Analitika.at.ua. Писатель-сатирик Михаил Жванецкий всегда и везде желанный
гость. Его искрометные выступления моментально разбираются на цитаты и фразы,
которые давно уже стали крылатыми, а произведения - классикой. Кто не помнит
монологи Михал Михалыча "Аваз", "Раки по пять", "В
греческом зале", "Нормально, Григорий! Отлично, Константин!"...
Его остроты сравнивают со стрелой Уленшпигеля, а юмор
предлагают включить в тесты по проверке IQ и личностного развития. Недаром
говорят: "Жванецкий - не фамилия, а образ мысли".
У НАС В ПОСЛЕДНИЙ РАЗ ЖВАНЕЦКИЙ БЫЛ ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ ЛЕТ НАЗАД.
И вот наконец долгожданная встреча. Она состоялась в Большом зале филармонии.
Юморист приехал в Ереван с новой программой "120 минут с Михаилом
Жванецким". А произошло это благодаря замечательному проекту - миссии
народной дипломатии "Все едут в Ереван", организованной эстонским
предпринимателем Меэлисом Кубитсом.
Армянская публика встречала любимого артиста тепло и
радушно, открытая его глубинным остротам и тонкой иронии. А нескончаемый смех и
аплодисменты воодушевляли артиста, по словам которого не все понимают его
необычный юмор. Не случайно же он на протяжении всего вечера неоднократно
повторял: "Как хорошо, что я в Ереване. Вижу, что попал к своим - судя по
смеху и реакции зала. Тут собрались свои, а это редкий случай. Мне приятно
такое взаимопонимание".
Жванецкий вышел на сцену со знаменитым потрепанным
портфелем, который считает своим талисманом и бережет, по замечанию его
супруги, как музыкант - скрипку Страдивари. Представитель старой гвардии
юмористов с самого же начала задал непосредственный и дружелюбный тон своему
выступлению, пошутив, что если раньше в портфеле он носил только бумаги с
текстами своих выступлений, то сейчас приходится брать с собой очки, лекарства
и... клизму, а во время выступлений пить не "чашку коньячка, а
подкисленную воду". Вообще тема старости не раз затрагивалась в
выступлении юмориста. Задаваясь вопросом, что может обрадовать человека на
склоне лет, он резюмировал: только результаты анализа.
Мастер импровизации и острословия Жванецкий сыпал перлами на
самые разнообразные темы, вызывая в зале гомерический смех. Как-то один из
критиков заметил: "Как Карузо брал любую октаву, дробя голосом хрустальные
подвески на люстрах, так Жванецкий охватывал крайние уровни эмоций, вышибая
смех и слезы". Но юмор Жванецкого - это не только и не просто смех и слезы
над нелепыми ситуациями и шутками, подсмотренными автором в жизни, это прежде
всего глубокая философия, которая помогает видеть себя и окружающих со стороны.
НЕСПРОСТА ЖВАНЕЦКОГО ЧТЯТ И ЛЮБЯТ МНОГИЕ, ОСОБЕННО В ЕГО
РОДНОЙ ОДЕССЕ. И не просто так, не спросив его разрешения, там назвали его
именем и фамилией одну из улиц, что, конечно же, ему льстит, тем более что
сделано это при жизни.
- Вот возьму, - говорит он, - и умру, когда захочу. Но мне
думается: а ведь меня могут и не спросить...
И опять, шутя, возвращаясь к началу своего творчества,
Жванецкий отметил:
- Я начал писать, чтобы чем-то взять. Ведь я такой -
маленький, низенький, лысенький, а вокруг было столько девушек... Которым часто
говорил: "Какое чудесное минное поле для совместных прогулок".
А писать Жванецкий начал еще в студенческие годы, когда
учился в Одесском институте инженеров морского флота. Писал миниатюры, монологи
и сам же исполнял их, участвуя в самодеятельности. Ему повезло: в 1963 году во
время гастролей в Одессе Ленинградского театра миниатюр он познакомился с
Аркадием Райкиным, который взял его произведения для репертуара театра, а
спустя год пригласил Жванецкого в свой театр на должность заведующего
литературного отдела. Еще позже Жванецкий стал выступать на сцене сам. С этого
времени и началось его триумфальное шествие, которое везде приносило ему успех.
После ереванского вечера Жванецкий встретился с
журналистами. Он искренне признался, что в начале концерта немножко
беспокоился, т.к. ему казалось, что дела со знанием русского языка здесь хуже,
чем в Тбилиси.
- Я начал очень торопливо, потом стал говорить медленно и
попал в резонанс. А в результате у нас получилась любовь с первого раза. Я очень
рад, что попал именно сюда. У вас и город прекрасный, и камень прекрасный. Меня
поражает трудолюбие ваших людей, которые даже фрукты и овощи вынуждены добывать
из камня. Ведь это очень тяжелый труд.
На вопрос о нынешнем времени Жванецкий ответил, что мы живем
в период, когда идет переоценка ценностей. Люди вынуждены что-то скрывать,
притворяться, поэтому искренность сейчас становится самым дорогим товаром.
Конечно, не обошлось и без реплик о современном юморе.
Сравнивая его с прежним - советским, сатирик отметил, что сейчас можно говорить
в открытую абсолютно обо всем.
- Это подняло на поверхность все, что есть на поверхности. Но
с поверхности, а не с глубины. Нынешние мальчики и девочки не знают, что такое
позитив, и все время хохочут. Именно это я наблюдаю, когда включаю радио. Все
сообщается с хохотом - хорошие известия, печальные. Но я думаю, что все это
наладится. Просто мы попали в эту новую жизнь, не ожидая, что она такая.
Уже прощаясь и говоря о прошедшем концерте, Жванецкий
подчеркнул, что на нем царила атмосфера взаимного обожания.
- А ведь за такую публику можно многое отдать. Елена ГАЛОЯН,
«Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.