Главная » 2013»Январь»13 » Автохтонные народы и "толерантность" Азербайджана
Автохтонные народы и "толерантность" Азербайджана
12:57
Analitika.at.ua. Вот уже лет десять, как Баку усиленно насаждает новый
бренд закавказских турок-«азербайджанцев» – толерантность. Модное это словечко,
означающее доброжелательное отношение к представителям иной религии или нации, носителям
других культуры и мировоззрения, эксплуатируется на всех уровнях, от президента
Азербайджана Ильхама Алиева (этот даже умудрился призвать Европу поучиться у
Азербайджана толерантности) и шейх-уль-ислама Пашазаде, до натренированных на
использование идеологических штампов полуграмотных завсегдатаев многочисленных
форумов в интернете. В интернете даже появилось ироничное название закавказских
турок – «толеранты», нередко используемое и в более грубой форме – «толерасты».
Проблема, однако, не в этом. Дело в том, что большинство
закавказских турок искренне поверили в распространяемую руководством
Азербайджана ложь. Между тем, бесстрастные цифры статистики (даже
азербайджанской) утверждают совсем другое. Не буду в данной статье затрагивать
проблему живших в Азербайджанской ССР армян – количество которых в 1979 году,
согласно официальной статистике, превышало цифру в 475 тысяч человек – для
этого нужна отдельная работа. Рассмотрим динамику демографических изменений
других народов, проживающих в Азербайджане.
Так, согласно официальным данным переписи Азербайджанской
республики, количество русского населения в ней за период с 1979 по 2009 годы
сократилось ровно в четыре раза: с 475300 до 119300 человек. Объяснить данное
колоссальное сокращение русского населения оттоком из Азербайджана невозможно:
здесь необходимы другие определения, наиболее подходящим из которых
представляется выражение «массовое» или «паническое» бегство. Для этого у
проживающих в Азербайджане русских были серьезные причины, в том числе: погромы
армян и других христиан в Азербайджане, уничтожение христианских кладбищ в Баку
и других городах Азербайджана, транспаранты на митингах «Русские, не уезжайте! Нам
нужны рабы и проститутки» и внесенные в Конституционный акт о независимости
Азербайджана строки об оккупации и колонизации Азербайджана Россией. Люди,
долгое время прожившие рядом с закавказскими турками, прекрасно понимают
последствия подобных действий.
Но, может, русские в Азербайджане представляют исключение? Отнюдь.
Попробуем разобраться с другими некоренными народами, проживающими в этой
республике. Количество украинцев в Азербайджане за период с 1979 по 2009 год
сократилось с 26400 до 21500. Сегодня украинцы в Азербайджане проживают в
основном в смешанных семьях, полностью мимикрируя под закавказских турок. Количество
евреев в «толерантном» Азербайджане за этот же период сократилось с 35500 до
9100 человек.
На первый взгляд непонятно выглядит положение с автохтонными
народами Азербайджанской республики, однако это «непонятно» отражает не
истинное их количество, а решаемые Баку политические задачи.
Так, начиная со второй половины ХХ века в Азербайджане
«исчезли» талыши, наиболее, пожалуй, многочисленный из автохтонных народов
республики. В той же переписи 1979 года талыши просто не указаны. Затем, в 1989
году они неожиданно вновь «возродились», в количестве 21200 человек, и до 2009
года увеличились ровно до 112 тысяч. Чудесное «воскресение» талышей связано с
перестройкой в СССР, когда скрыть более чем миллионный народ в Азербайджане
стало невозможно. Интересно, что коррумпированные чиновники в Азербайджане
воспользовались сложившейся политической конъюнктурой, и брали у талышей по 50
советских рублей за «восстановление» национальности в паспорте. Тем не менее,
плотина замалчивания наличия этого крупного народа была прорвана, чем и
объясняется взрывной «рост» талышей: от нуля до 112 тысяч. В действительности,
как уже было сказано, талышей в Азербайджане свыше миллиона, а по некоторым
данным – около полутора миллионов человек.
Не менее интересны и коллизии, связанные с лезгинами и
лезгинскими народностями: крызцами, цахурцами, рутульцами, хиналугцами и так
далее. Во-первых, необходимо отметить, что количество лезгин в Азербайджане
практически «не растет». Увеличение численности лезгин с 158 тысяч в 1979 году
до 180 тысяч в 2009 году можно считать насмешкой над действительностью. И это
при том, что на самом деле лезгин в Азербайджане не менее 750 тысяч. Что еще
интереснее, в 2009 году в Азербайджане неожиданно «появились» крызцы – 4400
человек, и хиналугцы – 2200 человек. Ждут своей «очереди на возрождение»
рутульцы и будухцы, пока еще спрятанные в графе «другие», а «взлеты» и
«падения» количества цахурцев могут объяснить только во властных коридорах
Баку. В действительно все они – крызцы, хиналугцы, цахурцы, рутульцы, будухцы –
являются лезгинами, и их «возрождение» в Азербайджане направлено на раскол
целостного лезгинского народа.
«Не растет» еще один автохтонный народ Азербайджана –
аварцы. Больше того, согласно официальной статистике, численность аварцев с
1999 по 2009 годы сократилась на тысячу с лишним человек, с 50900 до 49800. При
этом, согласно данным аварских национальных организаций, численность этого
народа в Азербайджане достигает 200 тысяч человек.
Трудно представить, что все эти люди бежали из Азербайджана
вследствие экономических неурядиц. ВВП Азербайджана только в ХХI веке
увеличилось более чем в 4 раза, и, по логике, население не должно покидать
государство, темпы экономического развития которого, согласно утверждениям его
президента, не имеют аналогов в мире. Но… бегут далеко не все.
Так численность закавказских турок – «азербайджанцев», в
период с 1979 по 2009 годы практически удвоилась, достигнув с 4708800 до
8172000. Если в 1979 году процент закавказских турок от общего населения
Азербайджана составлял 78,13, то в 2009 году их в Азербайджане было уже 91,6%. Сегодня
процент закавказских турок в Азербайджане уже перевалил за 93, а сама республик
заняла одно из ведущих мест среди мононациональных государств мира.
Тем не менее, мы имеем достаточно оснований утверждать, что
значительная часть населения Азербайджана этнически и религиозно толерантна. При
этом, отмеченная толерантность имеет исторические традиции и носит жертвенный
характер. Речь, как, наверное, можно понять, идет об автохтонных народах этой
республики.
Начиная с ХIII – ХIV веков территорию современной
Азербайджанской республики стали захлестывать волны пришлых кочевых тюркских
племен, нашедших у местных аборигенов приют и традиционное гостеприимство. Со
временем некогда обездоленные пришельцы овладели властью на этой земле, и, как
это бывало везде, куда приходили турки, стали выдавливать и/или подвергать
насильственной ассимиляции приютившие их автохтонные народы. Процесс этот
принял поистине чудовищные размеры после провозглашения независимости
Азербайджанской республики, имевшего место без согласия и даже ведома
автохтонных народов. А неизжитая толерантность талышей, лезгин, аварцев и так
далее, равно как и выраженная ксенофилия (любовь к инонациональному,
предпочтение чужого своему собственному), помогают закавказским туркам решить
задачу по искоренению автохтонных народов.
В Азербайджане сложилась неестественная ситуация, когда
ксенофобия и племенной расизм закавказских турок встретились с этнической
толерантностью и ксенофилией коренных народов. Непротивление одних
воспринимается другими как удобная возможность выдавливания и ассимиляции
первых, а также право уничтожения их национально ориентированных лидеров. Действие
не вызывает адекватного противодействия, третий закон Ньютона в отношениях
между закавказскими турками и автохтонными народами не срабатывает. А это
означает, что толерантность и ксенофилия автохтонных народов имеет
самоубийственный характер. Поймут ли они это? Не поздно ли? Вот вопросы, от
ответов на которые зависит будущее автохтонных народов Азербайджанской
республики. Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН, voskanapat.info
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.