Analitika.at.ua. В экспозиции Черновицкого художественного музея в разделе
«Портретное искусство XVII - начала XX века» экспонируется живописное
произведение, на котором изображен пожилой мужчина в одежде армянского
священнослужителя. Его возвышенную репрезентативность передает сияние
золотисто-охристых цветов, которые торжественно соотносятся с глубоко-синей
гаммой одежды с красными деталями и ярко-красным шелком орденских лент.
Парадность портрета акцентировано официальностью одежды и подчеркнутым
вниманием к наградам. Звучание портрета смягченное искусно созданным
психологизмом образа. Манера письма, внимание к цвето-теневому моделированию
объемов и убедительность портретной характеристики свидетельствует, что автором
произведения является искусный художник, который работал в традициях
европейского академического живописи второй половины XIX века. Между тем на
этикетке экспонированного в музее произведения долгие годы было лишь указано:
«Художник AS Портрет архиепископа Митульского. 1882. Холст, масло».
В 2008 году имя автора, после кропотливой исследовательской
работы бывшего директора художественного музея, искусствоведа Татьяны Дугаевой,
было установлено. Им оказался художник Антони Стефанович.
Антони Стефанович, как и архиепископ Флориан Митульський
были армянами. Оба некоторое время жили во Львове и в Черновцах.
Известно, что Флориан Митульський (1810-1891) был духовным
пастырем черновицкой армянской церковной общины в то время, когда в Черновцах
был возведен и освящен величественный армянский храм Святых Апостолов Петра и
Павла.
Художник Антони Стефанович происходил из буковинской
армянской семьи. Детство провёл в родительском имении, которое находилось в с.
Товтры Заставнянского района Черновицкой области. После Черновицкой гимназии
окончил Венскую Академию искусств. Будучи студентом, Антони Стефанович приезжая
домой в Товтры, наслаждался буковинской поэзией и многочисленными песнями
матери, в которых жили армянские традиции и традиции местных жителей.
Антони Стефанович был человеком чрезвычайно трудолюбивым и
активным, одаренным незаурядным живописным талантом. Учился пейзажу, но более
всего его привлекала портретная живопись. В январе 1930 года про него было
написано: «добродетели его таланта проявились в портрете, который всегда
отличался точностью характеристик, должным подходом и пониманием
индивидуальности модели, прекрасным рисунком и благородным колоритом».
Антони Стефанович после окончания Академии художеств
обосновался в Польше. Именно тогда перед ним предстал выбор собственной
профессии: либо это творческая деятельность свободного художника, либо
педагогическая работа. Выбор пал на вторую. Так Антони Стефанович с присущим
ему упорством начал свой многолетний путь на педагогическом поприще. О нем, как
об учителе вспоминали: «неприхотливый, исключительно скромный, умел из сокровищ
своей души добывать такие искры энтузиазма и радости, которые увлекали и
зажигали молодежь».
Польское государство отметило заслуги Антони Стефановича
орденом Железной короны 3 степени (1911), медалью и Почетным Крестом для
гражданских функционеров, а также офицерским крестом Ордена возрождения Польши.
1932 году было организовано большую посмертную выставку его произведений вместе
с произведениями сына Каэтана Стефановича во Львовском Дворце искусств.
Произведения Антони Стефановича экспонировались в Народном музее в Кракове,
Львовской картинной галерее, а также в нескольких польских городах на выставках
«Автопортрет в польской живописи». Известно, что Антони Стефанович был одним из
художников, принимавших участие в росписях свода Львовского оперного театра.
Известно также, что первым учителем рисования известной украинской художницы
Елены Кульчицкой.
Армянский род Стефановичей был известным и уважаемым в
довоенной Буковине. Напротив армянской церкви, на бывшей улице Петровича (ныне
Ломоносова) в доме №1 проживал Каэтан Стефанович – председатель культурного
совета при краевой власти. Его отец – Стефан Стефанович – депутат Австрийского
парламента, владел имением в с. Бояны Новоселицкого района Черновицкой области.
Степень их родства с художником Антони Стефановичем остается пока не
исследованной.
Кстати, упомянутая улица Петровича была названа в честь
первого бургомистра Черновцов, армянина по происхождению, барона Якоба фон
Петровича. Но это уже другая история…
Виктор Давидович по материалам исследователей творчества
Антони Стефановича: правнука великого живописца Кшиштофа Стефановича, бывшего директора
Черновицкого художественного музея Татьяны Дугаевой, журналистки Марии
Вишневской.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.