Главная » 2013»Март»2 » Евросоюз и де-факто государства Южного Кавказа
Евросоюз и де-факто государства Южного Кавказа
11:50
Analitika.at.ua. Приводим отрывки из статьи научного сотрудника отдела по
России/СНГ Немецкого института международных отношений и безопасности в Берлине
Франциски Смольник, которая опубликована на сайте проекта «The International Relations
and Security Network» (ISN) Швейцарского федерального технологического
института в Цюрихе:
Конфликты на Южном Кавказе уже давно на радаре ЕС. Однако,
несмотря на общую осведомленность, конкретное участие ЕС в отношении Абхазии,
Южной Осетии и Нагорного Карабаха было ограниченным. Только после августовской
войны 2008 года, которая выставила Грузию против Южной Осетии и России, ЕС
начал по-новому оценивать свой подход к конфликтам в Грузии. ЕС не только в
целом активизировал свое участие, но и переосмыслил свою политику в отношении
так называемых де-факто государств, которые возникли в результате конфликтов. Тем
не менее, Нагорный Карабах, третье де-факто южнокавказское государство, был
оставлен без внимания в этой стратегии, несмотря на осведомленность ЕС о крайне
хрупком статус-кво нагорно-карабахского конфликта. Хотя политика непризнания и
вовлечения, возможно, не самая заметная в политике ЕС в регионе, она
представляет собой существенную корректировку в подходе ЕС к конфликтам в
Грузии в целом и де-факто государствам, в частности.
В сравнении с грузино-абхазским конфликтом, усилия ЕС в
отношении урегулирования в случае нагорно-карабахского конфликта меньше и
противоречивее. Это не в последнюю очередь обусловлено местными
обстоятельствами и конфигурацией сил, которые весьма отличаются от
грузино-абхазского случая. В то время как Абхазию и чисто Грузию разделяет
административная граница, Нагорный Карабах и Азербайджан отделены друг от друга
«линией соприкосновения». Это официальное название того, что на самом деле
представляет собой укрепительные окопы, как во время Первой мировой войны,
минные поля и тысячи солдат из азербайджанской, нагорно-карабахской и армянской
армий, стоящие на страже друг против друга и перестреливающиеся почти
ежедневно.
Несмотря на активизацию усилий Грузии по мониторингу
международной помощи Абхазии, Тбилиси начал сомневаться в плодотворности своей
изоляционной стратегии. Разработанная в тесном сотрудничестве с западными
партнерами Грузии, эта политика представляет собой попытку открыть каналы
коммуникации и сотрудничества, что отсутствует в случае с Азербайджаном и
Нагорным Карабахом. Даже больше, чем в случае с Грузией, Азербайджан опасается,
что любое взаимодействие ЕС с Нагорным Карабахом содействует способности
де-факто государства создавать институциональный потенциал, который затем может
быть использован для дальнейшей поддержки притязания Нагорного Карабаха на
независимость. Поэтому Азербайджан считает любое международное взаимодействие с
Нагорным Карабахом дополнительным вызовом для его территориальной целостности. Такая
озабоченность связана с азербайджанским восприятием ЕС как структуры, которая
менее четко поддерживает территориальную целостность Азербайджана, в отличие от
случая с Грузией.
Однако приоритеты ЕС тоже отличаются в случае
нагорно-карабахского конфликта. Азербайджан – мишень ЕС для более тесных экономических
связей в контексте диверсификации источников энергии – вряд ли столкнется с
серьезным давлением ЕС, чтобы изменить свою позицию в отношении международного
взаимодействия с Нагорным Карабахом.
Наконец, расширенное взаимодействие ЕС может быть ослаблено
репутацией ЕС в Нагорном Карабахе, как и в случае с Абхазией. Репутация ЕС
среди населения Нагорного Карабаха не очень высока. Согласно опросу
общественного мнения в 2010 году, ЕС набрал наименьшее количество баллов,–
намного меньше в сравнении с Россией, но и в сравнении с Францией и ОБСЕ,– в
плане доверия людей к нему, к его роли в процессе урегулирования и к его
интересу в достижении мира.
ЕС часто подчеркивает свой потенциал нейтрального, хотя и
неравнодушного, посредника в регионе Южного Кавказа, в том числе в плане
трансформации конфликтов. Хотя восприятие ЕС в регионе отличается, местные
игроки в значительной степени считают ЕС менее пристрастным, чем Россию или
США. Тем не менее ЕС эффективно не воспользовался своей репутацией. Часто его
политика в отношении конфликтов была больше декларативной, чем существенной,
больше реактивной, чем проактивной. Что касается нагорно-карабахского
конфликта, можно дать хороший совет – не ждать эскалации, чтобы активизировать
свое взаимодействие. NEWS.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.