Главная » 2013 » Январь » 30 » Азербайджан опасается превращения автора романа об армянских погромах во второго Орхана Памука
Азербайджан опасается превращения автора романа об армянских погромах во второго Орхана Памука
15:49
Analitika.at.ua. «Если Акрам Айлисли хочет пройти путь Орхана Памука, то
из него Памук не получится»,- заявил в беседе с агентством «Тренд» заместитель
исполнительного секретаря правящей партии «Ени Азербайджан», депутат Мубариз
Гурбанлы, комментируя произведение азербайджанского писателя Акрама Айлисли
«Каменные сны», в котором рассказывается про резню армян в Баку и Нахичеване.
Напомним, что Орхан Памук- турецкий писатель, лауреат
Нобелевской премии (2006 г.), известен своей гражданской позицией относительно
Геноцида армян в Османской Турции, из-за чего подвергся гонениям на родине и
был вынужден эмигрировать во избежание тюремного срока из-за интервью BBC, в
котором Памук заявил: «В Турции был убит миллион армян и триста тысяч курдов. Об
этом никто не говорит и меня ненавидят за то, что я говорю об этом».
Роман «Каменные сны» писателя Акрама Айлисли, вызвавший
широкий общественный резонанс и ставший причиной травли автора, рассказавшего
правду о зверствах по отношению к армянам в Азербайджане, размещен в российском
интернет-портале "Журнальный зал" по адресу:
Акрам Айлисли — Народный писатель и заслуженный деятель
искусств Азербайджана, кавалер высшего ордена Азербайджана «Истиглал» (2002) и
ордена «Шохрат» за выдающиеся заслуги перед азербайджанской литературой. Роман-реквием
Акрама Айлисли «Каменные сны» — не просто художественный текст, это
исключительно смелый поступок писателя — истинного патриота, ради чести и
достоинства своего народа не страшащегося говорить горькую правду. Сказанная
соотечественником, в чьей любви к отчизне никто не усомнится, она особенно
нужна и полезна. Полезна всем — русским, армянам, грузинам, сербам и албанцам,
арабам и израильтянам — всем, мучительно ищущим общий язык, говорится на сайте.
Некоторые выдержки из первой главы романа:
— Доктор, родной мой, доктор… убили. Такого человека, средь
бела дня, избили, уничтожили. Это все еразы, доктор, еразы. Пять-шесть
парней-еразов… Эти сукины дети беженцы совсем не уважают людей, доктор, дорогой
мой. Ни артистов они не признают, ни поэтов, ни писателей. Только назови
кого-то армянином — и все. Тут же швырнут под ноги и затопчут, как дикие звери.
Раздерут на части, и никто близко подойти не смеет… Я им говорю: не бейте, этот
человек, говорю, не армянин, он наш человек, сын нашего народа, гордость и совесть
нации. Да кто там слушает. Даже не дали мне свое имя назвать. Так врезали ногой
в бок, что я чуть там же не умер. Вот сюда доктор, в правый бок. До сих пор
страшно ноет…
***
— Дело обстояло так, доктор: я сегодня шел по городу. Который
был час, точно не скажу — может, десять, а может, одиннадцать. На Парапете есть
такое место с фонтаном — вы, наверное, видели его. И вот оттуда вдруг раздался
страшный крик. Кто-то словно выл. Оказывается, это был старый армянин. Он вышел
купить хлеба и тут же попался в руки еразам. Прямо в домашней одежде… И в
тапочках. Когда я добрался до того места, несчастный уже был убит и брошен в
бассейн. А глаза у него были открыты, доктор, и смотрел он прямо на меня. Я
лично не видел, как его убивали. А те, кто были там раньше, рассказывали, что
армянина сначала бросили в бассейн, прямо в ледяную воду. Он старый человек, не
мог оставаться в воде. Хотел вылезти. А эти парни стояли у края бассейна, били
его ногами, пока не забили до смерти. А у Садая Садыглы, да поможет ему Бог,
беда вечно кружит над головой. Иначе с чего бы именно ему оказаться в это время
в том проклятом месте?.. Не выдержал он, вот и все!.. Он же артист, гуманный
человек. Сердце не вынесло. Он бросился на помощь. А откуда этим еразам знать,
кто он и что он? Они же приезжие, нездешние. Вот и приняли его за армянина и
набросились, как дикие звери. Опоздай я хоть на минуту, они и его отправили бы
к старику-армянину. Но Бог миловал — он остался жив. Я вас умоляю, доктор,
спасите его. Жизнь этого великого человека теперь в ваших руках. — Этими
патетическими словами артист закончил свою речь.
Врач спешил начать операцию. Но, казалось, для этого чего-то
недоставало.
К тому же, видимо, рассказ артиста потряс его. Он не видел
ничего необычного в том, что лежавший без сознания на операционном столе
Гамлет-Отелло-Кефли-Искендер пытался спасти старика-армянина. По мнению
доктора, именно так поступил бы каждый, кто считает себя человеком. Однако
жители этого города, словно сговорившись, старались держаться подальше от того,
что называется человечностью. Казалось, им даже и невыгодно стало сохранять
человеческое лицо.
Всего десять-пятнадцать дней назад доктор Фарзани здесь же,
в этой операционной, делал очень сложную операцию армянской девочке лет
четырнадцати-пятнадцати, которая бог знает каким чудом была доставлена в
больницу.
В метро, где всегда полно народа, несколько
женщин-азербайджанок набросились на нее и на глазах сотни людей устроили над
ней расправу. А за несколько дней до того какой-то поэт-дегенерат ворвался в
больницу и, избив, выгнал из кабинета врача, сорок лет проработавшего в
кардиологическом отделении, только потому, что тот имел несчастье родиться
армянином. После этого случая в больнице не осталось ни одного армянина — ни
врача, ни обслуги. Кто спрятался дома, кто навсегда уехал из Баку.
***
Как-то утром, когда еще только рассветало, во дворе был
поднят шум: мол, слушайте, люди, тут какая-то армянка выбросилась с балкона. Крошечное
старушечье тело Греты Саркисовны еще только умирало в большой луже крови, а по
городу уже пошли странные вести о том, что выбросившаяся с балкона армянка
оставила перед смертью покаянное письмо: "Я ненавижу себя за преступления,
которые учинили армяне. Я презираю свой народ и потому больше не хочу жить на
свете. Карабах принадлежит Азербайджану. Да здравствует Азербайджан”.
Нувариш ни тогда, ни сейчас нисколько не сомневался в том,
что это "самоубийство” — дело рук того шушинского верзилы. Вполне возможно, сам
Шахгаджар Армаганов и сбросил Грету Саркисовну с балкона. Теперь уж времена
такие. Возьми да сбрасывай с балкона хоть сто армян в день. А вместе с ними и
мусульман. Спокойно можно стереть с лица земли любого человека, если нет за ним
чьей-то поддержки. И артист с каждым днем стал все больше бояться шушинца. Нет
теперь ни законов, ни судов — возьмет он в один прекрасный день и запросто
сбросит с балкона и его, Нувариша, и представит это как самоубийство. Кто
станет расследовать его преступление, кто докажет, что этот хладнокровный,
безбожный и безжалостный баксоветовский чиновник и есть настоящий бандит?..
***
— Точно! Они нахичеванцы! — подтвердил Нувариш, опрокинул в
себя водку, взял кусок колбасы и проглотил, почти не жуя. — Односельчане, оба
из Айлиса. И оба как сумасшедшие любят свое село. Когда бы и где бы ни
сходились, только об Айлисе и говорят. Когда-то, говорят, там было много армян.
И они — то есть эти армяне — выходит, очень дружно жили с нашими мусульманами. Доктор
Абасалиев сильно хвалит тех армян. Таких, говорит, культурных, честных,
трудолюбивых людей больше нет нигде в мире. Я часто слышал их разговоры. Когда
тесть с зятем начинают говорить об Айлисе, прямо хочется поехать туда и умереть
там.
***
После ухода медсестры доктор снова подошел к окну. Эта
привычка — стоять по вечерам у окна и смотреть на опустевшие улицы появилась у
него недавно. Странным было, что уже несколько месяцев на улицах Баку не только
по вечерам, но даже и днем нельзя было увидеть людей, идущих поодиночке или
парами. Сейчас люди ходили толпами, стадами. И полновластное право говорить,
кричать и славословить было дано лишь этим толпам. И еще страннее было то, что
количество слов, которые выкрикивали эти существа, было равно количеству слов,
которые, наверное, использовали во время охоты первобытные люди:
Сво-бо-да! От-став-ка! Ка-ра-бах!
В последние дни эти люди пополнили свой словарный запас еще
тремя фразочками:
Ты ар-мя-нин! Смерть те-бе! Вот и все! Panorama.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.