Главная » 2013»Январь»25 » EurasiaNet: Международное воздушное право и карабахские рейсы
EurasiaNet: Международное воздушное право и карабахские рейсы
00:51
Analitika.at.ua. Приводим статью автора блога «The Bug Pit» Джошуа Кучеры,
опубликованную на сайте «EurasiaNet.org», с некоторыми сокращениями:
Азербайджан использует международное воздушное право для
оправдания своих угроз сбивать самолеты, направляющиеся в предположительно
готовящийся к открытию аэропорт в Нагорном Карабахе – территории, которую Азербайджан
проиграл армянам два десятилетия назад. Но правильно ли он интерпретирует это
право? Я спросил об этом юриста в сфере авиации с опытом работы на Кавказе,
который, по сути, ответил: «Не совсем».
Чикагская конвенция является актом, который регулирует
международную авиацию; как Армения, так и Азербайджан подписали ее, и это то,
что использует Азербайджан в публичных оправданиях своей политики сбивать
самолеты в своем воздушном пространстве. После того как Советский Союз в 1983
году сбил пассажирский самолет «Корейских авиалиний», в конвенцию были внесены
поправки, чтобы точнее решать вопрос нарушения гражданскими самолетами
воздушного пространства другой страны. Как объясняет адвокат, в этом случае
Азербайджан должен точно определить, что это военный рейс, прежде чем сбить
самолет.
«Например, перед применением силы Азербайджану будет
необходимо провести разумное расследование в отношении характера полета, чтобы
определить, полет – гражданский или военный. В ходе этого расследования можно
также определить, существуют ли «разумные основания» заключить, что самолет
используется в целях, несовместимых с целями Чикагской конвенции… такими как
использование гражданских самолетов для перевозки оружия на суверенную
территорию или через нее без обнародования и предварительного одобрения. Скорее
всего, это будет означать связь с экипажем, чтобы подтвердить цель и характер
полета, и, возможно, визуальное подтверждение о типе воздушного судна.
После определения того, что это несанкционированный
гражданский рейс, Азербайджан может дать указание самолету покинуть воздушное
пространство или потребовать посадки в каком-либо указанном аэропорту. В любом
случае, Азербайджан не должен ставить под угрозу жизнь находящихся на борту лиц
и безопасность воздушного судна», – сказал юрист.
Как я понимаю, только в том случае, если рейс будет
игнорировать все попытки из Азербайджана связаться с самолетом, у него будут
оправдания, чтобы сбить его.
Тем не менее, очевидно, что применение Азербайджаном этого
права является дымовой завесой. В соответствии с этим правом, у него
действительно будут оправдания, чтобы сбивать различные вертолеты, которые
де-факто карабахское правительство использует для военных перевозок и перевозки
очень важных персон, но он не делает этого, поскольку это будет огромной
провокацией. А сбить гражданский авиалайнер будет гораздо более провокационным.
Так почему же они высказывают эти угрозы? Очевидно, наличие
пассажирских воздушных перевозок в Карабах будет большим шагом в нормализации
жизни благодаря контактам людей, которые там живут, с внешним миром. И чем
больше будет нормализоваться ситуация при нынешней власти в Карабахе, тем
труднее будет восстановить контроль Азербайджана. Когда члены Минской группы,
органа, пытающегося принести мир в Карабах, посетили регион летом прошлого
года, они распространили следующее заявление в связи с аэропортом:
«Сопредседатели вновь подтвердили, что эксплуатация данного аэропорта не может
быть использована для поддержки каких-либо претензий на изменение статуса
Нагорного Карабаха, и призвали стороны действовать в соответствии с нормами
международного права и текущей практикой для полетов над их территориями».
Именно эти своего рода «претензии на изменение статуса»,
вероятно, и беспокоят Азербайджан. Юрист, с которым я переписывался, отметил и
это, предположив, что, утверждая право сбивать самолеты, Азербайджан, возможно,
просто пытается сохранить свое право на воздушное пространство, независимо от
того, предпримет ли он реально что-то по этому поводу или нет». NEWS.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.