Analitika.at.ua. Такие «идеалы», как права человека и демократия,
оставались рычагами реальной политики очень непродолжительное время и были
связаны с задачами Западного сообщества в отношении Восточной Европы, то есть,
в период администрации Б.Клинтона. Сейчас, с наступлением эпохи приоритетов
глобальной и региональной безопасности, многое из того, что ранее представлялось
серьезными ограничениями в осуществлении планов по обеспечению безопасности,
стало весьма формальным и утратило содержательный смысл.
Попытки ведущих интеллектуальных центров возродить арену
«борьбы смыслов» не приводят к успеху, на смену социальным и политическим
идеологиям пришли технократические и информационные идеологии, весьма далекие
от надежд на «идеалы».
В парламенте Армении обсуждается закон, приводящий возможные
решения о создании военных баз иных государств на нашей территории Армении в
зависимость от стран-членов ОДКБ, а вернее, от России. Не приходится
сомневаться, что политическое руководство Армении принимает это условие с
большими сомнениями и без особого энтузиазма, так как страна уже, практически,
заявила о намерениях ускорить интеграцию с НАТО.
В сущности, власти и немногочисленная и также сомневающаяся
оппозиция разделяют одни и те же негативные ожидания, так как не отрицают
целесообразности продолжения сотрудничества с ОДКБ. По сути, между официозом и
оппозицией нет и никогда не было принципиальных противоречий по
внешнеполитическим проблемам. Противоречия только по поводу очень «шкурных»
интересов, и не более того.
Наиболее актуальным примером являются позиции официоза и
оппозиции по вопросу о продолжении или прекращении переговоров и участия в
формате Минской группы. В сущности, все армянское общество успешно приняло
участие в «референдуме» по данной теме и вполне одобрило продолжение
переговоров. Все остальные нюансы, в том числе, признание НКР, остаются
«несущественными» в рамках данных позиций. (Не будет секретом сказать, что
такая же пассивная «солидарность» и «гармоничные» настроения были и до февраля
1988 года. Ничего, прорвало…)
Почему Россия столь заинтересована в принятии закона о
недопустимости создания иностранных баз на территории стран-членов ОДКБ, в том
числе в Армении? США и НАТО активно работают с государствами-членами ОДКБ в
Центральной Азии и с Арменией, и это не может не беспокоить Россию. В отдельных
странах военное присутствие США и НАТО более существенно, чем России, и эта
тенденция усиливается.
Но имеются и иные обстоятельства, которые сводят любые
принятые законы к формальным шагам. А что касается прежних условий, в том
числе, геополитических, то они уже не работают. Если несколько лет назад
проблемы Абхазии и Южной Осетии являлись действенным ограничителем в приеме
Грузии в НАТО, то сейчас это уже не преграда. Аналогичным образом российские
базы на территории Грузии также ограничивали степень свободы для действий США и
НАТО, но если бы даже российские базы сейчас оставались в Грузии, то это уже не
рассматривалось как проблема для военного присутствия альянса.
Очень скоро возникнут обстоятельства, когда наличие
российской базы на территории Армении не станет препятствием для США и НАТО,
чтобы разместить в Армении свою базу. Так или иначе, если нынешняя стратегия
США и Северо-Атлантического альянса будет развертываться и далее, то в Армении
будут размещена данная база. И настало время, когда России, вместо настаивания
на принятии формальных законов в странах-партнерах, было бы разумным
разработать новые стратегии, предусматривающие сотрудничество с НАТО по
«сдерживанию» в Южных регионах угроз и претензий чрезмерно амбициозных
государств.
Армения, несомненно, является той страной, которая
фундаментально заинтересована в таком глобальном сотрудничестве, с
использованием ее геостратегического положения и предпочтений. Игорь Мурадян,
lragir.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.