Analitika.at.ua. Американское турне премьер-министра Турции Реджепа Тайипа
Эрдогана, в принципе, является краеугольным в том смысле, что именно в
Вашингтоне должно было выясниться, как Анкара готовится «навязать» на шею так
называемой «международной общественности» свои собственные проблемы с
Азербайджаном. И вследствие этого стала бы ясна и логика дальнейших действий
нынешних противников турецкой политики.
Однако прежде чем перейти к сути вопроса, попробуем понять
тактику Эрдогана. А она, естественно, не ограничивается армяно-турецкими
отношениями, поскольку круг вопросов, рассматриваемых с президентом США Бараком
Обамой, был намного шире и включал в себя почти все векторы внешней политики
Турции. Пожалуй, для Вашингтона самыми важными и самыми болезненными из этих
тем были новое качество отношений Турции с Ираном и рост напряженности с
Израилем. Причем и Обама, и его администрация прекрасно понимают, что эти две
проблемы связаны между собой, как сиамские близнецы, поскольку чем больше
Анкара поддерживает иранскую ядерную программу, тем мрачнее становится перспектива
улучшения отношений между Турцией и Израилем.
Хотя... и без встречи с Обамой было ясно, что тактика
крайнего обострения отношений с Тель-Авивом и дальше будет лежать в основе
политики, проводимой нынешним руководством Турции. Только то обстоятельство,
что даже после вашингтонской встречи Эрдоган не преминул угрожать Израилю (мол,
если израильские самолеты-разведчики пересекут границы Турции, то ответные
действия подобны будут землетрясению) - только это, в принципе, уже
свидетельствует о том, что хотя бы в этом вопросе между Анкарой и Вашингтоном
никакого консенсуса достигнуто не было. Более того. Турецкий премьер
предупредил израильтян, что ни при каких условиях не предоставит территорию
своей страны для военных действий, направленных против третьей страны. Понятно,
что в данном случае речь шла об Иране.
Подобная агрессивность внешней политики Турции, в общем-то,
понятна. Страна, провозгласившая своей стратегической целью членство в
Евросоюзе, в этом вопросе фактически оказалась перед угрозой настоящего фиаско.
Даже армяно-турецкие отношения, курдский вопрос, готовность начать новый этап в
переговорах относительно северного Кипра - все это не подействовало на позицию
тяжеловесов Европы. В частности, Париж продолжает категорически отвергать даже
теоретическую возможность членства Турции в ЕС, чем сводит к нулю эффективность
внешнеполитической линии Давудоглу - «ноль проблем с соседями».
В сложившейся ситуации у Анкары нет альтернативы. Она
вынуждена идти ва-банк. С одной стороны, только так она докажет международной
общественности, что абсолютно независима в своих действиях. А с другой стороны,
фактически будет подвергать своих союзников шантажу возможной «страшной»
перспективой: если турецкие требования не будут удовлетворены, страна не только
переведет стрелки на радикальный исламизм, но и существенно пересмотрит свои
политические приоритеты, превратившись из союзников Запада в его возможного
противника.
Пожалуй, именно с этой точки зрения и следует рассматривать
процесс улучшения армяно-турецких отношений, который, впрочем, вследствие
вышеперечисленных обстоятельств фактически оказался на пороге провала.
Интересно, что об отсутствии предусловий в армяно-турецких отношениях заговорил
сам Эрдоган, которого, между прочим, никто за язык не тянул. В том же
Вашингтоне премьер-министр Турции подтвердил, что протоколы абсолютно лишены
предусловий. Однако вместе с тем утверждал, что условие касается только их
ратификации. То есть по логике Анкары, одно дело - подписание документов на
уровне министров иностранных дел, и совершенно иное, когда речь идет о придании
этим документам юридической силы.
И доказывать даже не стоит, что такая позиция Анкары
полностью укладывается в рамки стратегии шантажа по отношению к Западу, и она
имеет отношение к Еревану постольку - поскольку. Азербайджан тоже должен был бы
понять, что цель начатой игры - не защита интересов Баку, а совсем другое -
путем шантажа (по правилам игры) добиться перемены отношения к Анкаре. Иное
дело, что хотя бы в этом интересы Азербайджана и Турции совпадают, в отличие,
например, от отношений с Израилем. Если в Азербайджане Израиль рассматривается
как возможный стратегический партнер, то в Турции отношение к Тель-Авиву более
напоминает диалог враждебно настроенных друг к другу супругов в разводе.
Кстати, хотя бы в этом вопросе Анкара получила причитающееся
ей: по данным турецкой газеты «Хурриет», во время закрытой встречи
Обама-Эрдоган президент США предупредил турецкого премьера, что если Анкара все
же решит оставаться на жестких позициях, то признание геноцида армян конгрессом
США станет почти неизбежным. Между прочим, он не просто «пальчиком грозил»,
особенно если учесть то обстоятельство, что еврейские лоббистские организации
постепенно отказываются быть «полезными» туркам. Причем чем дольше Анкара будет
обострять отношения с Израилем, тем более беззащитными будут интересы Турции в
США.
Ко всему сказанному следует добавить только то, что в
результате неустановления армяно-турецких отношений, равно как и углубления
отношений с Ираном, в Вашингтоне сформируется настроение, которое на
дипломатическом языке звучит как «глубокое разочарование». А к чему приведет
такое настроение американской администрации - предугадать довольно трудно.
Особенно если учесть, что Обама не считается сторонником особо жестких решений.
Но факт остается фактом: в отношениях между Анкарой и Вашингтоном образуется
довольно серьезная трещина, что в свою очередь существенно повлияет на все
процессы в южно-кавказском регионе.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.