Analitika.at.ua. Если спросить у образованного русского, кто первая в мире
женщина-посол, он не без гордости назовет имя Александры Коллонтай, которая с
1923 года стала полномочным представителем РСФСР (позже и СССР) в Норвегии. Но
это расхожее мнение - не самое верное отражение исторических реалий. Диана
Абгар в июле 1920 года была назначена дипломатическим представителем и
генеральным консулом Армянской Республики - признанного Лигой Наций
международного субъекта – в Японии. Именно она и стала первой в мире
женщиной-послом.
ВСПОМНИЛИ МЫ ОБ ЭТОМ НЕ РАДИ КВАСНОГО БАХВАЛЬСТВА. Просто
если представитель большой державы (вне зависимости - России ли,
Великобритании, США и т.д.) по известным причинам может и не знать деталей из
истории малых народов, то сами малые народы, особенно политические элиты
последних, должны разбираться хотя бы в судьбоносных событиях собственного
прошлого.
Министр образования Армен Ашотян, очевидно, осведомлен о
Диане Абгар. Однако его ремарка от 22 мая и особенно ее акценты вынуждают нас
вновь обратиться к теме, которую мы неоднократно поднимали и которая все еще
злободневна. И уж, конечно, эта тема более важна, чем обусловленный стечением
обстоятельств вопрос посольского первенства. Министр дал понять дашнакцаканам,
что правящая Республиканская партия, в отличие от АРФД, знает, как сохранять
страну, заметив, что "уроки из истории Первой Республики нами
извлечены".
Извлечение уроков из собственной (и не только) истории – это
стратегический продукт, и едва ли можно оспорить его важность. Но вопрос в том,
что падение Первой Республики – это не одно трибунное предложение, а
переплетение целого ряда сложнейших и взаимосвязанных военно-политических и
идеологических факторов, обусловленных преимущественно программой по экспорту
пролетарской революции, ключевой частью которой (особенно после краха в Европе
Баварской и Венгерской советских республик) стал проект Красный Восток по
раздуванию костра революции в мусульманских странах. Есть и много других
сопутствующих нюансов.
Мы уже писали о том, что за три четверти прошлого столетия
на части Восточной Армении возникли, сменяя друг друга, три республики. Власть
каждой последующей республики, исходя из сиюминутных идеологических и
политических соображений, пыталась опорочить, исказить, в лучшем случае -
предать забвению общее национальное прошлое. В этом, собственно, и следует
искать истоки многих наших бед. Базирующееся на измышлениях официальное
отношение Третьей Республики ко Второй стало зеркальным отражением
соответствующих подходов Второй Республики к Первой. С начала 90-х
"врагами" стали официально называться уже не только дашнакцаканы, но
и коммунисты.
ЗЛО АГРЕССИВНО-НИГИЛИСТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К СОБСТВЕННОМУ
ПРОШЛОМУ не только в том, что с каждой новой республикой нарастало
идеологическое противостояние в армянском обществе - возможно, это в
определенной степени историческая неизбежность. Но подобное противостояние не
позволяет трезво и объективно осознать опыт собственной истории, извлечь из нее
необходимые уроки, оценить то лучшее, к чему стремились и что успели сделать
наши предшественники, и не повторять их трагических ошибок.
Нынешнее поколение граждан РА и НКР должно открыть для себя
Первую Республику. Не менее важно сделать это и отечественным политикам, и
государственным мужам. Ведь в общественном сознании все еще довлеет
сфабрикованное официальной советской историографией и "обогащенное"
тезисами АОД вульгаризированное восприятие Первой. Причем ложь присутствует во
всех без исключения сферах. Примеров тому предостаточно.
Так, в любом пособии по новой армянской архитектуре все еще
читаем: "После установления советской власти в Армении Александр Таманян в
1923 году переехал в Ереван и приступил к работе над генпланом столицы, которую
завершил через год". Между тем это явная советская пропаганда. Еще в мае
1920 года при Министерстве попечения Первой Республики было учреждено Управление
главного архитектора под руководством именно Александра Таманяна, который
тогда-то и начал работу над новым генеральным планом столицы. Аналогичных
моментов, причем во всех без исключения сферах, множество.
То же самое можно сказать об отношении к Армянской ССР. О
беспрецедентных достижениях нашего народа в советские десятилетия написаны
тома. Однако обратим внимание на главное, уже без налета социалистической
пропаганды: именно в период существования Советской Армении весь спектр
национальной культуры - музыка, литература, живопись, наука и пр. - впервые за
многие века вернулся на родину. Именно Армянская ССР стала центром стабильной
национальной жизни, поддержания и воспроизводства этнокультурного иммунитета. В
административных границах СССР, и в первую очередь Советской Армении, в
пределах ее интеллектуальной мысли по-новому стала складываться и наша
историческая память.
Игнорировать эти реалии также нельзя. В противном случае,
особенно на фоне дальнейшего усугубления классовых и идеологических противоречий
и роста внутриполитической напряженности, мы рискуем спровоцировать раскол,
которого независимая Армения еще не знала. Арис КАЗИНЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.