Вторник, 28.09.2021, 04:21
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Декабрь » 25 » Танер Акчам: Проблема не в том, как называть преступление...
Танер Акчам: Проблема не в том, как называть преступление...
00:15

Analitika.at.ua. "Статья "Препятствия и возможности на пути примирения Турции с армянами” написана "исключительно для американской аудитории, — поясняет известный турецкий историк и социолог глава центра Армянских исследований массачусетского университета Кларк.

— Когда я начал работать над этим материалом, признаков армяно-турецкого сближения не было и в помине”. Т.Акчам без ложной скромности отмечает, что сделанные им предложения продолжают оставаться актуальными и после подписания армяно-турецких протоколов. Рекомендации ученого, признанного эксперта по геноциду, были опубликованы на днях в The Armenian Weekly. Предваряет их обширный политологический анализ турецкой реальности — от становления республики до сегодняшних дней. И, конечно же, в статье немало исторических ссылок, но еще больше идей, причем совсем не потрепанных. Ниже предлагаем выдержки из публикации.

Цель этой статьи представить в общих чертах армяно-турецкий конфликт и показать, в чем кроются возможности его разрешения. Поэтому я, с одной стороны, создавал формат, в рамках которого возможно объяснить, что происходит сегодня в Турции, с другой — старался донести до американской аудитории, что США — одна из главных стран (если не единственная), которая может изменить параметры этого замороженного конфликта.

Моя отправная позиция такова: турецко-армянская проблема нуждается в разрешении — этот "нарыв” следует ликвидировать, он не в интересах ни одной из сторон. Я подчеркиваю это, поскольку есть и другие мнения. Некоторые считают, что проблема хоть и есть, но с ней можно жить и даже, оттягивая ее решение, извлекать выгоду... Нам известны все позиции, известны также трудности, связанные с разрешением этой проблемы.

Нередко можно услышать довод: для нас (для США) Турция является важным союзником и стратегическим партнером на Среднем Востоке. Исходя из соображений национальной безопасности американская администрация запрещает гневить Турцию или раздражать ее вопросом, по которому она отказывается идти на какие-либо компромиссы. Поэтому во имя национальной безопасности нам остается примириться и жить с этой проблемой до тех пор, пока сама Турция не изменит свою политику. Когда она пойдет на этот шаг, мы, конечно, будем приветствовать его всячески, ну а до тех пор мы мало что можем сделать.

В противовес этому доводу — мой стартовый тезис: важно для Турции, для Армении и всего региона, чтобы турецко-армянский конфликт был разрешен, поскольку это "камень преткновения” для мира, демократии и, следовательно, безопасности региона. Есть четкая взаимосвязь между этой проблемой и стабильностью на Среднем Востоке. Теперь посмотрим, что можно сделать.

Есть четыре главных игрока, которые в состоянии изменить параметры и внести вклад в разрешение конфликта — это Турция, Армения, Азербайджан и международное сообщество, главным образом США. Оценивая этих игроков и их подходы, я не могу сказать, что наполняюсь оптимизмом. Более того, я не ожидаю какого-либо позитивного развития в краткосрочной перспективе. Разве что стороны (или хотя бы одна из сторон) проявят готовность пересмотреть свою традиционную политику... При этом сегодня наблюдается удачное стечение обстоятельств, дающее основание говорить об "историческом шансе”. Демократический процесс в Турции, совпадение российских и американских интересов в вопросе открытия турецко-армянской границы, соглашение по Nabucco, перемены в политике новой американской администрации... На мой взгляд, если все игроки, публично изъявившие желание разрешить турецко-армянский конфликт, будут серьезно относиться к своим обязательствам, многие препятствия на этом пути можно устранить.

А пока картина следующая: Турция отрицает факт геноцида и отказывается нести за него ответственность. А поскольку она союзник и стратегический партнер США, американская администрация и сама отказалась от Армянского вопроса. Американская позиция такова: пока Турция сама не продвинется в своей политике, США должны примириться с политикой отрицания геноцида, чтобы не подвергать испытанию свою национальную безопасность.

Турецкое руководство — генералитет и гражданские госчиновники в свою очередь считают, что признание истории несовместимо с их национальной безопасностью. По этой причине и наложено табу на дискуссии о геноциде 1915 г. К примеру, в 2007-м, когда турецкий суд приговорил Арата Динка, сына убитого журналиста Гранта Динка, к году тюремного заключения, в вердикте прямо говорилось о недопустимости разговоров о геноциде, поскольку они "неблагоприятно отражаются на национальной безопасности”.

Аналогично обоснован и план политических убийств, разработанный безусловно антиармянской криминальной организацией "Эргенекон”. В список лиц, подлежащих уничтожению, были включены "предатели, угрожающие национальной безопасности”, среди них были нобелевский лауреат Орхан Памук и Грант Динк, убитый в январе 2007-го. В этом списке, кстати, было и мое имя.

Этот же менталитет срабатывает в отношении курдов. Предоставление им гражданских и демократических прав расценивается как угроза нацбезопасности и, соответственно, торпедируется. ...Я говорю об этом, поскольку, до тех пор пока США и Турция будут расценивать честное обращение к фактам истории как угрозу национальной безопасности, турецко-армянский конфликт не разрешится. На самом же деле безопасность может подорвать лишь политика, исключающая нравственность.

Мы должны понять, что одна из главных проблем региона заключается в недоверии, которое испытывают по отношению друг к другу разные этнические группы. Причина, известно, — в истории. А когда настойчивое отрицание болезненных эпизодов истории становится элементом государственной концепции безопасности, от этого у других государств и народов возникает ощущение опасности... Именно это мы и называем "дилеммой безопасности”. Существующее недоверие, порожденное отрицанием, одна из главных причин нестабильности региона и одно из главных препятствий к построению мира в нем.

...Философия, на которой строилась Турецкая республика, проходила по оси "государство — общество” и была основана на различии между ними и убежденности, что государство нуждается в защите от общества. Так возникли мифы, с годами породившие множество табу, нарушителям которых грозило наказание, в соответствии с Уголовным кодексом страны. Существует пять наиболее важных мифов-табу, они же "краеугольные камни”, на которых возводилась Турецкая республика.

1. В Турции нет курдов. Те люди, которые называют себя курдами, они турки, которые, так уж получилось, живут в горах. Для тех, кто сомневался в этом утверждении, ввели статьи 125 и 175 УК.

2. Турки — однородная нация, и в турецком обществе нет классов. Тот, кто сомневается в этом, — коммунист и должен быть наказан (141-142 статьи УК).

3. Турция — светское государство, в котором доминируют западные ценности (для тех, кто не согласен, — статья 13 УК).

4. Геноцида армян не было. Это абсолютная ложь. До 2000 года в турецком УК не было специальной статьи, предусматривающей наказание для тех, кто ставил под вопрос это утверждение. Не было, потому что, если откровенно, никто всерьез не оспаривал это утверждение.

5. Турецкая армия стоит на страже этих пяти табу, и никто не вправе сомневаться в ее позиции, а также в ее праве контролировать режим.

В соответствии с этими табу и была разработана концепция нацбезопасности. Вот почему посягательство на табу расценивается как угроза безопасности.

...В целом турецкое общество построено на конфронтации — между исламистами и сторонниками светского строя, между турками и курдами, но главная конфронтация — между обществом и его историей.

...К сожалению, в США бытует мнение об исламской угрозе в Турции, об угрозе шариатского правления. Дескать, республикой правят исламисты, которые хотят вывести Турцию из-под западного влияния, а потому настоящим и надежным другом Запада является лишь турецкая армия, ратующая за светский строй и стоящая на страже западных ценностей, привитых Ататюрком. Это из области заблуждений. ...Правящая Партия справедливости и развития (AKP) и генералитет могут придерживаться разных взглядов на турецко-армянский конфликт и в особенности на вопрос открытия границы, а также признания преступлений прошлого. Примеров тому множество, но я приведу лишь два.

Mazlum-Der — ассоциация по правам человека и солидарности угнетенных народов, инициировавшая кампанию извинений армянам за случившееся в 1915 году, имеет тесные связи с правительством Эрдогана. Сам премьер-министр в мае с.г. нарушил табу, признался в одном из комментариев по делу "Эргенекона” в том, что "на протяжении многих лет они (ультранационалисты, наделенные полномочиями) выдворяли из страны представителей других этнических групп” и "этот фашистский менталитет не изменился”. ... Потенциально AKP в наилучшей позиции, чтобы "раскрыть двери” перед историей... Расследование деятельности "Эргенекона”, аресты генералов — сильный удар по противникам разрешения армяно-турецкого конфликта. ...Именно эта организация нагнетала в стране антиармянские настроения, она стояла за статьей 301 УК, по которой привлекались к уголовной ответственности Памук и Динк, многие другие представители интеллигенции и я лично. Это члены "Эргенекона” не позволяли в 2005 году проводить конференцию историков в Стамбуле, они создавали комитеты Талаата-паши и проводили шествия в честь Талаата по Европе...

Турецко-армянская напряженность — базис политической деятельности этой организации. В США ни армянская диаспора, ни другие заинтересованные группы не оценили важности этого громкого расследования. Похоже, не уловили прямой связи между делом "Эргенекона” и турецко-армянской нормализацией. А связь самая что ни на есть прямая. ...Пока Турция не откажется от милитаристской демократии в пользу нормального, гражданского, демократического режима, мы не увидим подвижек в турецко-армянских отношениях.

 

Рекомендации Турции

Следует "отделить” историю от нынешних отношений с Арменией. Турция обязана открыть границу без предусловий... Установление дипломатических отношений с Арменией не должно также увязываться с нагорно-карабахским конфликтом.

...Статья 301 турецкого УК, ограничивающая свободу слова, должна быть полностью отменена.

...Построение мер доверия с целью изменения общественного восприятия "других” (то есть армян). Армянская культура и жизнь должны быть возрождены в Анатолии посредством реставрации армянских зданий и церквей.

...Признание геноцида можно сравнить с тем, как открывают кока-колу. Перво-наперво надо выработать стратегию, которая позволит выпустить газ, перед тем как полностью открыть "баночку”. Это означает, что турецкое общество нужно готовить к восприятию реальности геноцида. Для этого нужны публичные дискуссии в СМИ, выступления интеллигенции... .

Что касается комиссии историков... Если стороны имеют проблемы по каким-то вопросам, ничего плохого в создании комиссии нет. Это обычная практика. Будет неплохо создать разные комиссии между Турцией и Арменией для преодоления конкретных проблем. Однако я неоднозначно отношусь к идее комиссии историков, поскольку Турция хочет иметь структуру, наделенную правом решать, должны ли события 1915 года именоваться геноцидом или нет. Деятельность такой комиссии обречена на провал: историки могут всего лишь сверять факты, а не давать политические или правовые оценки.

...Термин "геноцид” — не проблема, проблема в термине "преступление”. Для начала надо признать, что имело место преступление, и только после этого определять, какого рода преступление имело место. Турецкое правительство категорически отказывается признать, что происшедшее в 1915 году — преступление. Политика отрицания строится на тезисе о том, что, дескать, государство имело право переселять находящийся под его юрисдикцией народ, ну а если в процессе люди погибли, то это трагедия, а не преступление. Стало быть, никаких моральных и правовых издержек Турция не несет.

...Документы, хранящиеся в оттоманских архивах Стамбула, а также в архивах США, Великобритании, Германии, Австрии и др. стран, содержат достаточные свидетельства о геноциде, и они известны. Чтобы почитать эти документы, комиссия не нужна. Тем не менее не мешает открыть доступ к некоторым архивам, к таким как архив генштаба Турции в Анкаре (ATASE), куда исследователи никак не могут попасть... Я бы предпочел, чтобы специальная комиссия была создана для просвещения турецкой общественности. Общество (повторюсь) следует готовить к восприятию правды о событиях 1915 г.

 

Рекомендации США

 

...США при каждой возможности должны заявлять, что они за демократизацию Турции. ...Они должны предоставить Анкаре помощь в расследовании преступлений организации "Эргенекон”, возбудив аналогичные дела о деятельности "Эргенекона” в США. (Есть четкая связь между этой структурой и антиармянской кампанией в США.)

США могли бы приоткрыть завесу над действиями "Эргенекона” в Азербайджане. Это освободило бы Анкару от давления Баку в вопросе нормализации отношений с Арменией.

США должны изменить свою политику в отношении Армянского вопроса и пересмотреть концепцию национальной безопасности.

И, наконец, американская администрация должна отказаться от роли "арестанта” и позволить своим госчиновникам свободно использовать слово "геноцид”: в желании придерживаться истины нет ничего предосудительного...

 

Источник: Новое время

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 895
Календарь новостей
«  Декабрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru