Analitika.at.ua. "...Можно смело утверждать, что армяно-азербайджанская
война закончилась победой армянской стороны”.
Крупнейшая российская онлайн авиационная энциклопедия
"Уголок неба” опубликовала скрупулезное исследование Михаила Жирохова "Авиация
в армяно-азербайджанском конфликте”. Автор — профессиональный историк,
занимающийся историей авиации — российской и зарубежной. Его перу принадлежат
более десяти книг, среди которых "Карабах: земля раздора” (2009), "Меч и огонь
Карабаха” (2012). Материал из "Уголка неба” подробнейшим образом представляет
карабахский конфликт, в первую очередь использование авиации обеими сторонами с
первого дня до подписания перемирия. Пожалуй, впервые автор дает цельную
картину "воздушной” войны, о которой широкой общественности известно немного —
лишь отдельные эпизоды и факты.
М.Жирохов не занимает чью-либо сторону, тем не менее
отмечает и антиармянскую позицию Советской Армии и Внутренних войск, и наличие
наемников у Азербайджана, и разграбление азербайджанцами боевой техники и
имущества Советской Армии.
Предлагаем с сокращениями статью Михаила ЖИРОХОВА.
...Общеизвестно, подразделения Советской Армии и Внутренних
войск МВД, привлеченные для погашения конфликта, стали источником вооружения,
включая артиллерию и бронетехнику. Советская Армия и Внутренние войска вплоть
до распада СССР занимали ярко выраженную антиармянскую позицию.
В январе 1990 в Баку начались армянские погромы и попытка
вооруженного смещения коммунистических властей. Через несколько дней Советская
Армия, сломив сопротивление боевиков, вошла в город. Прикрытие осуществляла
армейская авиация. Под Гянджой один Ми-24 был подбит огнем градобойного орудия.
Резня армян в Баку послужила причиной повального бегства армян из Азербайджана
(370 тысяч) и азербайджанцев из Армении (135 тысяч). Исключением стал Нагорный
Карабах и населенный армянами Шаумяновский район, вскоре превратившийся в арену
ожесточенных боевых действий.
Основной боевой силой, действовавшей в Карабахе,
первоначально был азербайджанский ОМОН численностью 10 тысяч человек (кстати,
состоявший на 80% из русских), который поддерживали и обеспечивали военные.
ОМОН полностью блокировал армянские коммуникации, а также проводил операции
против армянских сел — повальную проверку документов, аресты и депортации
армян. На этом этапе борьбы широко применялись и гражданские Ми-8 Азербайджана.
Так как армяне Карабаха не имели наземного сообщения с Арменией, единственным
средством доставки туда продовольствия, медикаментов, оружия, боеприпасов и
добровольцев, а также эвакуации раненых и беженцев, была гражданская авиация
Армении. Однако Внутренние войска СССР, расквартированные в Степанакерте и в
целом "уважавшие” законное правительство Баку, пытались резко ограничить такие
рейсы — вплоть до вывода бронетехники на взлетную полосу. После протестов
Еревана эти ограничения по приказу Москвы снимали, а потом все повторялось
вновь. В апреле 1990 жители Мардакерта для поддержания связи с внешним миром
построили грунтовую ВПП, способную принимать Ан-2.
Однако 21 мая азербайджанские рабочие под охраной СА
вспахали взлетную полосу и разгромили оборудование. Гражданская авиация Армении
задействовала Ан-2, Ми-8 и Як-40. В гуманитарных операциях приняли участие и
армейские вертолеты. 1 августа 1990 у села Фаррадж Лачинского района потерпел
катастрофу армянский Як-40, выполнявший рейс Ереван — Степанакерт. Погибли 39
пассажиров и 4 члена экипажа. Расследование проводил Госавианадзор СССР в
сотрудничестве с азербайджанскими представителями, заявившими, что "черный
ящик” отправлен в Москву и, согласно официальному заключению, "самолет разбился
из-за потери ориентации в условиях плохой видимости”. Однако армянская сторона
сомневалась в объективности расследования, утверждая, что еще 6 августа
вскрытый или разбитый "черный ящик” валялся около обломков самолета.
23 сентября 1990 подразделение азербайджанского ОМОНа
предприняло штурм села Чапар, а 25 сентября два гражданских вертолета "бомбили”
Степанакерт, а также села Шош и Карин.
30 апреля 1991 ОМОН провел штурм последних армянских сел на
территории собственно Азербайджана — Геташен и Мартунашен. Подтянутые советские
танки и вертолеты на протяжении двух часов обстреливали их. Вслед за этим в
атаку пошел ОМОН и ворвался в села. 15 армян были убиты и 45 арестованы.
С 13 мая по конец июля 1991 в Нагорном Карабахе МВД
Азербайджана (при активной поддержке войск МВД СССР и СА) проводило операцию
"Кольцо”. Под предлогом "проверок паспортного режима” был проведен ряд
армейских операций, результатом чего была поголовная депортация 24 армянских
сел Карабаха. В ходе операции "Кольцо” военные вертолеты широко применялись для
своеобразных десантно-штурмовых операций.
В августе 1991 года Советский Союз де факто прекратил свое
существование, а 2 сентября 1991-го Нагорный Карабах провозгласил создание
независимого государства.
Части бывшей Советской Армии пытались сохранять нейтралитет,
но с каждым днем количество жертв росло, поэтому часто-густо военные были
поставлены перед выбором. Тем временем обе стороны старались бороться с
авиацией. Самой крупной операцией стало сбитие 21 ноября вертолета с
комендантом района чрезвычайного положения в НКАО генерал-майором Николаем
Жинкиным. Кроме генерала погиб экипаж под командованием майора Вячеслава Котова
и все сопровождавшие лица. Ответственность за эту операцию была возложена на
армян.
В начале 1992 года Азербайджану досталась эскадрилья Ми-24
(14 вертолетов) и эскадрилья Ми-8 (9 вертолетов) на аэродроме Сангачалы, а
Армении эскадрилья из 13 Ми-24, входившая в составе 7-го Гвардейского
вертолетного полка и базировавшаяся под Ереваном. 19 февраля 1992 над полем боя
впервые появились азербайджанские Ми-24. Пилотировали вертолеты бывшие
советские летчики, перешедшие на контрактную службу в ВС Азербайджана. В марте
армяне заявили, что им удалось сбить два Ми-24.
Правда, не везде передача вооружений происходила полюбовно.
Чаще было так, как рассказывает один из бывших офицеров Советской Армии: "Не
решался вопрос с самолетами, которые в части были. Это были неплохие самолеты:
Л-29 "Дельфин”, Л-39 "Альбатрос”, Су-15, Су-15-ТМ, МиГ-19, МиГ-21, МиГ-25. И
каждого наименования по две-три штуки...
Для того чтобы самолеты не достались местным бандитам (так
он называет азербайджанцев — авт.), их нужно было привести в полную негодность.
При помощи тягачей и грузовых машин мы подтаскивали самолеты к обрыву у реки
Кусарчай и сбрасывали их вниз...”
Стоит сказать, что в Степанакерте (столице Карабаха)
базировался 366-й мотострелковый полк, который очень скоро оказался втянут в
бои на стороне армян, так как постоянно подвергался обстрелам со стороны
азербайджанцев наравне с армянским населением. Кроме того, полк служил для
армян Карабаха практически единственным источником тяжелого вооружения.
За четыре первых месяца 1992 года азербайджанцы захватили у
4-й общевойсковой армии 14 танков, 96 БМП, более 40 БТР и БРДМ, 4 реактивные
установки БМ-21 "Град”. Армянам тоже достались определенные трофеи, но
переправить боевую технику в Карабах было невозможно. Российское командование
приняло решение вывести 366-й полк из Степанакерта вместе с вооружением, но это
решение встретило открытое противодействие властей Карабаха, рассчитывавших
захватить все вооружение. С 27 февраля по 7 марта 1992 года была проведена
успешная операция по эвакуации блокированного армянами 366-го полка, широко
применялась армейская авиация: вертолеты Ми-6, Ми-26 и боевые Ми-24. В эти дни
один из Ми-24 был подбит огнем с земли и совершил вынужденную посадку.
8 апреля 1992 года азербайджанская авиация получила свой
первый боевой самолет — штурмовик Су-25, который был угнан старшим лейтенантом
Вагифом Курбановым с аэродрома Ситал-Чай, где базировался 80-й Отдельный
Штурмовой авиаполк.
Министерство обороны России сообщило, что был отдан приказ
уничтожить самолет-дезертир, но были ли какие-то реальные попытки перехвата,
неясно, по крайней мере начиная с 8 мая Су-25 регулярно бомбил Карабах.
Главной целью стал Степанакерт и близлежащие села, но
эффективность этих налетов была своеобразной — от ударов страдал жилой сектор и
мирное население. За два дня налетов, 8 и 9 мая 1992 г., Су-25 Курбанова армяне
потеряли 30 человек убитыми и 120 ранеными. 8 мая 1992 года карабахские армяне
начали наступление на город Шуша. Штурм Шуши был стремительным и в городе
атакующим досталась армянская церковь, превращенная в склад ракет от "Града” и
других боеприпасов. Хотя в основном при налетах Су-25 использовал авиабомбы,
армянские источники заявляют, что при ударе по захваченной Шуше летчик применил
управляемые ракеты. Курбанов пытался поразить именно церковь.
9 мая боевые вертолеты Азербайджана атаковали село Шош, а
штурмовик Вагифа Курбанова перехватил и подбил армянский Як-40, вывозивший
раненых из Степанакерта. Экипаж Як-40 смог посадить горящий самолет на
вынужденную посадку и спасти пассажиров.
12 мая Су-25 бомбил села Шош и Храморт в Аскеранском районе,
а также Вериншен и Ай Парис. В Шаумяновском вертолеты атаковали село Даграв.
Развивая наступление, армяне вышли к городу Лачин и 18 мая взяли его штурмом,
прорвав блокаду и создав так называемый "Лачинский коридор”, соединивший
Армению и Нагорный Карабах. В этот день Су-25 Курбанова четырежды бомбил город
Мартуни. Его действия поддержали и вертолетчики.
Применение азербайджанской авиации в мае 1992 выявило
интересную особенность: Ми-24 использовались не только для ударов по городам и
селам, но и оказывали эффективную поддержку своим войскам. В то же время
штурмовик Су-25, также отлично приспособленный для огневой поддержки войск,
занимался исключительно "стратегическими бомбардировками” городов и сел. Такое
применение боевых самолетов, вероятно, имело главной целью не столько сломить
моральный дух и боевой потенциал Сил Обороны Карабаха, сколько заставить
армянское население покинуть Карабах. Эту же так и не выполненную, кстати,
задачу имела азербайджанская ствольная и реактивная артиллерия, непрерывно
наносившая удары по гражданским объектам.
В мае началась официальная передача вооружения 4-й
общевойсковой армии Азербайджану: 237 танков, 325 боевых бронированных машин,
204 БМП и БТР, а также 170 артустановок, включая "Грады”. На службу в
азербайджанскую армию перешли около 300 офицеров и прапорщиков бывшей СА.
Азербайджанский ОМОН был усилен добровольцами из Чечни, Казахстана, украинскими
националистами, а также большим количеством призывников, наскоро обученных
азербайджанскими и турецкими офицерами.
В свою очередь Армения к 1 июня 1992 получила 54 танка, 40
БМП и БТР, а также 50 орудий. Захват Лачинского коридора позволил перебрасывать
эту технику в Карабах.
13 июня 1992 года Азербайджанские ВВС понесли тяжелую потерю
— был сбит Вагиф Курбанов. Бомбежки Курбановым армянских населенных пунктов
были оценены по достоинству: посмертно летчик был удостоен звания "Национальный
Герой Азербайджана”.
Именно в этот период авиация Азербайджана резко повысила
свою боевую мощь. На территории республики базировалось четыре авиаполка ВВС и
ПВО. После распада СССР все они перешли под юрисдикцию России, но нуждающийся в
оружии Азербайджан резко усилил нажим на российские гарнизоны. В ход пошло все
— просьбы, уговоры, подкуп, ультиматумы, захват заложников из семей российских
офицеров, вооруженные нападения. В этих условиях началась перегонка авиатехники
в Россию, прошедшая 9-10 июня 1992 года. Основная часть техники была успешно
выведена, но кое-что досталось и азербайджанцам.
Много неприглядного проходило в те дни, но запомнился
очевидцам такой эпизод, происшедший на аэродроме Насосный. Начальник штаба 19-й
отдельной армии ПВО генерал-майор Н.Репин руководил вывозом дорогостоящей
техники, опасаясь, что в противном случае она будет растаскана и понапрасну
загублена. (Опасения, увы, оправдались.) Эвакуация осложнялась из-за острой
нехватки транспортных самолетов. Вдобавок в любой момент следовало ожидать нападения
азербайджанских боевиков.
Но вот на аэродроме появляется генерал-майор Тимошенко
(начальник политотдела этой же армии) и требует предоставить самолет для его
домашних вещей. Не помогают никакие уговоры.
Безуспешно пытался полковник В.Скульский (по приказу
начштаба армии) убрать со взлетной полосы КамАЗ с генеральским скарбом. Подобно
завзятому шантажисту, Тимошенко выдвинул ультиматум: если ему не выделят
самолет, то ни одна единица техники не покинет аэродром. Угроза подействовала:
дали-таки вымогателю в лампасах транспортник Ан-12. Эвакуация генеральского
добра прошла благополучно. С грузом пэвэошников получилось хуже. Большая его
часть попала в руки азербайджанских экспроприаторов.
Имеется ряд фактов, что некоторые высокопоставленные офицеры
Закавказского военного округа участвовали в создании национальных армий. Причем
активно использовалась транспортная авиация. В качестве примера просто приведем
донесения контрразведчиков:
"12.05.92 г. С аэродрома Новоалексеевска (пригород Тбилиси)
на аэродром КАЛА (Азербайджан) была вывезена партия оружия в количестве 400
автоматов и 80 ящиков с патронами. Перевозка, осуществленная на основании
распоряжения замкомандующего ЗакВО генерал-лейтенанта Беппаева. По прибытии на
место указанное оружие и боеприпасы были получены и вывезены представителями МО
Азербайджана во главе с начальником штаба генералом Мусаевым. Факт получил
огласку и осуждение среди военнослужащих эскадрилий. По их мнению, в случае
попадания указанной информации армянской стороне руководство Армении будет
иметь веские основания для обоснованных обвинений российских военнослужащих в
пособничестве Азербайджану”.
К слову сказать, на аэродроме ПВО Насосный азербайджанцами
было захвачено несколько десятков (возможно, до 30) перехватчиков МиГ-25ПД.
Вероятно, что немалую роль в этом сыграл полковник Владимир Кравцов,
занимавшийся расформированием полка ПВО, а чуть позже ставший генералом и
командующим ВВС Азербайджана. Аналогично поступил заместитель командира
разведывательного авиаполка в Далляре подполковник Александр Плеш, возможно,
что именно он сообщил азербайджанцам о намеченной перегонке самолетов в Россию,
а впоследствии получил место командира эскадрильи в Азербайджанских ВВС. Так
или иначе, но 9 июня на территорию аэродрома ворвались азербайджанцы,
блокировали полосу и сорвали перелет 8 МиГ-25РБ, порезав им покрышки. Всего на
этом аэродроме азербайджанцы захватили 5 разведчиков МиГ-25РБ, 11 Су-24МР и 4
Ил-76, присланных для эвакуации личного состава и имущества.
Правда, ценность захваченных самолетов была невелика.
Разведчики Су-24МР не имеют никакого прицельного оборудования для бомбометания,
но установить бомбодержатели для бомб и подвески НУРС азербайджанцы, в
принципе, могли, тем более что в Азербайджане имелся авиаремонтный завод,
специализировавшийся, правда, на МиГ-25. Характеризуя атаки
разведывательно-ударных МиГ-25РБ, упоминалось, что атаки также велись без
применения сложных прицельных комплексов. А вот к утверждениям о том, что
перехватчики МиГ-25ПД лихо крошили армянские танки тепловыми ракетами Р-60
класса "воздух-воздух”, стоит отнестись с недоверием.
Очень трудно представить, как летчики скоростных,
неманевренных перехватчиков, обладающих не очень хорошим обзором вниз,
отыскивали в горах одиночные танки и БМП. Таким образом, вероятнее всего, что
слухи об "истребителе танков МиГ-25ПД” несколько преувеличены. Скорее всего в
Азербайджане был только один Сy-25 — угнанный Курбановым. Впрочем, армяне
утверждают о трех сбитых Су-25 к концу августа 1992. В количестве самолетов
сомнений нет — Азербайджан признал потерю двух самолетов в июне-июле и еще один
армяне сбили 20 августа (вообще-то это МиГ-25 Юрия Беличенко). Капитан Юрий
Беличенко, сбитый 20 августа на азербайджанском МиГ-25ПД, попал в плен.
После его пленения стало известно о наличии в ВВС
Азербайджана наемников из числа летчиков бывших ВВС СССР. По словам Беличенко,
как правило, летчики делали по два вылета в день.
В августе Беличенко с напарником совершили первый боевой
вылет — забросали 500-кг бомбами село Касапет. Действовали на МиГ-25,
"перепрофилированном из истребителя в бомбардировщик” (видимо, на ремзаводе),
таким образом, речь идет о неизвестной ранее модификации, которую можно условно
назвать МиГ-25ПДС-Б. И это не газетная "утка” — впоследствии Азербайджан
признал среди своих потерь не только два МиГ-25РБ, но и один МиГ-25П.
Первоначально азербайджанской авиации противостояла весьма
слабая ПВО армян, насчитывавшая 6 зениток ЗУ-23-2, 4 самоходных ЗСУ-23-4 Шилка,
4 57-мм зенитки С-60 и несколько десятков устаревших ПЗРК "Стрела-2М”. Позже
прибыли уже упоминавшиеся восемь 57-мм зениток С-60, а у азербайджанцев была
захвачена ЗУ-23-2 на "Урале” и одна ЗСУ-23-4 Шилка. Эти маловысотные средства
не могли эффективно противостоять налетам самолетов противника, и
азербайджанская авиация практически ежедневно наносила удары по Степанакерту.
С августа 1992 азербайджанские самолеты стали сбрасывать и
РБК-250 и -500 (Разовый Бомбовый Контейнер) с осколочными суббоеприпасами
(известные как "шариковые бомбы”). 23 августа Степанакерт бомбили 3 "Су-25”.
Одна из 500-кг бомб попала в пятиэтажное здание общежития, где жили беженцы из
Мардакертского района. Погибли 14 человек. 31 августа на столицу Карабаха было
сброшено 20 РБК, в результате погибло 16 человек и 121 был ранен. Известно, что
в боевых действиях на той или иной стороне нелегально привлекались и российские
экипажи. Так, вертолетчики майор Сергей Синюшкин и капитан Евгений Карлов,
оказавшись вне контроля командования, согласились "за разумную оплату”
произвести боевой вылет в интересах азербайджанской армии. Этот полет для них
оказался последним. Оба незадачливых наемника "пали смертью храбрых”. 4
сентября 1992 года при помощи ПЗРК сняли азербайджанский МиГ-21, а его летчик
попал в плен. Возможно, что речь идет об Анатолии Чистякове, который тоже
оказался в Степанакертской тюрьме. Еще одной жертвой армянских зенитчиков стал
18 сентября Ми-24.
Несмотря на успех летнего наступления на севере Карабаха, в
азербайджанском Генштабе ясно понимали, что общий успех может быть достигнут
только после перекрытия Лачинского коридора. Поэтому в середине сентября
горно-стрелковый полк азербайджанской армии, преодолев Карабахский хребет, с
севера начал наступление на Лачин. 2-й армейский корпус Азербайджана под
командованием генерал-майора Далдаша Рзаева не смог преодолеть последние 3-4 км
до Лачина.
Кроме ударов по городам и населенным пунктам, ВВС
Азербайджана стали чаще привлекаться для авиационной поддержки своих войск, в
октябре 1992-го были отмечены попытки бомбить армянские колонны в Лачинском коридоре.
Стоит также сказать и об ударе по электростанции на территории Армении. Так как
в тот период Армения не имела боевых самолетов, азербайджанские ВВС не
встречали сопротивления в воздухе. Но с передачей Армении техники бывшей
Советской Армии карабахские армяне смогли создать мощную систему ПВО и что
сразу сказалось на потерях азербайджанской авиации.
Трудно сказать, откуда взялся второй Су-25, сбитый 10
октября 1992 года в районе села Малибели, после удара по Степанакерту. Летчик
катапультировался, но его парашют не раскрылся. В отличие от Беличенко и
Чистякова, этому наемнику не повезло — от него мало что осталось, по обрывкам
документов удалось определить только имя — Александр.
По западным данным, 7 декабря 1992 азербайджанцы потеряли от
наземного огня в Мартунинском районе Ми-24 и очередной Су-25. А к началу 1993
года у Азербайджана оставалось 8 Ми-24 (из 14 полученных), и у Армении 11 таких
вертолетов (из 13).
15 января 1993 армянской ПВО удалось сбить МиГ-21 ВВС
Азербайджана. В феврале 1993 силы обороны Карабаха начали наступление в
Мардакертском районе.
Попытка азербайджанской армии в середине марта провести в
Мардакертском районе контрнаступление не удалась. А уже 25 марта армяне начали
Кельбаджарскую операцию, в ходе которой 2-й АК Азербайджана был разгромлен. В
результате операции армяне взяли под свой контроль почти половину
армяно-азербайджанской границы и открыли себе вторую дорогу из Армении в
Карабах.
4 июня 1993 года в Гяндже начался антиправительственный
мятеж 709-й бригады полковника Суррета Гусейнова, потребовавшего смещения
президента Абульфаза Эльчибея. Его поддержали некоторые другие подразделения,
также начавшие продвижение к Баку. И хотя до серьезных боев между мятежниками и
правительственными частями не дошло, президент ушел в отставку, а его
полномочия взял на себя прилетевший из Москвы Гейдар Алиев.
Пока азербайджанцы занимались междоусобными "разборками”,
карабахские армяне начали наступление на Агдам, являющийся главной базой
азербайджанской армии в войне против Карабаха.
Дальнобойная артиллерия из окрестностей Агдама обстреливала
Степанакерт. К 18 июня 1993 группировка из 40 армянских танков при поддержке
"Градов”, пехоты и вертолетов Ми-24 вышла к окраинам Агдама и начала обходить
город с севера. Больше месяца шли упорные бои за Агдамский укрепрайон и только
24-25 июля Агдам был взят.
Результат летней кампании 1993 года для Азербайджана можно
оценить одним словом — катастрофа. 7 районов страны были полностью или частично
оккупированы "Армянским экспедиционным корпусом”, как называют карабахцев в
Азербайджане.
Азербайджанская армия была истощена и деморализована. К
сожалению, неизвестна дата, когда был впервые приведен нижеследующий список
потерь азербайджанских ВВС: 1 МиГ-21, 1 МиГ-23, 2 Су-25, 2 МиГ-25РБ, 1 МиГ-25П,
3 Л-29, всего 10 боевых самолетов. Предположительно он датируется 1993 годом,
и, вероятно, это список официально признанных Азербайджаном потерь.
...23 января 1994 армянские боевые вертолеты нанесли удар по
азербайджанскому населенному пункту у границ Карабаха. В этот же день пара
азербайджанских самолетов бомбила армян и последние сообщили об уничтожении
одного из самолетов (разумеется, это "Су-25”) и обнаружении места падения.
Азербайджан опроверг это сообщение.
17 февраля при сопровождении разведчика Су-24МР над
Варденисским районом Армении при помощи ПЗРК "Стрела-2М” был сбит
азербайджанский МиГ-21, летчик был взят в плен.
В 1994 году было отмечено появление боевых самолетов у
Армении. Известно, что 4 Су-25 были переданы Россией в рамках военного
сотрудничества СНГ, и они, видимо, принимали участие в боях с азербайджанскими
войсками, а один Су-25, по сообщениям, был сбит противником.
25 марта 1994 два азербайджанских самолета сбросили
кассетные бомбы на позиции армян у Горадиза, причем пострадали и азербайджанские
солдаты. В этот же день армянская ПВО воспрепятствовала налету на Степанакерт.
10 апреля азербайджанские самолеты сбросили на Степанакерт три бомбы, причем
одну — шариковую. Ударам подверглись и другие населенные пункты. ТВ
продемонстрировало видеокадры, где ясно виден характерный силуэт Су-25.
Через два дня, 12 апреля, 2 самолета вновь бомбили
Степанакерт, убив 2 и ранив 38 человек. Один из самолетов был сбит над селом
Чила, а его летчик катапультировался. В целом предпринятое наступление не принесло
значительных успехов. 21 апреля армяне заявили о том, что за неделю боев ими
было убито около 600 солдат противника, захвачено 8 танков, 5 БМП, 15
бронемашин, а также сбит один азербайджанский самолет. 23 апреля 1994 группа из
7 азербайджанских самолетов нанесла мощный удар по Степанакерту, однако один из
самолетов (Су-25) был сбит ПВО.
12 мая 1994 года стороны подписали соглашение о перемирии,
которое, несмотря на отдельные перестрелки, соблюдается по сей день. Всего за
период с 21 ноября 1991 года до 12 мая 1994 года по столице Карабаха городу
Степанакерту было применено (по армянским данным) около 21000 реактивных
снарядов "Град”, 2700 ракет "Алазань” и 1900 артиллерийских снарядов.
Азербайджанская авиация сбросила на город 180 РБК (разовый бомбовый контейнер с
осколочными суббоеприпасами) и около 100 500-кг осколочно-фугасных бомб,
включая 8 ОДАБ (авиабомба объемной детонации с жидким ВВ). В целом можно смело
утверждать, что 1-я Армяно-азербайджанская война закончилась победой армянской
стороны. Армяне полностью контролируют Нагорный Карабах, а также Кубатлинский,
Зангеланский, Джебраильский, Физулинский, Кельбаджарский и Агдамский районы
Азербайджана, создав там так называемые "зоны безопасности”.
Несомненно, стратегически необходимая и оправданная для
карабахцев оккупация прилегающих районов, с другой стороны, создает однозначные
предпосылки попыткам азербайджанской армии вернуть эти территории, а также
Нагорный Карабах, под свой контроль и соответственно возобновлению боевых
действий.
Ясно, что Азербайджан вряд ли способен смириться с потерей
четверти своей территории, но на протяжении всей войны азербайджанская армия,
несмотря на численное превосходство и лучшую оснащенность, несла большие потери
в людях и вооружении, продемонстрировала низкую боевую подготовку и моральные
качества. Елена Шуваева-Петросян, «Новое Время»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.