Суббота, 25.09.2021, 21:12
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2012 » Ноябрь » 13 » Степанакертский аэропорт: готовность номер один
Степанакертский аэропорт: готовность номер один
21:30

Analitika.at.ua. По своим масштабам Степанакертский аэропорт не очень-то и большой. Скорее даже маленький, если сравнить его с аэропортом того же Еревана, уж не говоря о других городах. К примеру, Вены. Или Парижа.

 

Никому в голову не придет сравнивать аэропорт пусть и столичного, однако маленького провинциального городка с аэропортом, в котором совершается ежегодно в среднем более 200 тысяч взлетов и посадок. У Степанакертского аэропорта этих самых взлетов и посадок будет гораздо меньше. И тогда, когда полеты будут совершаться только по маршруту Степанакерт – Ереван, и тогда, когда география полетов расширится, как и предусмотрено в планах Управления гражданской авиации Арцаха.

 

Но к чему тогда упоминание о Вене? Или – Париже.

 

Вообще-то, ни к чему, если не считать того, что любой аэропорт, в каком бы городе он не был бы построен, это самое обыкновенное средство коммуникации. Так сказать, предприятие воздушного транспорта. И в этом смысле Степанакерт становится городом, в котором тоже имеется воздушное сообщение. Между прочим, очень даже необходимое. Ведь в тот же Ереван приходится ездить на такси или в микроавтобусе. А это пять-шесть часов дороги. Утомительно. Кому-то, быть может, и нравиться – лицезреть красоты природы, но то, что утомительно – это признают все.

 

С другой стороны, с чего бы это Степанакерту, столице Арцахского государства не иметь свой собственный аэропорт. Ведь был он у него и раньше, когда Степанакерт являлся столицей автономной области. Конечно, будь на то воля администрации советского Азербайджана, не только аэропорт, простую автостанцию не построили бы. Но кроме советского Баку была и советская Москва, и аэропорт был построен. Правда в полном смысле этого слова его трудно было назвать аэропортом – барачного вида здание, рядом какая-то подсобка в виде то ли столовой для работников, то ли кафе для пассажиров. Поодаль стояли радары-локаторы, куда бегал начальник аэропорта с подвешенным к горлу микрофоном, когда очередной «кукурузник» из Еревана или Баку совершал посадку. Потом появились и ЯКи – юркие маломестные самолеты, всегда неожиданно выныривающие из-за гор. Это, когда надо было встречать самолет Ереванского рейса. Для пилотов бакинских рейсов подобных проблем не было – они летели практически над открытой, лишенной горных впадин местностью.

 

В 88-ом году самолеты в Степанакерт еще летали. И в 89-ом летали. И в 90-ом. Перестали летать они уже в 91–ом. Вернее, перестали из Еревана. Рейсы в Баку сохранились. Вряд ли их можно было назвать пассажирскими. Если, конечно, не считать пассажирами, азербайджанских чиновников от власти да вооруженных омоновцев. Начиналась операция «Кольцо», и аэропорт контролировался азербайджанскими головорезами, выпущенными из тюрем и переодетыми в форму советской милиции.

 

Когда война завершилась перемирием, от аэропорта практически ничего не осталось. И вскоре вся территория вокруг заросла травой. Там, где шла когда-то регистрация и проверка багажа, гулял ветер. То, что некогда можно было называть аэропортом, хотя бы по выполняемой им функции, теперь уже даже бывшим нельзя было называть. Руины, груда строительного мусора, заросли репейника и прочей сорной травы.

 

Решение о строительстве нового аэропорта было принято сразу же после подписания перемирия, однако сразу же приступить к его строительству, понятно, было невозможно – слишком много завалов войны надо было расчищать в первую голову. Интенсивное строительство аэропорта с твердой уверенностью в его дальнейшей эксплуатации началось в 2008 году. Сегодня маленький, уютный, компактный, удобный во всех отношениях аэропорт, построенный в пределах населенного пункта Иванян в 10 км к северо-востоку от Степанакерта, готов принять и первых пассажиров и первые же самолеты. Он был готов принять самолеты и два года назад, но надо было доделывать взлетно-посадочную полосу. Потому что, ее все равно надо было доделывать после двух- трех взлетов-посадок, и показуха была ни к чему. Потом появились некоторые опасения по поводу эксплуатируемых самолетов – это в связи с авиакатастрофой в Индонезии. Их не афишировали, наверное, понимая, что надежность машин тут ни при чем – просто Индонезия это Индонезия, а Карабах это Карабах: и в плане географии, и в плане эксплуатации.

 

Однако в известном смысле в Карабахе были свои заморочки. Вновь связанные с Баку.

 

Еще когда шло строительство аэропорта, из Баку стали раздаваться угрозы: мол, азербайджанская сторона (читай: ПВО) станет сбивать самолеты, совершающие рейсы в Степанакерт. Угрозы не прекратились и после того, как власти Арцаха еще раз подтвердили на международном уровне, что аэропорт будет служить гражданской авиации. Но именно руководитель гражданской авиации Азербайджана Ариф Мамедов не внял заявлению, продолжая расточать во все стороны угрозы.

 

Стало попахивать скандалом на международном уровне. Пришлось в марте 2011 года президенту Армении Сержу Саркисяну на конференции в Швейцарии дать соответствующую оценку этим демаршам Азербайджана: «В новейшей истории было немало угроз, однако… подобные угрозы озвучивали террористические организации, а не государства». Тогда же президент Армении заявил, что он «будет первым пассажиром первого рейса в Степанакерт».

 

Вряд ли что-то изменилось в официальной позиции Баку. К тому же и Министерство иностранных дел Турции выступило с заявлением относительно эксплуатации Степанакертского аэропорта. Оно еще больше подлило масло в огонь, обвинив Армению (?!) в провокации. Призвав Армению «проявить здравомыслие» и не наносить «ущерб процессу урегулирования карабахского конфликта путем переговоров», Анкара по сути дела в очередной раз поощрила воинственный пыл бакинских ястребов, толкая их на непримиримость.

 

Заявления Степанакерта, в которых они указывали на реализацию элементарных прав людей на свободное перемещение вне зависимости от статуса территории, на которой они проживают, до Баку, можно сказать, не доходили. Либо доходили в виде пустого звука.

 

Внимание проблемам арцахской авиации уделили и сопредседатели Минской группы ОБСЕ. Подводя итоги своего последнего визита в регион, они сделали соответствующее заявление. После чего ими было объявлено, что они «от сторон получили гарантии неприменения силы в отношении гражданских самолетов».

 

Здесь, конечно же, вновь был проявлен избитый и уже набивший оскомину принцип паритета. Ведь со стороны ни Армении, ни Арцаха никогда не было угроз в отношении азербайджанских гражданских самолетов, совершающих рейсы в Нахичевань. Хотя, казалось бы, естественной и закономерной реакцией могла бы стать именно подобная ответная угроза. Могла бы, но не стала. И хорошо, что не стала, поскольку это еще больше приблизило бы стороны к военному решению и данного, и более широкого вопроса азербайджано-карабахских отношений.

 

Трудно сказать, получили ли в действительности сопредседатели гарантии «невмешательства» у Азербайджана, и в каком виде они их получили, но даже благоприятный исход сопредседательской миссии в этом вопросе вряд ли можно считать само по себе гарантом благонадежности. Недавний скандал с будапештским убийцей – яркий пример того, как в Баку могут выполнять обещания. При этом, обещания международного масштаба.

 

По мнению президента научного общества кавказоведов, ведущего научного сотрудника ИМЭМО Российской академии наук Александра Крылова скандал этот добавил напряженности в отношениях между Азербайджаном и Арменией, и еще больше обострил ситуацию в зоне карабахского конфликта. На таком фоне тема регулярных авиарейсов в Степанакерт и из Степанакерта стала будоражащей во внутриполитической жизни и Армении, и Азербайджана. Официальный Баку заявляет о своей готовности всеми возможными средствами не допустить таких рейсов, и о своем намерении сбивать гражданские самолеты, которые совершат «незаконное вторжение в его воздушное пространство». Иными словами, считает Крылов, нынешний азербайджанский президент готов идти на конфронтацию с другими державами ради того, чтобы продемонстрировать себя в качестве сильного и независимого от внешних сил национального лидера. Но готов ли он пойти настолько далеко, чтобы поставить себя в куда более сложное положение, чем после будапештской истории, задается вопросом политолог. Ведь, если азербайджанцы действительно собьют гражданский авиалайнер при совершении рейса в Степанакерт, скандал неминуемо будет грандиозный, всемирного масштаба. Однако потери для Азербайджана, уверен Александр Крылов, будут куда больше, чем выгоды от наглядной демонстрации собственного «суверенитета». Впрочем, добавил Крылов, не исключены и другие варианты: Азербайджан может ограничиться громкими протестами и попытается воспрепятствовать полетам своими действиями на международной арене.

 

Конечно, из всего этого вовсе не вытекает, что построенный красавец-аэропорт должен будет простаивать до тех пор, пока не разрешится азербайджано-карабахский конфликт. Вовсе нет. В письме Генеральному секретарю ООН по данному поводу министр ИД НКР Карен Мирзоян пишет, что «реабилитация Степанакертского аэропорта является суверенным правом Нагорно-Карабахской Республики и преследует сугубо гражданские и гуманитарные цели, в частности, реализацию такого неотъемлемого права, как свобода передвижения». Это означает, что Аэропорт должен быть задействован, самолеты туда должны будут летать, а также и вылетать оттуда, что же касается азербайджанских угроз, то, рассуждая здраво, вряд ли там посмеют прибегнуть к осуществлению озвученных для успокоения собственных амбиций угроз. Да и нарушить чужое воздушное пространство, якобы, для принудительной посадки армянских самолетов на, скажем, кировобадском аэродроме опять же будет им не под силу – первый же самолет, нарушивший чужое пространство без разрешения, будет сбит карабахскими ПВО. Впрочем, в Азербайджане прекрасно понимают, что воздушное пространство над Арцахом для них давно уже чужое, и своим никогда не будет. Понимают и то, что может повлечь за собой подобное нарушение. Тем не менее, в упомянутом выше письме в ООН министр ИД НКР выражает свою твердую убежденность в том, что «реабилитация Степанакертского аэропорта будет способствовать осуществлению целей и задач Конвенции о международной гражданской авиации и может также послужить мерой укрепления доверия, способствующей достижению прогресса на переговорах под эгидой сопредседателей Минской группы ОБСЕ». А вот если и после этого в Азербайджане все-таки отдадут предпочтение болезненным амбициям в ущерб здравомыслию, то и рассуждать тут будет нечего. Только в этом случае азербайджанский народ пусть пеняет на себя. А точнее, на своих неразумных правителей. defacto.am

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 1142
Календарь новостей
«  Ноябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru