Analitika.at.ua. Международная черкесская ассоциация является единственной
легитимной международной организацией, представляющей интересы всего
черкесского сообщества.
На прошедшей в Ростове-на-Дону научной конференции «Западный
Кавказ: современные проблемы» особое внимание было уделено черкесскому вопросу
в свете предстоящей Олимпиады 2014 в Сочи. Большое интерес вызвали доклады
ученых из Нальчика, в частности кандидата исторических наук, доцента кафедры
всеобщей истории КБГУ Аслана Борова, который отметил, что черкесский вопрос
объективно существует и сделал весьма интересный анализ его исторической
ретроспективы.
По его мнению, можно говорить о глубокой укорененности
черкесского вопроса в истории. «С 16 века территории Кавказа, населенные
черкесами оказываются предметами противоборства великих держав. Адрианопольский
мир привел к смещению фокуса с центральной области (Кабарды) на Западный
Кавказ. Период с середины 16 по середину 19 века – это бытование первой фазы
черкесского вопроса, для этой первой исходной формы характерна его постановка
не самими черкесами, а внешними державами. При этом черкесский вопрос не
ставился в этнических терминах и не касался всех территорий населенных
черкесами: затрагивались либо боле широкие, либо более узкие территории», -
отметил Боров.
По его мнению, после завершения Кавказской войны, тяжелое
положение народа само по себе также не создает «вопроса» ни в Российской, ни в
Османской империи. Политического движения нигде не наблюдается, но черкесский
вопрос мог бы актуализироваться, если бы эти державы были вовлечены в войну,
переживали тяжелые кризисы, что и случилось в ходе первой мировой войны.
Специфика заключается в том, что стремление политически задействовать этот
вопрос исходило от правящих кругов Турции. Вместе с тем, по мысли выступающего,
нельзя на этом основании нельзя сводить существо черкесского вопроса к
стратегическим планам Турции. В этот период практически он оформляется в
качестве дискурсивной формации. Складывается неустранимая феноменология
черкесского вопроса, осмысляемого интеллигенцией в контексте анализа настоящего
и проекции на будущее. Позиции черкесских интеллектуалов получают
самостоятельность, но в целом на фоне коренных изменений в России и Турции
черкесский вопрос не приобрел такого звучания, какое мог бы приобрести,
особенно на российском Кавказе, не представляя в то время в качестве
самостоятельной проблемы.
Третья историческая форма берет отчет с середины 1980-х гг.
одновременно и в России и в Турции по мере их либерализации. Примерно с момента
создания Международной черкесской ассоциации обретает свою форму и содержание
современный «черкесский вопрос», который впервые в истории ставится самими
черкесами. Из движения городских интеллектуалов в странах проживания следует
понимание, осмысление тревожного состояния черкесского мира, включая ассимиляционные
процессы, утрату идентичности И создание трансграничной организационной
инфраструктуры – стало первым шагом на этом пути. На протяжении 1990-х годов –
«черкесский вопрос», по утверждению Аслана Борова, ставился и дискутировался
без выраженного антироссийского звучания. Представлялось, что его решение
является частью общего процесса демократизации России. Но к началу 2000-х стала
очевидной неэффективность подобных подходов; кроме того, произошли изменения в
национальной политике России. Новое поколение активистов с новыми возможностями
придало новый импульс черкесскому национализму (термин употребляется без
негативных коннотаций); при совпадении с некоторыми обстоятельствами произошло
то, что воспринимается как острая фаза черкесского вопроса.
В плоскости каких отношений будет происходить поиск путей
разрешения этого вопроса: в плоскости отношений самих черкесов и российского
государства либо в формате более сложной системы с участием многих, в том числе
внешних игроков? Ответ на этот вопрос представляется докладчику ключевым.
Основная задача России и черкесскими сообществами (как на ее территории, так и
за ее пределами) состоит в том, чтобы замкнуть черкесский вопрос в пространство
взаимных отношений, не дав возможности растащить его по разным интересам.
В свою очередь, доктор исторических наук, профессор, зав.
кафедрой истории КБГУ, экс-глава МЧА Касболат Дзамихов отметил, что
Международная черкесская ассоциация является единственной легитимной
международной организацией, представляющей интересы всего черкесского
сообщества. В ней представлены все черкесские общественные организации России,
включающие все крупные субъекты РФ, а также Турции, Ближнего Востока, Израиля,
Европы, Америки. Организация зарегистрирована в Минюсте и работает в
соответствии с российскими законами и международными нормами. После краткого
исторического экскурса в историю черкесского народа, профессор Дзамихов
напомнил, что в Турции в начале XX века была создана Лига нерусских народов
России, участвовавшая в Лозанне в июне 1916 г. в 3-го Конгресса союза народов.
Черкесская диаспора была вовлечена в планы Турции в контексте Первой мировой
войны. Черкесскую делегацию возглавлял зампред Лиги Исмаил Беданок, который
подчеркнул, что присоединение Кавказа к России есть результат завоевания, не
имеющего ни одного легального и логического довода, способного его оправдать,
что Черкессия до завоевания представляла собой одну страну, которую Россия
разделила на две части – западную и восточную. Методы ведения войны были
чрезвычайно жестокими, сопровождались уничтожением сел, разграблением
имущества. Убийствами, истреблениями, массовой гибелью населения от холода и
голода. Период между 1858 и 1864 гг. был периодом наибольших жестокостей, когда
за пределы собственной родины из одной Западной Черкессии были вынуждены
эмигрировать 750 тыс. жителей.
В многочисленных публикациях, особенно журналистских,
ситуация зачастую представляется таким образом, что черкесский вопрос возник
чуть ли не в последние 5 лет. При этом не учитывается историческая составляющая,
в то время как серьезные авторы в той или иной степени признают этот
исторический контекст и политическую составляющую черкесского вопроса. Сами
черкесы с начала 20 века также серьезно ставили эти вопросы. Документы,
издаваемые МЧА и опубликованные самостоятельным сборником, касаются проблем в
первую очередь нравственно-политической оценки Кавказской войны, в первую
очередь связанной с трагедией черкесов. Призывы изучать современность не
учитывают того, что актуальные проблемы черкесского сообщества невозможно
изучать, не обращаясь к прошлому. В свое время МЧА при активном участии
официальных властей содействовала принятию парламентами КБР и Адыгее
законодательных актов с осуждением происходившего на Кавказе. Многие зарубежные
авторы, общественные деятели говорят о типологической близости армянской и черкесской
трагедий. И по форме, и по причинам обе трагедии близки, и властями России и
Османской империи они подавались как большие переселенческие проекты.
В рассматриваемых событиях активно задействован фактор
исторической памяти, что несет большое политическое и эмоциональное напряжение.
На исторической родине сохранилось не более 5% населения. Никто из адыгов никак
не ставит под сомнение результаты Кавказской войны в плане посягательств на
территориальную целостность России. Более радикальные высказывания присущи, как
правило, молодежи и не отражают в целом общих настроений. Рассмотрение проблемы
черкесского геноцида, которое ставилось на законодательном уровне, являются для
адыгов в первую очередь моральными, нравственными. После 1864 г. последовали десятилетия
совместного социального и культурного развития всех народов России,
составляющих теперь единое гражданское общество. МЧА всегда рассчитывала на
конструктивный диалог с властями. Вынесение политико-правового вердикта
Кавказской войне стало бы свидетельством приверженности новой России идеалам
демократии, мира и справедливости.
Выступающий отметил, что с 1991 до 2008 в качестве одной из
одна из самых важных составляющих черкесского вопроса для МЧА стала также
Абхазия, которая и сегодня является важным фактором, едва ли не императивом. В
условиях поддержки Россией территориальной целостности Грузии это было не так
просто, и сейчас, когда многие говорят о расколе между абхазами и черкесами. В
2009 году в Лазаревском состоялось очередное заседание МЧА, в котором принимали
участие соотечественники из Турции. В то время в Турции состоялись массовые
демонстрации в поддержку Абхазии и Южной Осетии, и через некоторое время
министр иностранных дел России С. Лавров в ходе встречи с представителями
Кавказской федерации в Турции, благодарил ее за поддержку и понимание.
Еще один блок вопросов – судьба соотечественников за
рубежом. Предлагалось уравнять права зарубежных адыгов с правами
соотечественников согласно программе от 2006 года, содействие желающим вернуться
на историческую родину. Однако существенных сдвигов не произошло, и декабрьское
послание президента РФ свидетельствует о том, что зарубежные соотечественники
не подпадут под критерии российских соотечественников. Однако после переселения
они постепенно станут частью российской культурой. Не случайно наиболее близкие
отношения у СССР были с Сирией. И местные черкесы неоднократно обращались к
советским властям с соответствующими просьбами. Сейчас Сирия переживает
тяжелейший кризис, не исключено, что ситуация ухудшится в Иордании и Турции
(1,5 – 2 млн. выходцев с Кавказа с национальной идентичностью).
Относительно сочинской Олимпиады МЧА сформулировала свою
позицию, обращаясь с 2008 года к российскому руководству, однако замалчивание
черкесского присутствия на северо-западном Кавказе спровоцировало общественное
недовольство. Неуважение к исторической памяти противоречит Олимпийской хартии,
на что обратили внимание в МОК и других организациях. В историческом экскурсе
Причерноморье обозначалось как часть Колхиды, в то время как Сочи для всех
черкесов является символом утерянной независимости, потому что там заседал
великий черкесский меджлис на последнем этапе. Наиболее радикальной акцией был
пикет в Ванкувере около русского дома, организованный американскими черкесами и
вызвавший подъем националистических настроений в России и антизападный гул в
российских СМИ, обвинения в том, что черкесские организации манипулируются
спецслужбами Запада.
Олимпиада пройдет нормально, и с самого начала представители
черкесских общественных организаций выражали на это надежду, однако многие
элементы черкесского вопроса останутся и после Олимпиады. Черкесской
общественности нужны не просто этнические танцы, этнографическая деревня или
кавказские игры в качестве компонента культурной программы. В свете предстоящей
казанской Универсиады немыслимо замалчивание факта проживания в Татарстане
татар. В первую очередь надо на уровне Олимпийского комитета обозначить
черкесов как коренной народ. Необходима формулировка, предполагающая, что не
надо отказываться от объективной составляющей черкесского вопроса. Надо не идти
за историческими процессами, а управлять ими. Карине Тер-Саакян,
PanARMENIAN.Net
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.