Главная » 2012 » Ноябрь » 5 » В 1994 году Алиев возобновил боевые действия в Карабахе, заручившись поддержкой Анкары и Лондона
В 1994 году Алиев возобновил боевые действия в Карабахе, заручившись поддержкой Анкары и Лондона
21:51
Analitika.at.ua. «Карабахский конфликт мог быть сведен на нет практически
в самом начале, однако, западные страны и Турция не были заинтересованы в
укреплении позиций России в регионе», - говорится в статье Елены Яценко
опубликованной информационно-аналитическим порталом «Evrazia.org».
Автор отмечает, что на протяжении веков Кавказ находится в
центре внимания различных геополитических сил - здесь пересекаются интересы
крупных и влиятельных государств мира. Стремление этих государств закрепить
свое влияние на Кавказе зачастую приводит не к разрешению конфликтных ситуаций,
а к срыву мирных переговоров и увеличению противоречий. После распада СССР
обострились различные конфликты, и первые годы независимости кавказских
государств ознаменовались этнополитическим противостоянием, в результате
которых Южный Кавказ столкнулся с ужасами кровопролития, этнических чисток и
разрушений.
В статье сказано, что по своим политическим, экономическим,
экологическим, демографическим и гуманитарным последствиям карабахский конфликт
относится к наиболее крупным на пространстве СНГ.
В статье напоминаются события 1993-1994 годов, когда, во
время активных боевых действий в Карабахе, Россия выступила с инициативой
прекращения боевых действий и разрешения конфликта путем трехсторонних
переговоров.
«18 февраля 1994 года по инициативе тогдашнего главы
Министерства обороны России Павла Грачева в Москве прошли переговоры между
министрами обороны Армении, Азербайджана и полномочного представителя Армии
обороны НКР. В результате переговоров был подписан протокол о прекращении огня
с 1 марта 1994 года и создании буферной зоны между сторонами конфликта. Для
соблюдения режима перемирия предусматривалось создать смешанные мобильные
группы с участием представителей России и трех сторон конфликта (Республики
Армения, Азербайджанской Республики и Нагорно-Карабахской Республики)», -
сказано в статье.
По словам автора, данный договор предоставлял России право
принимать действия, в том числе и военные меры для обеспечения реализации
договоренностей. Фактически это был первый шаг к урегулированию ситуации.
«Однако, через несколько дней военные действия возобновились, что было
непосредственно связано с началом нефтяной дипломатии со стороны Баку:
президент Азербайджана на тот момент Гейдар Алиев после ряда успешных встреч в
Турции и Великобритании заручился поддержкой этих стран в оказании помощи его
стране в обмен на выгодные условия разработки каспийской нефти», - сказано в
статье.
После ряда неудачных попыток усадить стороны за стол
переговоров 15 апреля 1994 года Совет глав государств СНГ принял заявление, в
котором подчеркивалось, что ситуацию в Карабахе невозможно урегулировать без
прекращения огня, всех военных действий и вслед за этим - надежного закрепления
достигнутого. 3-5 мая в Бишкеке состоялась встреча парламентских делегаций
Армении, Азербайджана и НКР с целью закрепления согласия на прекращение боевых
действий. Однако, Азербайджан в очередной раз отказался подписывать документ,
надеясь на помощь НАТО.
Вместе с тем 16 мая 1994 года в Москве при посредничестве
министра обороны РФ Грачева снова собрались руководители военных ведомств
Армении, Азербайджана и НКР. В ходе переговоров был достигнут ряд соглашений. В
частности, установление срока начала отвода войск, что позволило бы подготовить
плацдарм для дислокации разъединительных сил. Но и этим договоренностям тоже не
суждено было воплотиться в жизнь. И в этом немалую роль сыграли Турция, США и
другие члены Минской группы, сказано в статье.
Автор отмечает, что если бы стороны согласились выполнить
достигнутое соглашение, то это бы означало укрепление позиций России в регионе,
т.к. костяк миротворческих сил в таком случае обеспечивала бы Россия. А это
противоречило интересам Турции и США. В частности, тогдашний министр
иностранных дел Турции Хикмет Четин открыто заявил, что «Турция всеми способами
будет мешать осуществлению московских договоренностей».
При этом следует учитывать, что противостояние между Россией
и НАТО на Южном Кавказе на годы, прошедшие со времени военной стадии конфликта,
только усилилось. Россия рассматривает Северный Кавказ как сферу своего влияния
и ответственности, поэтому она кровно заинтересована в снижении активности НАТО
на Кавказе. В свою очередь Турция и США стремятся установить контроль в этом
стратегически важном регионе, резюмирует автор. Panorama.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.