Главная » 2013»Март»16 » 16 марта 1921 года были заложены "мины замедленного действия"
16 марта 1921 года были заложены "мины замедленного действия"
01:18
Analitika.at.ua. Каждый год 16 марта мы обращаемся к теме подписанного в
1921 году Договора о дружбе и братстве между Российской Социалистической
Федеративной Советской Республикой и Турцией. Напомним, что это именно тот акт,
который обозначил ближайшие перспективы регионального передела, обещавшие
расширение территорий Советского Азербайджана и анатолийской Турции за счет
сужения площади Армении.
Нахиджеванский край отходил к Азербайджану, за Турцией
закрепились права на Карс и Сурмали, хотя ранее советское правительство и
аннулировало александропольский договор. Московское соглашение очертило и
контуры армяно-турецкой границы, с передачей ангорской Турции священной для
армян горы Большой Арарат.
Договор обнаруживает сходство с подписанным много позже
пактом Молотова–Риббентропа, когда две договаривающиеся стороны не только
обсуждали судьбу третьих стран, но и разрешали ее на основе принятия
специальных положений. В частности, по большевистско-кемалистскому пакту
"обе договаривающиеся стороны согласны, что Нахиджеванская область
образует автономную территорию под протекторатом Азербайджана при условии, что
Азербайджан не уступит сего протектората третьему государству".
В документе специально оговаривалось, что в обозримой
перспективе закавказские советские республики ратифицируют русско-турецкие
договоренности в Карсе: "Настоящий договор подлежит ратификации. Обмен
ратификационными грамотами состоится в Карсе в возможно ближайший срок
<…> Россия обязуется предпринять в отношении закавказских республик шаги,
необходимые для обязательного признания этими республиками в договорах, которые
будут заключены ими с Турцией, статей настоящего договора, непосредственно их
касающихся".
Именно 16 марта 1921 года в недрах советской национальной
политики и были заложены "мины замедленного действия", которые и
должны были взорваться спустя десятилетия. Но если во многих советских регионах
принципы вычерчивания межреспубликанских или автономных границ представлялись
преимущественно внутренним делом страны и ее большевистского руководства, то в
отдельно взятом армянском случае налицо был и внешний фактор: разработка
принципов проведения границ между Советской Арменией и соседними тюркскими
государствами происходила с учетом пантюркистских интересов и зачастую
подчинялась им. Перечисленных нюансов уже предостаточно, чтобы мы ежегодно
обращались к этой теме.
Однако, по нашему убеждению, подобные обращения важны не
только в аспекте сохранения нашей национальной памяти, но и в качестве урока
истории, всестороннее изучение которого призвано уберечь нас от прежних ошибок.
Но каждый раз эта печальная дата все в большей степени превращается в повод для
осуждения традиционной российской политики в регионе - в аспекте вскрытия ее
имперских амбиций. С каждым новым годом суждения на эту тему становятся все
менее зрелыми и более однозначными.
Особенность нынешнего года – президентские выборы в
республике и сопровождающие эти выборы публичные рассуждения на тему
двусторонних отношений. Начиная с выступления Паруйра Айрикяна многие
отечественные политики, равно как и более случайные (в политике) люди, стали
развивать эту тему. И кто только что не говорил! При этом игнорируется
историческая роль России в процессе спасения и сохранения остатков армянской
страны, где впоследствии и должны были одна за другой провозгласиться разные
формы армянских республик.
Абсолютно не хочется выступать в роли адвоката Москвы, тем
более что и российские политики сами зачастую подливают масла в огонь
армянского негодования. Чего стоил, например, московский визит турецкого премьера
Эрдогана 16 марта 2011 года. Тогда он заявил на встрече с российским
президентом Медведевым: "Для нас очень важна дата 16 марта. В этот день
девяносто лет назад был подписан Договор о дружбе и братстве между Российской
Федерацией и Турецкой Республикой. Он соединил два наших народа и стал базисом
общности взглядов. Этот документ стал поворотным пунктом в нашей истории.
Благодаря московскому договору были признаны наши восточные границы".
Напомним только, что "восточные границы" – это и
есть армянские земли.
И когда российский президент под громкие аплодисменты дарил
турецкому премьеру снимок, запечатлевший момент урезывания армянских территорий
в пользу Турции и Азербайджана, а турецкий премьер презентовал (под те же
громкие аплодисменты) копию изуверского документа, да еще и марку, специально
выпущенную к юбилею, когда все это запивалось шампанским… согласимся, что такое
очень легко из памяти не стирается.
Но даже это не повод для однозначных суждений и откровенно
слабых - именно в историческом разрезе - оценок. И циничный комментарий
депутата Государственной Думы от "Единой России" Сергея Маркова о
том, что "большие народы не живут многочисленными заботами маленьких
народов", не повод. Это свидетельство того, что современное поколение
российской и армянской политической элиты не соответствует традиционной планке
двусторонних отношений. Все это указывает на очевидный дефицит честных и
открытых обсуждений этой важной темы. То же самое касается и печально
известного договора в Москве.
В конце концов, нельзя игнорировать тот факт, что в период
заключения московского договора советская власть в Эривани была свергнута
(большевики восстановили свои позиции в Армении в апреле, уже после советизации
Грузии), и это обстоятельство являлось предметом спекуляций. В период
переговоров председатель Ревкома Азербайджанской Советской Республики Нариман
Нариманов направил Ленину письмо, где читаем: "Вам известно, что советская
власть в Армении свергнута. Ввиду этого Армянский вопрос в переговорах с
турецкой делегацией не должен играть роли".
Чтобы выудить у большевиков гарантированный отказ от
первоначального намерения передать армянам Нахиджеван, азербайджанские
представители постоянно напоминали о том, что советская власть в Эривани
свергнута, а на юге страны все еще сильна Антанта. В докладе Бейбута
Шахтахтинского – представителя Советского Азербайджана в составе турецкой
делегации в Москве - читаем: "Часть Армении, а именно Даралагез и
Зангезур, остается в руках дашнаков, сумевших связаться с Тавризом, где живут
агенты Антанты. Они захватили почти всю нагорную часть Карабаха".
Кроме того, на встречах с российскими большевиками
отмечалось, что армянская правительственная делегация и официальная делегация
Османской империи находятся в Лозанне, где ведут переговоры с западными
державами. Таким образом, уже к началу русско-турецких переговоров была
сформирована соответствующая атмосфера переговорного процесса, обозначены
приоритеты. Все эти детали, конечно же, необходимо учитывать, особенно на фоне
явного кризиса проекта по раздуванию костра пролетарской революции в Европе и
связанного с этим кризисом смещения приоритетов большевистского руководства в
сторону мусульманских стран и окраин.
Показательно, что Шахтахтинский угрожал перспективой
открытия мусульманского фронта против большевиков, если те не пойдут на уступки
в Армянском вопросе: "Если соглашение в Москве не состоится, то в таком
случае анатолийское Национальное собрание тотчас же обратится к мусульманскому
Востоку с заявлением о том, что революционная Турция ни в какой связи и союзе с
Россией не находится".
Вместе с тем нет веских оснований говорить о том, что если
бы в Армении не вспыхнуло февральское восстание против произвола большевиков,
вследствие чего власть последних была свергнута, то пролетарская Россия заняла
бы более взвешенную позицию в Армянском вопросе. И это предмет обсуждений, а не
нападок.
Кроме того, революция стала самым большим ударом в первую
очередь для Российской империи, так что обсуждать традицию двусторонних
отношений в отрыве от исторических реалий не совсем корректно. Все эти подходы
действительно свидетельствуют в пользу необходимости ведения открытых, честных
и грамотных обсуждений, отсутствие которых предлагает микрофон как шовинистам в
России, так и маргиналам в Армении. «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.