Главная » 2012 » Сентябрь » 26 » В песне Комитаса армянский народ нашел и узнал свою душу: 143 года назад родился гениальный Комитас
В песне Комитаса армянский народ нашел и узнал свою душу: 143 года назад родился гениальный Комитас
12:20
Analitika.at.ua. Сегодня день рождения великого армянского композитора,
музыковеда, фольклориста, певца и хорового дирижераКомитаса (Согомона Согомоняна). Он родился 26
сентября 1869 в Кютахье.
Отцом Согомона был Кеворк Согомонян - сапожник, который
любил музыку, сочинял песни и обладал красивым голосом. Яркими музыкальными
способностями отличалась также мать композитора - Тагуи, которая была
ковровщицей.
Детство Согомона было безрадостным и полным лишений. Он
потерял мать, когда ему еще не было и года. Из-за занятости отца заботу о
ребенке взяла на себя бабушка. В 7 лет Согомон поступил в местную начальную
школу, после окончания которой отец его отправил в Бурсу - продолжать обучение.
Последнее ему не удалось и 4 месяца спустя он вернулся домой окончательно
осиротевшим: скончался отец, а Согомону было лишь 11 лет.
Согомона часто видели спящим на холодных камнях прачечной. Он
превосходно пел, и не случайно, что в Кутине его называли «маленьким бродячим
певцом».
Своему восхитительному голосу Согомонян был обязан также и
тому событию, которое навсегда изменило его жизнь. В 1881 году священник Кутины
Г. Дерцакян должен был уехать в Эчмиадзин - принимать сан епископа. По просьбе
католикоса он должен был привезти с собой голосистого мальчика-сироту – на
учебу в Эчмиадзинской духовной семинарии. Из 20 сирот был выбран 12-летний
Согомон. Поскольку в это время в Кутине запрещалось говорить по-армянски,
мальчик говорил на турецком и на приветствие католикоса Геворка IV ответил: «Я
не говорю по-армянски, если хотите - спою». И своим красивым голосом спел
армянский шаракан (духовный гимн), не понимая слов. Благодаря исключительным
способностям Согомон за короткое время в совершенстве овладел армянским языком.
В 1890 году Согомон был посвящен в сан монаха. В 1893 он
завершил обучение в семинарии, затем принял сан священника и имя католикоса
Комитаса – выдающегося поэта VII века, автора шараканов. В семинарии Комитас
был назначен учителем музыки. Параллельно с преподаванием Комитас создал хор,
оркестр народных инструментов, обработки народных песен, написал первые
исследования об армянской церковной музыке.
В 1895 году Комитас принял духовный сан архимандрита. Осенью
того же года он уехал в Тифлис, учиться в музыкальном училище. Но, встретившись
с композитором Макаром Екмаляном, получившим образование в Петербургской
консерватории, Комитас поменял свои намерения и изучил у последнего курс
гармонии. Эти занятия стали своеобразной предтечей и крепкой основой для
овладения европейской техникой композиции.
Дальнейшие события жизни Комитаса были связаны с крупным
музыкальным центром Европы - Берлином, куда он уехал учиться по протекции
католикоса, получая финансирование от крупнейшего армянского нефтяного магната
Александра Манташяна. Комитас поступил в частную консерваторию профессора
Рихарда Шмидта. Параллельно с занятиями последнего, Комитас также посещал
императорский университет Берлина - лекции по философии, эстетике, общей
истории и истории музыки. В годы учебы он имел возможность общаться с
европейской музыкой - еще более обогащая запас знаний, заниматься
музыкально-критической деятельностью. По приглашению Международного
музыкального общества он провел лекции, посвященные армянской церковной и
светской музыке в сравнении с турецкой, арабской и курдской музыкой.
В сентябре 1899 года Комитас вернулся в Эчмиадзин и сразу
развернул свою музыкальную деятельность. В короткое время он в корне поменял
систему преподавания музыки в семинарии (среди его учеников известный
композитор Спиридон Меликян), создал небольшой оркестр, довел до совершенства
исполнительский уровень хора. Он обходил разные районы Армении, записывая
тысячи армянских, курдских, персидских и турецких песен, создал обработки
песен.
Комитас так же серьезно занимался научно-исследовательской
работой, изучал армянские народные и духовные мелодии, работал над расшифровкой
армянских хазов, над теорией гласов. Комитас в разных странах мира выступал как
исполнитель и пропагандист армянской музыки. Композитор начал задумываться и
над большими, монументальными музыкальными формами. Намеревался создать
музыкальный эпос «Сасна црер» и продолжал работу над оперой «Ануш», которую
начал еще в 1904 году.
Он сосредоточил свое внимание на темах, касающихся народного
музыкального творчества, раскрыл содержание народных песен. Конечно, подобное
мировоззрение должно было привести к неизбежному конфликту между Комитасом и
церковью. Постепенно безразличие новых руководителей, отрицательное отношение
отсталого слоя церковных деятелей, сплетни и клевета возросли настолько, что
отравили жизнь композитора - человека, который остался в представлении
современников, как абсолютно светский человек.
Конфликт настолько углубился, что Комитас отправил письмо
католикосу, умоляя освободить его и позволить спокойно жить и творить. Это
прошение осталось безответным, а преследование Комитаса стало еще более явным. В
1910 году Комитас оставил Эчмиадзин и уехал в Константинополь. Он думал, что
там он найдет такую среду, которая поймет, защитит и поощрит его деятельность,
и тут он сможет претворить свои мечты в реальность. Комитас хотел создать
национальную консерваторию, с которой связывал дальнейшую музыкальную судьбу
своего народа. Но композитору не удалось осуществить это предприятие (впрочем,
как и многие другие). Его вдохновенные идеи встречали лишь холодное безразличие
местных властей.
В Константинополе Комитас организовал смешанный хор из 300
человек, назвав его «Гусан». Последний пользовался большой популярностью. В его
концертной программе основное место принадлежало армянским народным песням. Комитас
часто проводил свое время в поездках с докладами и лекциями, выступая в своих
концертах, как солист и дирижер.
Композитор превосходно владел флейтой и фортепиано. Он был
одарен большой силой воздействия на своих слушателей.
Искусством Комитаса были покорены известные музыканты:
Венсан д’Энди, Габриэль Форе, Камиль Сен-Санс. В 1906 году после одного из
концертов выдающийся французский композитор Клод Дебюсси взволновано
воскликнул: «Гениальный отец Комитас! Преклоняюсь перед Вашим музыкальным
гением!».
В Константинополе Комитас не нашел бескорыстных
единомышленников, которые помогли бы осуществить его планы. Более того: если в
Эчмиадзине он был со своим родным народом, был близок к его быту и искусству,
то в Константинополе он был лишен и этого. Тем не менее, он продолжал
напряженно работать. Особое внимание уделял Комитас созданию духовных
произведений. В этой сфере его шедевр - «Патараг» («Литургия»), написанный для
мужского хора.
Не менее важной областью было для него и музыковедение. В
Париже на конференции Международного музыкального общества он прочитал два
доклада: «Армянская народная музыка» и «О старой и новой нотописи армянской
духовной музыки», которые вызвали большой интерес среди участников конференции.
Комитасу предлагалось также прочесть дополнительный доклад на тему: «О времени,
месте, акцентуации и ритме армянской музыки».
В период 1-ой мировой войны правительство младотурков начало
осуществлять свою программу по жестокому и бесчеловечному уничтожению части
армянского народа. В апреле1915 года вместе с целым рядом выдающихся армянских
писателей, публицистов, врачей, юристов был арестован и Комитас. После ареста,
сопровождаемого насилием, он был сослан вглубь Анатолии, где стал свидетелем
зверского уничтожения светлых умов нации. Несмотря на то, что благодаря
влиятельным личностям Комитас был возвращен в Константинополь, пережитый кошмар
оставил глубокий, неизгладимый отпечаток в его душе. Комитас уединился от
внешнего мира, укрылся в своих мрачных и тяжелых думах - сломленный и
печальный.
В 1916 году здоровье Комитаса ухудшилось, и его поместили в
психиатрическую клинику. Однако не было никакой надежды на выздоровление.
Медицина оказалась бессильной перед губительной болезнью. Гений армянской
музыки нашел свое последнее пристанище под Парижем, в лечебнице городка
Вильжюиф, проведя там почти 20 лет.
22 октября 1935 года Комитас скончался.
Весной 1936 года его прах был перевезен в Армению и предан
земле в Ереване. Сегодня Комитас покоится в Пантеоне деятелей культуры.
Не менее трагической была и судьба творческого наследия
Комитаса. Большинство его рукописей было уничтожено или растеряно по всему
миру.
«Армянский народ в песне Комитаса нашел и узнал свою душу,
свое духовное «я». Комитас Вардапет - начало, не имеющее конца. Он должен жить
армянским народом, и народ должен жить им, отныне и навсегда», - сказал о нем
Католикос всех армян Вазген Первый. Терт.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.