Analitika.at.ua. Добившись экстрадиции и демонстративно помиловав убийцу
Рамиля Сафарова, президент Азербайджана Ильхам Алиев добился того, к чему давно
и откровенно стремился - к прекращению переговорного процесса в рамках Минской
группы ОБСЕ с Ереваном.
Впрочем, аналитики и эксперты уже давно не могли понять, о
чем собственно идет речь во время многочисленных встреч глав Азербайджана и
Армении, если одна сторона хочет вернуть Карабах в свой состав, а вторая
говорит, что этого не произойдет никогда. Оставалось одно утешение - переговоры
не давали двум соседним странам скатиться в новую военную конфронтацию.
"Пока идут переговоры - война маловероятна", - утверждали оптимисты.
"ПЕРЕГОВОРЫ НЕ МОГУТ БЫТЬ МЕХАНИЗМОМ ПОДДЕРЖАНИЯ
СТАТУС-КВО" - парировали на это официальные лица из Баку. Тем самым
прекращение переговоров и разрушение формата МГ ОБСЕ стало минимальным
необходимым условием для достижения еще более важной и также неоднократно
заявленной цели Азербайджана - положить конец статус-кво в самой зоне карабахского
конфликта. С этой точки зрения заявление высокопоставленного представителя
Государственного департамента США о том, что Вашингтон отныне "не уверен в
том, имеет ли смысл организовывать мероприятия в рамках процесса мирного
урегулирования нагорно-карабахского конфликта" - целиком и полностью
соответствует текущим целям и задачам Азербайджана.
Многоходовая провокация с Сафаровым состоялась. Страна НАТО
- Венгрия - его депортировала, Азербайджан - освободил, США - поставили под
сомнение целесообразность дальнейших переговоров. Но американцы не были бы
самими собой, если бы не отработали сценарий не на 100%, а на 110% - после
освобождения Сафарова многочисленные армянские информационные сайты,
поддерживаемые посольством США, "повесили" ответственность за все это
на Россию. Между тем, выражая сомнения в целесообразности продолжения мирных
переговоров, американцы фактически оставляют единственный альтернативный
сценарий - войну. Другой возможный вариант действий - принуждение Азербайджана
к мирным переговорам, но он американцами, естественно, не рассматривался.
Примечательно, что заявление Госдепа США о том, что
продолжать переговоры между Ереваном и Баку бессмысленно, последовало сразу
после встречи глав внешнеполитических ведомств России и США во Владивостоке.
При этом МИД России в своем итоговом сообщении дал совершенно иную оценку
перспективам работы МГ ОБСЕ, а именно - что Лавров и Клинтон "выразили
намерение не оставлять усилий в качестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ
для возобновления переговоров по решению нагорно-карабахского конфликта".
Получается, что Госдеп США опроверг МИД России - никаких "усилий" в
условиях сомнения в их эффективности США прилагать не будут. А остановка
переговорного процесса - это прямой путь к дестабилизации ситуации в зоне
конфликта.
СОГЛАСОВАННЫМ ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ КУРСОМ ИДЕТ ТУРЦИЯ. Ее часть
работы - демонстрация однозначной военно-политической поддержки Азербайджану.
"Наша поддержка Азербайджану безгранична", - заявляет турецкий
премьер-министр Эрдоган, предваряя заседание Совета стратегического
сотрудничества двух стран на высшем уровне, которое организовали не где-нибудь,
а в Габале, где Россия пока еще эксплуатирует РЛС "Дарьял".
Одновременно турецкие СМИ сообщают о проведении военных учений с участием Турции
в Грузии и Киргизии - точках серьезного турецкого политического и
экономического присутствия. Эти мессиджи, безусловно, адресованы России,
которая пока еще является стратегическим партнером Армении в области
безопасности. А именно - США, Турция и Азербайджан (Венгрия выступила в данном
сценарии в эпизодической роли) недвусмысленно демонстрируют Москве весь арсенал
рисков в Закавказье и инструментов по их контролю.
Другим адресатом провокации с освобождением Сафарова, как
представляется, является Иран. Азербайджан пребывает в достаточно щепетильной
ситуации, когда интенсивность и острота противоречий с Тегераном достигли
беспрецедентно высокой отметки. Это было еще раз подтверждено практически
неучастием азербайджанской стороны в требуемом формате на саммите стран движения
неприсоединения (ДН) в Тегеране, хотя и Баку является полноправным членом этой
организации. Напротив, Армения, не являющаяся членом ДН, приняла в форуме
весьма активное участие. С точки зрения Тегерана Армения была и есть важным
участником закавказской политической арены, а территория страны - естественным
барьером между Турцией и Азербайджаном. Именно в таком своем состоянии Армения
не дает Турции "слиться" с Азербайджаном и стать доминирующей силой в
кавказском регионе.
С этой точки зрения Азербайджан, торпедировав
армяно-турецкий процесс по разблокированию границ, в некотором роде действовал
в интересах Ирана и, как это ни парадоксально, против интересов Турции.
Объяснить это можно только тем, что главным мотивирующим планом Баку является
полное и безоговорочное удушение экономики Армении, о чем официальные лица
Азербайджана говорят часто и прямо. Однако это не отменяет приоритета Тегерана
- не дать Турции и Азербайджану "снять армянский барьер". Не случайно
турецкие СМИ приписали Тегерану заявление о намерении блокировать Нахиджеван,
если Азербайджан снимет визовый режим для граждан Турции.
СУММИРУЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА И ТЕНДЕНЦИИ ТЕКУЩЕГО МОМЕНТА, можно
сделать следующие выводы:
1. Азербайджан добивается прекращения переговоров в рамках
МГ ОБСЕ. Это было ясно, когда Баку фактически в одностороннем порядке провалил
посреднические усилия Дмитрия Медведева, рубежным итогом которых должны были
стать переговоры в Казани.
2. Остановка миссии МГ ОБСЕ будет означать выход США, России
и ЕС в самостоятельную конкуренцию вокруг карабахского процесса, и позиции
Москвы в настоящее время здесь наиболее уязвимые.
3. Армения на этом фоне пытается плавно интенсифицировать
западный вектор своей политики, не спешит безоговорочно вливаться в российские
интеграционные проекты, получая вдобавок к внешним угрозам еще и риск
дестабилизации внутриполитической ситуации.
4. На фоне ослабления влияния России свои позиции начинает
терять и Иран. Наблюдается беспрецедентное наращивание военного сотрудничества
Азербайджана с Израилем. США активно поднимают тему "Южного
Азербайджана", которая находит поддержку среди политических кругов в Баку.
Акции в поддержку экологии озера Урмия и озвучивание в парламенте Азербайджана
идеи о переименовании страны в "Северный Азербайджан" - прямые и
жесткие выпады против Ирана.
5. Грузинский плацдарм позволяет США и далее укреплять свои
региональные позиции, "выпихивая" Россию на север, а Иран - на юг.
Разыграв "карту Сафарова" и усомнившись в необходимости продолжения
переговоров вокруг карабахской проблемы, США устанавливают в регионе новый -
американский статус-кво: очень неуютный и опасный для Армении, которой
предложено определиться со своей внешней политикой и оборонной стратегией,
одинаково невыгодными для России и Ирана.
6. Ослабление Армении будет вести к усилению
азербайджано-турецкого тандема и грузинского коридора между ними. Вход и
укрепление Турции в Закавказье открывают шлюз для проникновения дестабилизации
с Ближнего Востока через Закавказье в Северный Кавказ и Среднюю Азию.
7. Война в самом Карабахе маловероятна до тех пор, пока США
достигают своих политических целей без нее. Она во многом будет зависеть от
будущей политической линии президента Армении Сержа Саргсяна, поскольку
освобождение Сафарова было прежде всего прицельным информационным и
политическим выстрелом по его позициям со стороны Запада. Последовавшие же
заявления поддержки и сожаления со стороны американской администрации -
заветный пряник, указывающий, в каком направлении необходимо двигаться дальше.
Виктор ЯКУБЯН, ИА РЕГНУМ
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.