Analitika.at.ua. То, что в повестку дня ПАСЕ включен вопрос о нарушении
прав человека в Турции, в принципе, довольно серьезный сигнал, направленный
Анкаре. В частности, на фоне запрета деятельности курдской партии
«Демократическое общество» и возбуждения уголовных дел против лидеров партии
это обсуждение может иметь для Турции весьма печальные последствия.
По сути, любую связанную с Анкарой проблему необходимо
рассматривать с позиций глобальной политики в отношении Турции, политики, в
основе которой лежит сдерживание и изменение представления Анкары о собственной
роли путем определенных обязательств. А необходимость в этом, судя по всему,
сейчас реальнее, чем когда-либо. Турция стала серьезно раздражать, в первую
очередь, Вашингтон, которому никак не удается вернуть Анкару на удобный для США
путь.
Надо признать, что определенное раздражение заметно и в
Европе, где, правда, пока ограничиваются «выражением сожаления» по поводу
событий, происходящих в Турции, но все более очевидным становится, что Анкара
своими действиями не только ужесточает позицию Евросоюза в вопросе ее членства,
но и ставит в нелепое положение тех, кто до последнего времени уверял, что
членство Турции в ЕС необходимость, т.к. с одной стороны, это выгодно
Евросоюзу, и с другой - таким образом можно будет хоть как-то контролировать
происходящее в Турции.
В том, что это - проявление политического романтизма, больше
никто не может сомневаться. Правящий режим Турции, представляясь сторонником
демократического исламизма, какое-то время мог оставлять впечатление, что хочет
предпринять шаги, направленные как на демократизацию Турции, так и на
недопущение укоренения в стране радикального исламизма, и, наконец, даст
возможность ликвидировать все коренные разногласия с соседями.
На этом пути как первый шаг было представлено создание
платформы стабильности и мира на Кавказе, которая представляла собой так
называемую «дорожную карту», целью которой было путем активного диалога
сгладить противоречия между странами региона - Турцией, Арменией, Грузией,
Азербайджаном и Россией. Правда, сразу после того как платформа была озвучена,
некоторые эксперты отнеслись к ней с недоверием, и не потому, что автором была
Анкара, а потому, что обойдена одна из ведущих стран региона - Иран.
Таким образом, как оказалось в дальнейшем, Турция не только
не собиралась осуществлять свою же инициативу, но использовала все это как
временное прикрытие, скрывающее истинные намерения Анкары. А главное, как уже
многократно отмечалось, это претворение того политического курса Анкары, цель
которого - добиться передовых позиций на международной политической арене. Это
- программа-максимум. Программа-минимум, претворение которой поручено министру
иностранных дел Ахмеду Давудоглу, это не только усиление роли, но и становление
Турции лидером в исламском мире. И именно с этой точки зрения надо
рассматривать резкое ухудшение отношений Турции и Израиля.
Что касается европейского аспекта новой турецкой политики,
его надо рассматривать в ряду отмеченной выше программы-минимум, т.к.
программа-максимум уже потерпела крах. Анкара уже волей-неволей вынуждена
оставаться на «принципиальных» позициях, фактически провалив ратификацию
армяно-турецких протоколов, все перспективы продвижения в вопросе Северного
Кипра и, как следствие, закрыв все пути к членству Турции в Евросоюзе.
Одновременно Анкара вынуждена обратиться к последнему
имеющемуся в дипломатическом арсенале средству - демонстрации поддержки
иранской ядерной программы при том, что Вашингтон фактически дал Тегерану срок
до 31 декабря текущего года, чтобы тот прекратил все испытания без контроля
МАГАТЭ. Понятно, что в этом вопросе позиция Анкары, диаметрально
противоположная позиции США, имеет одну цель - шантажировать Европу, чтобы та
взамен на развязывание стратегического узла Анкара-Тегеран пошла на уступки
Турции в вопросах Кипра или членства в Евросоюзе.
Каким будет итог этих игр между Турцией и Европой -
невозможно предугадать, поскольку неизвестны механизмы воздействия Европы на
Турцию. Во всяком случае теперь Вашингтон и Брюссель могут использовать только
дипломатические рычаги, например, заморозить вопрос членства Турции в
Евросоюзе. Это будет в политическом отношении довольно серьезным ударом по
позиции Турции, поскольку она фактически лишится одной из трибун для диалога с
европейскими партнерами. Одновременно нельзя не согласиться, что этот шаг
вызовет мощную антиевропейскую волну в Турции. А это, особенно в мусульманских
странах, приводит к подъему радикального исламизма. Этому примеры - Афганистан,
Ирак, а также Иран.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.