Главная » 2012»Сентябрь»18 » Ученые доказали, что фотографии обладают силой убеждать
Ученые доказали, что фотографии обладают силой убеждать
13:49
Analitika.at.ua. Фотографии способны повысить доверие к утверждениям, даже
когда сами по себе ничего не говорят об их истинности. Такой вывод сделали
авторы исследования, опубликованного в журнале Psychonomic Bulletin & Review.
Для подтверждения было проведено несколько экспериментов. В
каждом добровольцам предлагали ответить на вопрос - верно ли то или иное
утверждение. В первом эксперименте 92 добровольцам предъявляли утверждения вида
"Данный известный человек жив" или "Данный известный человек уже
умер" с указанием на имя относительно известных и малоизвестных актеров и
политиков. В половине случаев утверждения сопровождались демонстрацией
фотографии обсуждаемого человека.
По представленным фотографиям никак нельзя было сделать
рациональный вывод о том, верно или не верно предлагаемое утверждение, но, как
обнаружилось, наличие фото само по себе склоняло испытуемых верить утверждениям
экспериментаторов.
Наблюдаемый эффект не зависел от того, утверждалось ли то,
что человек жив или, наоборот, то, что он умер. В ходе дальнейших исследований
стало понятно, что фотографии можно заменить и кратким словесным описанием
того, что на них изображено (например, новозеландского политика Джона Кея
представляли либо с помощью фотографии, либо посредством её описания
"белый мужчина, короткие прямые коричневые волосы, политический лидер,
подиум").
Влияние фотографий и описаний на уверенность в истинности
утверждений проявлялась не только в эксперименте со знаменитостями, но и при
оценке правдивости заявлений общего характера (например, "Макадамия
эволюционно близка к персикам").
Ключевым фактором, определяющим "силу"
сопроводительной информации, оказалась сложность самих вопросов. И утверждения
о знаменитостях, и замечания общего характера становились более убедительными
тогда, когда добровольцы в среднем меньше знали о предмете обсуждения (в этом
случае результаты статистически достоверно отличались с вероятностью 95%).
По мнению авторов исследования, релевантная информация
вводит в заблуждение потому, что помогает легче представить объект, о котором
идет речь. Эту легкость испытуемые склонны воспринимать как собственное знание
и поэтому меньше сомневаются в истинности утверждения. Lenta.ru
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.