Analitika.at.ua. Заявление лидеров
стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ можно рассматривать как сигнал
Азербайджану о том, что у него еще есть шанс обсудить с Нагорным Карабахом
существующие проблемы. В случае отказа Баку, процесс, очевидно, ведет к
международному признанию де факто независимости Нагорного Карабаха. Такое
мнение выразил в беседе с корреспондентом NEWS.am депутат карабахского
парламента Ваграм Атанесян, добавив, что продолжением этого процесса станет
право НКР на равных разговаривать с Азербайджаном.
Карабахский парламентарий в тексте заявления лидер
стран-сопредседателей МГ ОБСЕ выделил часть касательно формулировки принципа
равноправия и права народов на самоопределение. «На мой взгляд, в нынешнем
тексте дана более четка формулировка, чем в предыдущих», — отметил Ваграм
Атанесян, добавив, что этим лидеры стран-сопредседателей подчеркнули важность
реализации данного права народом Нагорного Карабаха, несмотря на утверждения
азербайджанской стороны касательно территориальной целостности. Таким образом,
народы Нагорного Карабаха и Азербайджана рассматриваются как носители
государственности, что позволяет считать это заявление определенным сигналом
Азербайджану. «А в остальном я согласен с оценками министра иностранных дел
НКР», — добавил Ваграм Атанесян.
Владимир Путин, Барак Обама и Франсуа Олланд 18 июня
выступили с совместным заявлением касательно урегулирования
нагорно-карабахского конфликта. Президенты заявили о готовности продолжать
оказание содействия сторонам нагорно-карабахского конфликта в достижении
устойчивого и мирного урегулирования и призвали воздерживаться от действий или
заявлений, которые могут усилить напряженность в регионе и привести к эскалации
конфликта.
Конфликт между Азербайджаном и Карабахом (ныне —
Нагорно-Карабахская Республика), возник в 1988 году, после обращения Областного
Совета Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) к Москве, Еревану и Баку,
с просьбой вернуть край в состав Армении. Азербайджан ответил на эту просьбу
погромами армян в Сумгаите, Баку и других городах республики, находящихся
далеко за пределами Нагорно-Карабахской автономной области.
30 августа 1991 года Азербайджан провозгласил свою
независимость. 2 сентября 1991 года Нагорный Карабах провозгласил
Нагорно-Карабахскую Республику, политический статус которой должен был
определить всенародный референдум. 10 декабря 1991 года в Нагорном Карабахе
состоялся референдум, по итогам которого была провозглашена государственная
независимость Нагорно-Карабахской Республики – Республики Арцах.
В ответ Азербайджан предпринял против молодого государства
прямую военную агрессию. Мировое сообщество пыталось остановить агрессию, а
Совет Безопасности ООН принял в 1993 году четыре резолюции по урегулированию
нагорно-карабахского конфликта. Однако действие резолюций Совбеза ООН были
сорваны Азербайджаном, отказавшимся выполнить главное их требование –
прекращение боевых действий.
Агрессия закончилась поражением для самого Азербайджана, в
результате чего Баку полностью утратил контроль не только над бывшей автономной
областью, но и прилегающими к нему семью районами, отсеченными от автономии в
1923 году. После войны эти районы были конституционно закреплены за
Нагорно-Карабахской Республикой.
С 1992 года по сей день ведутся переговоры по мирному
урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой
являются США, Россия и Франция.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.