Главная » 2013»Январь»16 » Баку-1990: "Армяне Азербайджана трижды в течение ХХ века подвергались геноцидальным действиям…"
Баку-1990: "Армяне Азербайджана трижды в течение ХХ века подвергались геноцидальным действиям…"
15:19
Analitika.at.ua. В течение ближайших месяцев, как и было обещано, будем
регулярно публиковать материалы, посвященные 23-й годовщине геноцида армян в
Баку и 25-й годовщине сумгаитской трагедии, а также связанные с очередной
годовщиной убийства армянского офицера Гургена Маргаряна в Будапеште.
Сегодня представляем вниманию читателей интервью известной
немецкой правозащитницы, научного сотрудника Свободного университета в Берлине
Тессы Хофманн, которое было опубликовано 3 года назад к 20-й годовщине погромов
армян в Баку.
- К НАЧАЛУ 1990 ГОДА ВЛАСТЬ В БАКУ ПРАКТИЧЕСКИ ПЕРЕШЛА В
РУКИ НАРОДНОГО ФРОНТА АЗЕРБАЙДЖАНА. К тому времени акции насилия против
армянского населения в Баку, а также в селах Северного Арцаха приняли
систематизированный характер. 10 января парламент Советской Армении принял
обращение к председателю Верховного Совета СССР Михаилу Горбачеву, в котором
отмечалось, что "страдают невинные женщины, дети, старики. Дело доходит до
убийств посредством избиений, сожжений, взятия в заложники, блокирования улиц и
мостов”. 13 января погромы в Баку приняли организованный характер, -заявила
журналистам Тесса Хофманн. – Город методично, дом за домом "очищали” от армян.
Причем, как и два года назад в Сумгаите, имели место изнасилования
несовершеннолетних девочек и престарелых женщин, пытки. Ведущие к Баку дороги
были заблокированы. Оставшихся в живых переправляли на паром. Сотни тысяч
беженцев из Баку подтверждали в своих свидетельствах, что организованные и
управляемые со стороны Народного фронта преследования происходили по одной
схеме: 10-20 погромщиков врывались в квартиры и начинали терроризировать,
избивать и пытать жильцов. Следом появлялись представители Народного фронта и
предлагали запуганным и измученным людям немедленно отправиться в порт. Им разрешалось
взять с собой ручную кладь, но у них сразу же отбирались все наличные деньги,
сберкнижки и драгоценности. В порту находился пикет Народного фронта. Здесь
беженцев вновь подвергали обыску, часто опять избивали.
Число убитых в те дни так и осталось неизвестным. Не было
проведено ни одного расследования. Существует множество свидетельств об
убийствах, совершенных с особой жестокостью, например, людей сжигали заживо.
Следует отметить, что те азербайджанцы или представители других наций, которые
пытались помочь армянам, сами подвергались опасности.
В 1997 году события в Баку нашли отражение в докладе
делегации из Армении, представленном на 17-й сессии Комитета по ликвидации
дискриминации против женщин Организации Объединенных Наций 17-25 июля 1997 года,
в котором говорилось: "В течение пяти дней января 1990 года в столице
Азербайджана Баку убивали, мучили, грабили и унижали представителей армянской
общины. Беременные женщины и дети подвергались домогательствам, маленьких
девочек насиловали на глазах их родителей, на их спинах выжигали христианский
крест, людей преследовали только за их христианскую веру”.
Акты организованного насилия в отношении армянского
населения произошли в те январские дни не только в Баку, но и в
Нагорно-Карабахской автономной области, а также в Ханларском и Шаумяновском
районах Азербайджанской ССР. 16 января были обстреляны – в том числе с
вертолетов – армянские села Шаумяновского и Ханларского районов, особо
интенсивному и жестокому обстрелу при этом подверглось небольшое село Манашид.
СОГЛАСНО ПРАВОВОМУ ОПРЕДЕЛЕНИЮ ГЕНОЦИДА, данному автором
Конвенции ООН по предупреждению и наказанию преступления геноцида (1948г)
Рафаелем Лемкиным, геноцидом считается последовательное и целеустремленное
уничтожение какой-либо этнической или религиозной группы. При этом вовсе
необязательно, чтобы это уничтожение выражалось исключительно массовыми
убийствами, оно может осуществляться и другими методами.
Если применить эти определения к армянам Азербайджана, то
можно увидеть, что в течение всего ХХ века шовинистические силы Азербайджана
трижды предпринимали попытку геноцидальных действий в отношении проживавшей
здесь армянской этнической группы, в особенности в столице – Баку – и в
Нагорном Карабахе, местах компактного проживания армян. Эти попытки совпадали с
кризисными периодами ослабления центральной власти, что и имело место в
1904-1905, 1918 и 1990гг. Демографические и культурные данные свидетельствуют,
что их попытки так же, как и в Османской империи, полностью увенчались
"успехом”. Определенная разница состоит в том, что в Турции Армянская
Апостольская Церковь все-таки – в результате Лозаннского договора (1923г.) –
официально признана как религиозное учреждение. В Азербайджане же Армянская
церковь была ликвидирована как религиозное учреждение уже в начале советской
эпохи.
В заключение Тесса Хофманн заявила: Реалии
армяно-азербайджанской истории весьма далеки от сегодняшних государственных и
широко тиражируемых СМИ этой страны подходов Азербайджана. Эти подходы призваны
создать впечатление о том, что якобы армяне – жестокие палачи и преступники, а
азербайджанцы – невинные жертвы. Подобная установка не допускает ни малейшего
критического осознания собственной вины и ответственности, между тем именно
такой подход способен сформировать предусловие для достижения реального
примирения народов. KarabakhRecords, Panorama.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.