Главная » 2013»Май»16 » Армения впервые примет председательство в Комитете министров СЕ
Армения впервые примет председательство в Комитете министров СЕ
00:22
Analitika.at.ua. 16 мая во Дворце Европы в Страсбурге состоится 123-е
заседание Комитета министров Совета Европы, в ходе которого Андорра передаст
Республике Армения председательство в этой структуре. Наша страна будет
председательствовать в КМСЕ шесть месяцев - до середины ноября. Учитывая, что
именно этот орган является принимающим решения в Совете Европы, Армении
предоставлена отличная возможность проявить дипломатическую активность и
инициативность в ключевых для СЕ аспектах деятельности и получить максимальную
для себя выгоду за полгода председательства. Это сочетание абсолютно реально с
учетом совпадения программных целей и приоритетов СЕ со стоящими перед РА
внешнеполитическими вызовами, связанными прежде всего с проблематикой Ай Дата и
карабахским вопросом.
БУКВАЛЬНО НА ДНЯХ ДОСТАТОЧНО ЧЕТКО ВЫСКАЗАЛСЯ ПО ЭТОМУ
ВОПРОСУ председатель парламентской комиссии по внешним сношениям Артак Закарян.
Отметив, что страна должна извлечь в период председательства максимальную
пользу в вопросах внешней политики в Европе, Закарян подчеркнул необходимость
уделить особое внимание таким важнейшим проблемам, как армянофобия и
антиармянская пропаганда со стороны Азербайджана и Турции, а также права
человека и процессы демократизации. Разнузданность открыто ведущейся
антиармянской кампании и в особенности средства, к которым прибегает
турецко-азербайджанский тандем, действительно требуют адекватных мер со стороны
дипломатии всех уровней - парламентской, правительственной и общественной. Но
не только.
Ситуация, в которой оказались Европа и европейские ценности
в результате бурной деятельности двух турецких государств, и применяемые ими,
мягко говоря, недостойные и не имеющие ничего общего с политикой и правом
методы поставили европейское сообщество перед весьма серьезными вызовами и
испытаниями. Речь, конечно же, идет об икорной дипломатии, под которой следует
понимать не только коррупцию, но и в целом весь комплекс средств, широко
применяемый Турцией и направляемым ею Азербайджаном. Здесь не место
рассматривать все особенности накопленного турецкой дипломатией арсенала и его
стратегические цели, которые, безусловно, направлены против основополагающих
ценностей европейской демократии. Отметим лишь, что воинствующая армянофобия
как раз и является составной частью турецкой стратегии, которую с полным
основанием можно назвать антицивилизационной.
Именно совпадение целей и актуальных задач армянского
государства с целями и задачами европейского сообщества в противостоянии
"мягкой" экспансии Анкары по всем направлениям ставит перед нашей
страной четкие требования максимально способствовать защите Европы и вековых
европейских ценностей от очевидной опасности в виде внедрения аморальных,
унижающих и развращающих человека ментальности и нравов. В этом контексте
председательство в КМСЕ предоставляет Армении шанс, не воспользоваться которым
было бы непростительной ошибкой. Но готова ли наша дипломатия, в частности,
Министерство иностранных дел с его непреодолимой, как выясняется, склонностью к
формализму и пассивности к реализации этих возможностей? Тем более что, судя по
высказываниям Э. Налбандяна, Арменией предложена в основном культурная
повестка.
ПРАВДА, ЗАЯВЛЕННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВА ВРОДЕ БЫ ДАЮТ
основания надеяться на большее, включая, в частности, борьбу против ксенофобии
и расизма, содействие европейским ценностям посредством межкультурного
сотрудничества, укрепление европейских критериев в сферах прав человека и
верховенства закона и содействие демократическим обществам. Если убрать отсюда
неизбежную официальную шелуху, в конкретных приоритетах остаются противостояние
ксенофобии и расизму, а также приверженность правам человека и закону.
Безусловно, весьма существен в данном случае внутренний
аспект. Однако более важным представляются конкретные шаги и инициативы,
необходимые для того, чтобы использовать председательство в КМСЕ с максимальной
пользой именно в плане борьбы с перешедшими все разумные пределы армянофобией и
расизмом, а также грамотного включения армянской проблематики в контекст
общеевропейской повестки по защите традиционных ценностей.
Действия турецкого тандема в последнее время предоставляют
для этого массу возможностей и поводов - надо только уметь ими пользоваться.
Беспощадная критика в адрес Азербайджана – да и Турции - со стороны
авторитетных правозащитных организаций, руководителей международных структур -
в том числе и Совета Европы - и различных государств, неприкрытый курс Баку на
установление в стране восточной тирании в расчете на интересы нефтяных
корпораций - все это предоставляет Армении возможность широкого спектра шагов и
инициатив, исходящих из общих с европейским сообществом интересов.
Подчеркнем: речь в данном случае идет не только и не столько
о председательстве в КМСЕ - в конце концов это всего лишь полугодовая
формально-руководящая роль в структуре влиятельной, но переживающей по многим
параметрам кризис организации. Председательство всего лишь предоставит
конкретные возможности на конкретном этапе. Однако вопрос - насколько армянская
дипломатия сумеет ими воспользоваться - куда глубже и выходит далеко за пределы
и КМСЕ, и Европы в целом. Проблема, похоже, становится уже не просто
актуальной, но и решающей для реализации без преувеличения судьбоносных для
Армении и Арцаха целей. Марина ГРИГОРЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.