Analitika.at.ua. "Скажите, а часовню тоже я развалил?" - именно
эту ставшую уже давно крылатой фразу я вспомнил, когда закончил читать случайно
попавшую мне в руки книгу об азербайджанском джазе, написанную лет 10 назад.
Да, собственно, не книга это, а то, что принято называть буклетом, вкладышем в
коробку с набором дисков. Но по роскоши и объему (почти 400 страниц) и по
поставленной задаче буклет явно претендует на серьезную музыковедческую работу
по истории джазового искусства в соседней республике.
ИЗДАНА ОНА НА ЧЕТЫРЕХ ЯЗЫКАХ - азербайджанском, английском,
русском и немецком и снабжена огромным количеством фотографий. Под названием
"Джаз в Азербайджане" вместе с двумя лазерными дисками, этакой
антологией, книга попала ко мне через Москву лишь в копии. Судя по текстам (каждому
музыканту посвящена отдельная статья - всего тридцать одна), писали их разные
по уровню образования, знанию джаза, осведомленности люди. Хорошо, что на
первой странице есть редакторская статья, подписанная известным в Азербайджане
музыкантом - саксофонистом Раином Султановым, так что теперь по крайней мере я
знаю, кому обязан парочкой часов веселого чтения.
Что может заметить читатель при ознакомлении с изложенными
историями? Ну, во-первых, как и полагается, что Баку - это самый
интернациональный город в мире, что он самый передовой во всех сферах жизни, а
его коренные жители - самые лучшие, на зависть всем остальным жителям земли.
Во-вторых, оказывается, что, "несмотря на то что джазовая музыка
зародилась в начале ХХ века, в Азербайджан она попала очень быстро, и уже в
начале 30-х годов в элитарных кругах Баку ее стали слушать и принимать как один
из интереснейших жанров музыки". В-третьих, на полном серьезе
утверждается, что "западные музыканты, приезжавшие в Баку, знали, что если
они будут приняты в Баку, то успех во всех других городах СССР им
обеспечен", и что "Баку считался одним из трех городов СССР, где
всегда на высоком профессиональном уровне играли джаз". Далее трагическим
тоном сообщается, что "искусство Азербайджана оказалось в тяжелом и бедственном
положении, когда войска Армянской Республики (именно так и написано -
прим.автора), нарушив границу, начали войну за исконно азербайджанские земли и
захватили четверть территории Азербайджана - Нагорный Карабах. Все это плохо
отразилось и затормозило процесс развития джаза в Азербайджане". И это в
предисловии к антологии своего джаза!
Но это еще цветочки. Книга изобилует стилистическими перлами
("Кулиев... по содействию Гаджибекова... направляется в Москву",
"личность, обладавшая руководительскими способностями", "яркий
свет прожекторов, сцена и зрители джаза настроили его на новые
выступления", "свою деятельность он направляет на поиски присущей ему
синтезной музыки"). Достаточно большое количество ошибок в написании имен
знаменитых на весь мир западных музыкантов, и даже Джордж Гершвин превратился в
"Г.Гершвина", не говоря уже о менее известных именах.
ЕЩЕ ОДНА ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ КНИГИ - ГИГАНТОМАНИЯ.
Так, например, почти все музыканты у них "мирового уровня", а
"известными на весь мир солистами" названы Бюль-Бюль, Рашид Бейбутов
и даже Шевкет Алекперова! Ну а смерть Рафика Бабаева так и вовсе "потрясла
всю мировую общественность". Хотя, я видел, правда, не в этой книге,
заявления еще похлеще. Так, горе-музыкальный критик Абульфат Адхем-заде на
страницах белорусского журнала "Джаз-квадрат" утверждал, например,
что во время выступления "принцессы джаза" Азизы Мустафа-заде в Праге
"чешские любители музыки плакали от счастья, радуясь возможности видеть и
слушать ее".
В книге много упоминаний о больших оркестрах Азербайджана с
перечислением всех музыкантов, игравших в них. Но вот незадача - если верить
книге, в этой самой интернациональной республике в джаз-оркестрах играли только
представители титульной нации. Ну, есть парочка русских фамилий. И, как вы
догадываетесь, ни одной армянской. И, конечно, рассказывая об ансамбле
"Мелодия", в котором в разное время играли два азербайджанских
музыканта, забыли написать, что принял их в оркестр Георгий Гаранян, который
все годы существования ансамбля руководил им. Конечно, опять "забыли"
упомянуть, что в квартете того же Рафика Бабаева играли Юрий Сардаров, Михаил
Петросов, Александр Ходжабагиров, а в трио Вагифа Мустафа-заде - Аркадий
Дадашьян, по мановению волшебной палочки превратившийся в А.Дадашева... Правда,
составители слегка опростоволосились, недоглядели - "выпустили"-таки
на страницы книги легенду советского джаза, бывшего бакинца саксофониста
Владимира Сермакашева. То ли не знали сами, то ли надеялись, что все остальные
не знают, что настоящая фамилия его Тер-Маркосян...
Тут же опять присутствует леденящее душу повествование о
смерти Рафика Бабаева, который "стал жертвой кровавого террора, учиненного
армянскими террористами", которое гуляет из статьи в статью, из книги в
книгу. Тут и рассказ о том, что этот замечательный музыкант "играл в
группе, которая в конце 50-х годов гастролировала с успехом по СССР", при
этом опять-таки "забыв" упомянуть, что группа эта базировалась в
Ереване, состояла на 99% из армянских музыкантов, и аккомпанировала она Жаку
Дуваляну.
НО САМЫЙ ЛЮБОПЫТНЫЙ РАССКАЗ - ОБ ОДНОМ ИЗ ПЕРВЫХ ДЖАЗОВЫХ
саксофонистов Баку, Пярвизе Рустамбекове. Я охотно верю автору статьи, что он
был очень хорошим музыкантом. Но вот о его смерти написано уж с очень смешными
комментариями. Итак, цитирую: "В 1949 году Рустамбекова арестовали с
санкции военного прокурора войск МВД по Азербайджанской ССР, майора юстиции
Айрияна" - за низкопоклонство перед Западом. Через несколько месяцев
Рустамбеков скончался во внутренней тюрьме МГБ. В 1957 году мать Рустамбекова
обратилась в КГБ с просьбой дать разъяснения по поводу ареста и смерти сына.
Опять цитирую: "Дело было поручено старшему следователю комитета капитану
Арутюнову, который написал, что оснований для пересмотра решения "особого
совещания" нет, и считает, что приговор должен быть оставлен в силе. Это
была неприкрытая, наглая линия Арутюнова и его соплеменников, внедрившихся в
органы безопасности республики и использовавших недозволенные методы для
истребления талантливых представителей интеллигенции Азербайджана".
То есть в середине 40-х годов в КГБ Азербайджана были
внедрены армяне специально, чтобы остановить развитие джаза в Азербайджане.
Оригинально придумано и лихо закручено! Эта версия настолько немыслима и,
простите, глупа, что вызвала отрицательную реакцию не только у представителей
нашей республики, но и у ведущего автора и музыковеда белорусского журнала
"Джаз-квадрат", куда для рецензии была послана эта книга с дисками.
После общей оценки книги Леонид Аускерн пишет: "Покоробило педалирование
автором очерка темы национальной принадлежности тех, кто погубил Рустамбекова и
мешал восстановлению его доброго имени. Среди палачей в погонах НКВД-МГБ, как и
среди их жертв, хватало и армян, и русских, и азербайджанцев, и
евреев...". Нормальная реакция нормального человека.
Когда я читаю подобное, всегда пытаюсь догадаться, что еще
выдумают и учудят наши соседи, куда еще может завести людей ненависть и
наглость. Армен МАНУКЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.