Analitika.at.ua. Каждый раз в преддверии юбилея Армянской армии ловишь
себя на мысли, что называть ее двадцатисколькото-летней язык не поворачивается.
Ведь отмечая двадцатисколькото-летние юбилеи, мы отмечаем не юбилей образования
армии Страны армянской и народа армянского, а всего лишь дату образования
Вооруженных сил Республики Армения. Третьей республики. А ведь армия была и в V
веке, и у Первой республики. И хотя срок жизни Первой республики был недолог,
армии ее заслуженно боялись все соседи. В активе у той армии были блестящие
победы и над турками анатолийскими и закавказскими, и над Грузией.
В армии той, как и сейчас, были блестящие полководцы и
стратеги, солдаты и генералы - патриоты, и не ее вина, что Первая Республика Армения
просуществовала всего три года. Коммунисты, что бьют себя сейчас в грудь,
выставляя себя единственными радетелями народа армянского, быстро забыли, что
именно их стараниями была из ничего создана сегодняшняя Турция, что это они
агитировали солдат брататься с турками, что это они били в спину Армянской
армии, что сегодняшняя Армения в обкорнанных границах, с аннексированными
Турцией, Азербайджаном и Грузией территориями - их рук дело. Зря они думают,
что народ и армия армянская забыли об этом.
Ни народ, ни армия не забыли, и когда в 1988 г. по
Азербайджану прокатились армянские погромы, традиционно переросшие в резню, мы
были готовы. Братьями мы не стали, да и невозможно брататься с убийцей, только
и мечтающим расправиться с тобой и овладеть твоим домом. Когда они точили
топоры, мы строили города, запускали в космос искусственные спутники... И
убаюканные, с одной стороны, нашим миролюбием, с другой - поддерживаемые и
подбадриваемые официальной советской пропагандой, которая, как и все
репрессирующее в мире, делала ставку на самые низменные и дикие инстинкты, на
чернь и убийц, турки в очередной раз поднялись на нас. И в очередной раз
Армянской армии пришлось напоминать им, кто есть кто в подлунном мире и что
если и есть армии больше по численности, чем Армянская армия, нет армии лучше,
чем армянская.
Говорят, армия плоть от плоти и кровь от крови народа. Армия
небоеспособна, если нет у нее четкой цели, оправдывающей не только само ее
существование, но и боевые потери - жизни солдат. Наша армия всегда знала, за
что воюет; смерть осознанная для нее была бессмертием не только 1500 лет назад,
но и за тысячу лет до Аварайра, и тысячу лет спустя. Знали, за что воюют и те
воины Армянской армии, что вместе с Гайком вышли против Бэла. Вышли не в
Вавилоне, где им было не за что и незачем воевать, а на своей Родине, где за
ними были их матери, жены и дети, была их страна-семья. Семья и Родина -
единственное, за что стоит отдать жизнь; хотя Родина - это и есть одна большая
семья, разница только в числе домочадцев.
Не всегда получалось у народа армянского иметь свою армию,
но и в эти периоды безвременья воины оттачивали свое мастерство, свое умение
воевать в армиях тех стран, куда они попадали по прихоти судьбы. Везде они
воевали с честью, с доблестью, которую ставили в пример своим и римляне, и
византийцы, и персы, и русские, и даже турки. Казалось, зачем было нужно
воевать в Великую Отечественную - вон ведь и турки, и грузины всячески
старались уберечься, сохранить свои жизни. Жизни они сохранили, и после развала
СССР это аукнулось и грузинам, и туркам полной бездарностью и беспомощностью
всей армии - от солдата до генерала. Мы воевали пусть не за свою родину, как в
Великой Отечественной войне, но сохраняли и копили бесценный военный опыт.
Умение воевать у нас уже сидит в генах, и искоренить его можно только вместе с
народом. Пусть попробуют, если жизнь надоела.
В различных публикациях общетеоретического характера
зачастую можно встретить статьи, в которых отрицается или по возможности
нивелируется противостояние степи и города, цивилизации кочевнической и
оседлой. Авторы пробуют доказать, что это противостояние сейчас размыто,
несущественно. Ничего подобного. Ничего по сути не имея против цивилизации
кочевнической, следует заметить, что она не хуже и не лучше оседлой цивилизации
- они просто разные, взаимоисключающие. Цивилизация оседлая холит, баюкает и
лелеет свой край, свою родину. Здесь ее корни, здесь похоронены предыдущие
сотни поколений, здесь стоят здания и города, построенные предками за тысячи
лет. Она просто не представляет, что ей делать без родины, и, будучи оторвана
от нее, вырвана из нее буквально с корнями, она быстро чахнет, растворяется в
чужой культуре, исчезает как нация с лица необщим выражением.
Иное дело цивилизация кочевников. Еще из античности известен
пример объявления оседлыми персами войны кочевникам-скифам, которые в ответ
заявили: "У нас нет городов, чтобы вы их разрушили; у нас нет полей, чтобы
вы их вытоптали; у нас нет могил предков, чтобы вы их осквернили. Все это есть
у вас. Это вы должны за них бояться".
Но бояться - не значит склонить голову и капитулировать.
Поэтому оседлая цивилизация до последнего старается избежать войны - ей есть
что терять; поэтому оседлая цивилизация начинает войну, когда нож до кости
доходит; поэтому в войне нет равной цивилизации оседлой - именно потому, что ей
есть что терять и она знает, за что воюет.
Иное дело кочевники: не удалось пограбить здесь - пограбим в
другом месте. И сколько бы ни говорили о нивелировке, о размывании этого
великого противостояния - цивилизационные стереотипы, вошедшие в гены с молоком
матери, продолжают существовать и определять образ жизни: в данном случае наш с
турками.
Слово "ватан" в турецком заимствовано не то у
персов, не то у арабов. У них самих в понятие родины вкладывается совсем другой
смысл: это "анаюрд", материнская юрта, юрта-мать. Это понятие, не
закрепленное географически; и в буквальном, и в переносном смысле родина для
кочевника-турка - это место, где стояла юрта, в которой он родился. Юрта
перевозится, кочует вместе с родом, поэтому и, в отличие от нас, у турок в
подсознании нет того определяющего понятия "родина" как страны
рождения, страны предков. А раз нет, то и воевать за несуществующее не стоит.
Армянская армия знает, за что воевала и будет воевать. Две
тысячи лет назад персы пленили армянского царя Аршака и перевезли в Персию. И
пусть Аршак по происхождению был парфянином, за поколения жизни в Армении они
стали армянами. Персидский шах, желая вызнать тайные мысли Аршака, велел
насыпать в шатре землю, привезенную из Армении. И когда Аршак ступал на
армянскую землю, говорил он гордо, как равный с равным, а когда ступал на землю
персидскую - уверял шаха в своей преданности.
Армия сильна, когда она стоит на своей земле и ее защищает.
Горе тому, кто не усвоит этой истины. Армия армянская никогда не завоевывала
чужую родину; многими это воспринималось как признак слабости. И поэтому
приходится периодически напоминать незваным гостям, чей это дом и кто в доме
хозяин. Так, как это делала и будет делать Армянская армия - во веки веков.
...Знаете ли вы историю появления армейских лампасов?
Армянская армия, воюющая в горах, была экипирована легким, но мощным оружием: в
латах по горам не побегаешь. Армянские оружейники знали, что козий волос
практически невозможно разрубить, особенно если удар касательный, и по всем
швам одежды армянского воина прострачивали козий мех с волосом наружу. Чтобы
представить, можно посмотреть на статую Давида Сасунского. Эту особенность
экипировки переняли у нас арабы, которые, в свою очередь, передали это знание
испанцам и через них - остальной Европе. Так что драгуны конские хвосты носили
не для красоты - для защиты. Потом уже этот козий мех превратился в
декоративную отделку армейских брюк.
Так что вклад Армянской армии в военное искусство не
ограничивается одной стратегией: мы умеем воевать и именно поэтому стараемся
избегать войны, именно поэтому воевать с нами не советуем не только мы, но и
все, кто когда-либо имел дело с Армянской армией, - неважно, в качестве
союзника или противника. Именно поэтому чеченцы, далеко не самые плохие воины в
мире, заявили: "Вы сами не понимаете своей силы. Рядом с вами можно
воевать с кем угодно. Против вас воевать невозможно". Раздан МАДОЯН,
«Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.