Главная » 2012»Ноябрь»27 » Зафар Гулиев рассказал о попытке Алиева переписать историю, используя нефтедоллары
Зафар Гулиев рассказал о попытке Алиева переписать историю, используя нефтедоллары
13:01
Analitika.at.ua. Ещё при жизни Гейдара Алиева предпринимались попытки
формирования культа его личности, которые он лишь притормаживал, откровенно
намекая на возможность реализации подобных инициатив после его смерти,
говорится в статье Зафара Гулиева, опубликованной на азербайджанском сайте
«Хаккин.аз».
«Должно быть, установка на культ составляла суть его
политического завещания или органически вытекала из содержания его
политического наследия и монархического трансферта власти. Как бы то ни было,
вождь словно в воду глядел: сразу после смерти началась нарастающая кампания
культа его личности», - пишет автор.
С приходом к власти в стране в 2003 году Ильхама Алиева,
началось планомерное утверждение культа личности покойного президента. Ещё в
период президентских выборов 2003 года со стороны главы «Управления мусульман
Кавказа» Аллахшукюра Пашазаде были заявления, носившие явно богохульский
характер: «У нас есть один Бог, один пророк и один президент, и это Гейдар
Алиев». Позднее он сделал очередное подобное заявление: «Идти против Гейдара
Алиева – это значит идти против воли Аллаха!», что вызвало возмущение со
стороны всех верующих Азербайджана.
Автор напоминает, что «Международная кризисная группа» (МКГ)
в своём докладе указывала, что культ личности Гейдара Алиева — основа идеологии
Азербайджана, состоящая в том, что Г. Алиев спас Азербайджан, и этот культ
личности постепенно переходит и на его сына Ильхама Алиева. Как отмечает МКГ,
возвращение Г. Алиева к власти 15 июня 1993 года было объявлено Днем
национального спасения, а день его рождения 10 мая стал отмечаться в
Азербайджане как Праздник цветов.
«Достижения» Алиева в этой культовой области за 9 лет просто
грандиозны. Во всех городах Азербайджана центральные проспекты, улицы, а также
многочисленные объекты в разных уголках страны названы в честь
общенационального лидера. Уже насчитывается более 60 музеев и центров Г.Алиева.
Почти во всех учреждениях и даже в некоторых мечетях созданы «Комнаты памяти
Алиева». Весь Азербайджан охвачен его портретами и статуями. Именем Г. Алиева
уже названы многочисленные парки и скверы во всех населенных пунктах, мемориалы
и бесчисленные музеи, портреты, международный аэропорт, культурный центр и его
филиалы в районах, концертные и спортивные залы, горные вершины, буровые
установки и т.д.
Гейдаризация постепенно стала приоритетом не только
внутренней, но и внешней политики Азербайджана. Власть предпринимает
колоссальные усилия и вкладывает баснословные средства на экспорт культа
личности Гейдара Алиева. В пример автор приводит проспект им. Гейдара Алиева в
Аммане (Иордания), улицы в Анкаре, Астане, Ингушетии и пр., парки в Стамбуле,
Анкаре, Картепе, Бухаресте, скверы в Тбилиси и Киеве и многое другое. «А что
выигрывает от всего этого Азербайджан? Ведь понятно, что и в финансовом, и в
имиджевом плане эта «культовая экспансия» крайне дорого обходится стране. Но
есть ли от всего этого хоть какой-то прок? Есть ли во всем этом хоть какой-то
разумный смысл?», - спрашивает автор.
«Как видно, культ личности приобретает масштабное
международное значение, что дает нашей власти пропагандистское основание
(крайне шаткое) говорить о Гейдаре Алиеве не как об «общенациональном лидере»,
а как о политике «транснационального масштаба», соответствующего духу
глобализации. Но дальнейшее продвижение «экспорта культа» наталкивается в
последнее время на активное сопротивление представителей СМИ, общественности и
даже официальных структур целого ряда стран мира и некоторых международных
организаций», - пишет сайт.
Согласно публикации, сооружение культовых объектов Гейдара
Алиева за пределами страны расценивается зарубежными СМИ как попытка
«переписать историю авторитарной личности, используя глубокие карманы, набитые
нефтедолларами». Сегодня Азербайджан, в качестве спасительной альтернативы,
предлагает свои нефтегазовые ресурсы Европе.
«В последнее время появление монументов бывшего
азербайджанского лидера за рубежом начинает вызывать активные протесты как со
стороны местной общественности, так и от представителей азербайджанской
оппозиционной диаспоры. В августе 2012 года памятник Алиеву был возведён в
Мехико, что вызвало негодование мексиканской общественности, по оценке которых
он являлся диктатором. Специально созданная в связи с этим комиссия
рекомендовала перенести памятник в другое место, на что власти Азербайджана
пригрозили приостановкой 4-х миллиардных инвестиций в мексиканскую экономику»,
- говорится в статье.
Автор напоминает, что аналогичная ситуация произошла в
сентябре этого года с бюстами Гейдара Алиева и его невестки в канадском городе
Ниагара-Лейк, где после обращений азербайджанской оппозиции и местной
общественности, власти города их демонтировали, также посчитав памятниками
диктатуре. О необходимости демонтажа памятника Гейдара Алиева в
постреволюционном Каире уже давно идут активные дебаты в египетских СМИ.
«Согласно имеющейся информации, власти уже который год
предпринимают огромные усилия для включения в орбиту «гейдаризации» ведущие
страны мира - и в частности, США, Германию, Францию, Великобританию, Китай и
т.д. Но, несмотря на все усилия, добиться успехов в этом направлении не
получается. «Гейдаризация» во внешнеполитическом контексте уже дает сбой, надо
полагать, недалек день, когда эта кампания начнет давать сбой и во внутриполитическом
контексте», - заключает автор. Panorama.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.