«Мы сами являемся выпускниками имам-хатибов или их
сторонниками, – говорит он. – Мы намерены увеличить численность таких школ. У
нас есть возможность преобразовать все школы в имам-хатибы».
Правительство не опровергает, что у него есть такие планы. Напротив,
премьер-министр Эрдоган резко осудил критиков подобных школ, в то время как его
министр образования заявил, что противники реформ являются сторонниками
террористов или ярыми приверженцами секуляризма. Эти споры свидетельствуют о
том, что образование может стать еще одним полем битвы в поляризованном
турецком обществе. Panorama.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.