Главная » 2012»Ноябрь»22 » Трансферты в Армению увеличились почти на $100 млн
Трансферты в Армению увеличились почти на $100 млн
12:22
Analitika.at.ua. С точки зрения оценки платежеспособности нашего населения
особый интерес представляют внешние трансферты некоммерческого характера. Учтем,
что у нас такую денежную помощь получают в среднем каждые четыре семьи из
десяти. Учтем также, что периодически публикуемые Центробанком данные отражают
сумму лишь тех трансфертов, которые переводятся физическим лицам через систему
коммерческих банков страны.
Согласно исследованиям того же Центробанка, трансферты,
получаемые физическими лицами в обход системы коммерческих банков, достигают
20% от общей их суммы. Мы будем оперировать данными о денежных переводах, но
учтем, что в реальности эти показатели больше расчетных примерно на ¼ часть.
В январе-сентябре текущего года через систему коммерческих
банков страны было переведено физическим лицам трансфертов на сумму в $1186,6
млн. (то есть почти $1,2 млрд.). При этом абсолютный прирост, по сравнению с
аналогичным периодом прошлого года, достиг $94,2 млн., или же рост на 8,6%.
За этот же период официальный курс доллара США в Армении
возрос на 30,51 драмов, или же на 8,3%. Процент укрепления доллара вроде бы не
столь уж катастрофичный, для нашего драма. Тем более, что до рекордного уровня
первой половины прошлого десятилетия далековато…
Но, даже незначительные вроде бы изменения в курсе валют
благоприятно отразились на доходах семей, получателей трансфертов. По нашим
расчетам, сумма «долларовых» трансфертов, полученных в январе-сентябре текущего
года, за счет ослабления национальной валюты автоматически возросла на 36,2
млрд. драмов. Сумма немалая, если ее сравнить с кое-какими показателями.
Скажем, со среднемесячной номинальной заработной платой, которая в исследуемом
периоде достигла «аж» 118225 драмов.
Так вот, только лишь прирост суммы трансфертов, полученный
от изменения курса доллара, превышает 300 тыс. среднемесячных номинальных
зарплат. Данная величина эквивалентна фонду зарплаты персонала в 34 тыс. (!)
«средних» работников. Причем, напомним и подчеркнем, что эти показатели
относятся только к приросту трансфертов, образованному вследствие повышения
курса доллара.
Что касается общей суммы трансфертов, то ее сопоставление с
одним из важнейших макроэкономических показателей даст нам определенное
представление об их роли в развитии нашей экономики. Этим показателем является
сумма объемов розничного товарооборота и услуг.
В принципе, если абстрагироваться от фактора миграции,
приобретения товаров и услуг государством, а также коммерческими организациями,
данный показатель характеризует потребительские расходы домохозяйств. Поэтому
определенный интерес представляет роль трансфертов в формировании семейного
бюджета этих домохозяйств.
Как видно из графика, соотношение трансфертов в текущем
году, по сравнению с базисным периодом, еще более увеличилось. Естественно, не
вся сумма трансфертов домохозяйствами расходуется на покупку товаров и услуг. Но,
не будем забывать и то, что объем розничного товарооборота и услуг надо
скорректировать в сторону снижения, сняв с него долю государства и частных
организаций. Так что процентное соотношение может быть даже выше, если к тому
же учесть трансферты, полученные населением в обход банков.
Конечно, радоваться мы должны, и молиться Богу, чтобы
страны, откуда поступают к нам трансферты, процветали. Однако мировая экономика
нередко выделывает выкрутасы. Достаточно вспомнить мировой финансово-экономический
кризис 2008 года. Кстати, отглобального
коллапса больше всех пострадали страны, экономика которых во многом
базировалась на экспорте сырья.
Россия, откуда к нам поступает львиная доля трансфертов
некоммерческого характера (в январе-сентябре текущего года – 85,4% от итоговой
суммы), сама зависима от мировых цен на нефть, а также других видов природного
сырья. Вследствие падения цен экспорта экономика нашего северного соседа
вступила в рецессию, и резкий спад промышленного производства привел к массовым
сокращениям рабочих мест. В первую очередь увольняли, само собой разумеется,
представителей самой бесправной из групп работников – гастарбайтеров. В том
числе и наших соотечественников...
Понятно, что столь ощутимая зависимость от внешних трансфертов
таит в себе потенциальную угрозу для отечественной экономики. И посткризисное
сокращение притока этих денег явилось первым тревожным сигналом. Понятно, что
нужно искать выход из этого состояния, с тем, чтобы минимизировать эти риски.
Надеяться на ощутимый рост занятости особо не приходится. Обещания
правительства создать в будущем году 10 тыс. новых рабочих мест многие
независимые эксперты встретили с недоверием. Но, даже при реализации данного
обещания, нет никаких оснований предполагать, что этот процесс будет из года в
год продолжаться. Между тем, для полного замещения суммы трансфертов
потребуются не десятки, а сотни тысяч рабочих мест.
Из городов, как известно, выезжают за рубеж в основном
профессиональные специалисты, чаще всего строители всех мастей. Села поставляют
в Россию непрофессиональную рабочую силу, фермеров, согласных на любую «черную»
работу. Кстати, в ходе посещения деревень и бесед с тамошними жителями
выяснилось, что сельчане выезжают на заработки целыми бригадами.
Понятно, если бы дела в строительстве и сельском хозяйстве
шли бы хорошо, занятые в этой сфере граждане не помышляли бы о выезде в другие
страны. Но, дела эти как раз идут плохо. Строительство из года в год
сокращалось, а занятым в этой сфере всегда отстегивали меньше, чем платят в
России. Что касается села, то средние и малые фермерские хозяйства не
отличаются высокой рентабельностью, и даже работают с убытком.
Революционные перемены в сельском хозяйстве невозможно
осуществить за короткий срок. И отрасль инерционная, и особой помощи
государство не может оказать фермерам, из-за скудости бюджета. Следовательно,
остается путь решения вопросов временного трудоустройства за рубежом на
государственном уровне. С тем, чтобы наши гастарбайтеры в других странах сполна
пользовались бы правами, предусмотренными трудовым законодательством этих
государств.
Идея эта далеко не новая, но до сих пор не задействованная. Между
тем ее реализация позволила бы, образно говоря, диверсифицировать источники
трансфертов, снизить зависимость в этом отношении от одной-единственной страны.
У нас, помимо министерства финансов, имеется уже и министерство Диаспоры. Вот и
пусть указанные ведомства координировано решат эти вопросы. Альберт Хачатрян, NEWS.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.