Analitika.at.ua. Спасут ли венгерскую экономику деньги Алиева? И второй
вопрос – а заплатил все же Азербайджан, или банально подразнил морковкой?
С 31 августа Венгрия стала страной повышенного внимания со
стороны Армении. Достаточно долгое время армяне не могли понять, как можно
продать убийцу, пусть даже за вполне приличную сумму. Однако по материалам в прессе,
интернете, в записях блогеров и официального сайта правительства и
премьер-министра Виктора Орбана вырисовывается довольно мрачная картина
экономического состояния Венгрии.
Итак, национальные компании. Национальная авиакомпания MALEV
– перепродана несколько раз и, финально, обанкрочена.
Ganz Mavag – крупнейшая машиностроительная компания, с 1870
производившая паровозы, тепловозы, подвижной состав, автобусы и пр.
Экспортировавшая продукцию в СССР, Канаду, Швейцарию, Италию, Румынию, Египет,
Индию, Югославию, Корею и еще несколько стран – куплена австрийцами и разорена.
Цеха сданы под крупнейший в стране китайский рынок.
Ikarus – знаменитый завод по производству автобусов,
основанный в 1895 году, был закрыт в 2007 году. В 2010 состоялась попытка его
снова открыть, но автобусы Венгрия сегодня в основном покупает в Китае. И в
Швейцарии и Германии – только списанные из различных муниципалитетов, причём,
по цене «практически новых».
MAV – национальные железные дороги (1869 г.), либералами
были разделены на две части. В частные руки продана та часть, которая
занимается грузовыми перевозками (прибыльная во всем мире). В государственной
собственности остались пассажирские перевозки (убыточные во всем мире). И если
раньше за счет грузовых перевозок дотировались пассажирские поезда, то сейчас
поезда в отдаленные населенные пункты либо сокращены, либо ликвидированы.
BKV – муниципальная транспортная компания Будапешта
готовится к разделению и приватизации (на колесную и рельсовую часть). Новую
станцию метро, которое в Будапеште было построено советскими специалистами,
отдали на строительство французской компании. Цена превысила предложение
российских специалистов уже приблизительно в три раза. Деньги от Евросоюза на
это получили и растратили, но линию не построили. Через два года кредит нужно
возвращать… Кроме того, при строительстве хай-вэя, за $1 млрд. умудрились
построить лишь… 1 км дороги. Из которых 30% было потрачено на «юридические
услуги» - составление контракта и «юридическое сопротивление».
Из двух фарфоровых заводов, производящих посуду тонкой
ручной росписи, - Herend (1826) и Zsolnay (1853) – первый, поставляющий посуду
английскому королевскому двору, жив. Жолнаи фактически ликвидирован, цеха
сначала перешли на поставку посуды в ИКЕА, а потом и вовсе закрылись.
Закрыто собственное производство грузовиков и двигателей
RABA. Мощности частично ликвидированы, частично переведены под (отверточную)
сборку Suzuki, Audi и Mersedes. Мерседес при этом получили такие налоговые
льготы, что, как подсчитали независимые эксперты, выгнать их дешевле, чем
содержать.
Gedeon Richter – широко известные в соцсистеме
фармакологические заводы вернули «досоциалистическим» хозяевам. В 2010 прежние
владельцы его перепродали швейцарской Prelegem. В данный момент новые владельцы
выводит производство в соседнюю Словакию – из-за разницы в налогах.
Знаменитое венгерское экологически чистое сельское хозяйство
фактически ликвидировано. Местные перерабатывающие молочные предприятия были
частично скуплены Danon. Остальные закрыты. При этом молоко в массовых
количествах привозят из Польши; арбузы из Испании; помидоры и прочие овощи – из
той же Испании и Турции; чеснок из Китая; мясо из Аргентины и Бразилии. Оттуда
же везут и кур. Из двух колбасных заводов мировой известности PIC и HERTZ и –
поставки в Европу и США - остался только первый («естественно», ныне
принадлежащий австрийцам). Второй был обанкрочен и закрыт, как конкурент.
Знаменитые домашние венгерские колбасы большей частью уже делают в Словакии.
Закрыты все 9 заводов по производству сахара.
Известное во всей Восточной Европе предприятие по экспорту
сельхозпродукции GLOBUS так же купили французские конкуренты из Bonduelle и тут
же практически ликвидировали национальный бренд. Для полноты картины, нужно
вспомнить и MOL. Венгерская нефтегазовая компания долго ходила по рукам, и
когда долю в ней у австрийской компании купил «Сургутнефтегаз», им было
отказано в регистрации в качестве акционеров. У русских нефтяников акции были
выкуплены. На покупку MOL правительство националистов потратило практически все
деньги пенсионного фонда. И при отсутствии собственных нефтерождений и полном
разгроме экономики в Венгрии бензин стал одним из самых дорогих в Европе. Зато
до 80% машин обклеено наклейками «Великая Венгрия». При этом в венгерских телепрограммах
о погоде говорят не о Румынии, но о «Трансильвании», не о Словакии, но о
«Северных территориях».
Националистической Партией Венгрии руководит Виктор Орбан
(сменивший «девичье имя» с Дьозо Оршош, что можно перевести, как«Победитель
Прялки»). Он по отцу является цыганом, мать премьера – из еврейской среды.
Орбан-Оршош и женат на Анне Леваи. Ну про Орбана мы писать не будем – это
скучно и неинтересно. Но вот в чем вопрос – спасут ли венгерскую экономику
деньги Алиева. И второй, не менее важный – а заплатил все же Азербайджан, или
банально подразнил морковкой? Карине Тер-Саакян, PanARMENIAN.Net
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.