Analitika.at.ua. Отношения США и Турции с Азербайджаном развиваются в
весьма сложных условиях, когда Азербайджан не может добиться решения проблем
безопасности ни на одном из направлений. Азербайджан, как другие государства
Южного Кавказа, не является вполне самодостаточным в сфере обороны и
безопасности в нынешних реальных условиях.
В качестве внешних партнеров, обеспечивающих его
безопасность, выступают Турция и США, что в последние годы привело к достаточно
противоречивой ситуации, в условиях кардинального ухудшения турецко-американских
отношений. Сотрудничество с Израилем и США обусловило недоверие и критическое
отношение к Азербайджану со стороны Ирана и многих исламских государств. Далеко
не урегулированы отношения с Россией, несмотря на помпезные взаимные визиты президентов
в Москву и в Баку.
Азербайджан разрешил Пентагону использовать свое воздушное
пространство в ходе войны с Ираком и Афганистаном. В международном аэропорту
Бина увеличилась интенсивность полетов, в азербайджанском аэропорту
дозаправляются до десяти военно-транспортных «Геркулесов», обслуживание которых
осуществляют американцы. Азербайджан является членом Организации Исламская
конференция, которая осудила антииракскую кампанию Вашингтона. По некоторым
сведениям, эта организация была в числе инициаторов бойкота Баку со стороны
исламских деловых кругов, и регулярные заявления ОИК по карабахской проблеме
вовсе не означают действительной поддержки Азербайджана.
Проблемы Азербайджана в Каспийском море стали актуальными и
приоритетными для его политической элиты, наряду с проблемой Нагорного
Карабаха. Имеются серьезные пограничные проблемы с Ираном и Туркменистаном.
Наличие данных серьезных проблем с Ираном и Туркменистаном практически
блокирует некоторые довольно крупные энерго-коммуникационные проекты
межрегионального значения.
Туркменистан не скрывает своей готовности на серьезную
конфронтацию с Азербайджаном, объявил о создании военно-морской базы на
Каспии.На такой шаг Ашхабад пошел после
провала в прошлом месяце переговоров между двумя странами по определению
границы в Каспийской море, которые могли иметь решающее значение в разделе
крупных месторождений нефти и газа морского шельфа. Туркмения угрожает принять
жесткие меры в ответ на претензии Азербайджана на ряд нефтяных месторождений,
на которые претендует и Ашхабад.
Британскими и американскими аналитиками
азербайджано-российские отношения характеризуются как непоследовательные, что
связано не столько с российско-армянским партнерством, а в гораздо более
принципиальной мере – его стратегической ориентацией на Турцию, Великобританию
и США. Однако даже отношения с Турцией носят не всегда ровный характер, так как
Турция преследует свои политические интересы в отношениях с Россией, Арменией,
Ираном.
В России политики и аналитики начинают понимать, что в
лучшем случае российско-азербайджанские отношения будут ровными, партнерскими и
даже дружественными, но не союзническими. Одним из главных достижений
российского аналитического сообщества является понимание того, что Россия не
может подарить Азербайджану Нагорный Карабах. В последнее время в Москве даже
не пытаются делать вид, что этот «подарок» возможен, что представляется важным
для упрочения российских позиций в Южном Кавказе. Однако, Москва не менее
растеряна, чем Баку или Ереван, в связи с ее намерениям проводить в Южном
Кавказе паритетную политику.
Внутриполитическая и внешнеполитическая ситуация, в которой
оказался Азербайджан, обусловливает необходимость для его правящей политической
элиты согласовывать свои цели и задачи с США и Турцией – двумя государствами,
которые способны реально оказывать влияние на Азербайджан и его общество.
«Нахичеванский клан» и семья И.Алиева подошла к
президентским выборам осени 2010 года в состоянии внутреннего кризиса,
определенной растерянности и приближающегося глубокого политического,
государственного и национального кризиса. Семью И.Алиева мало интересуют
проблемы, не связанные с ее политическим положением, например, карабахским, или
социальная ситуация в стране. Политика «семьи» направлена исключительно на
укрепление ее положения. С этими совершенно частными интересами связано и
малоэффективное внешнеполитическое лоббирование интересов Азербайджана, так как
практически все связи, обязывающие контакты и внешние позиции страны
используются для защиты интересов «семьи».
Например, лоббирование интересов Азербайджана по карабахской
проблеме осуществляется как третьестепенная задача. Главными лоббистами
интересов Азербайджана являются правительства Турции и Великобритании, нефтяная
компания «Бритиш Петролеум», «Американский еврейский комитет». Вместе с тем,
данные серьезные партнеры лишь отчасти занимаются карабахской проблемой. Они
приоритетно заняты защитой интересов семьи Г.Алиева. (Во всем
американо-британском аналитическом сообществе интересами Азербайджана в части
карабахской проблемы заняты всего лишь несколько экспертов, не обладающих
большим влиянием – Бренда Шифер (Гарвардский университет), Фиона Хилл (Институт
им.Брукингса), Ариэль Коэн (Фонд «Наследие»), Глен Ховард (Университет им.Джона
Хопкинса), Стивен Бланк (РЭНД-корпорейшн).
Наиболее влиятельные аналитики, тесносвязанные с нефтяными интересами США и
Азербайджана – Генри Киссинджер, Збигнев Бжезинский, Роберт Ибел (Центр
стратегических и международных исследований), Джон Сонуну, а также занимающиеся
геополитическими проблемами Кавказа и Центральной Азии эксперты практически
демонстративно отмежевались от рассмотрения карабахской проблемы.
По некоторым оценкам, политическое руководство Азербайджана
затрачивает на лоббирование своих интересов в карабахской проблеме не менее
10,0 млн. долл. в год, преимущественно в США и в европейских структурах, тогда
как затраты в лоббировании экономических интересов и защиты интересов «семьи»
И.Алиева на протяжении всего периода пребывания ее у власти составили не менее
100 млн. долл.. По другим оценкам, не менее 250 млн. долл..
Необходимо также отметить, что основным защитником и
гарантом безопасности «семьи» Г.Алиева на международной арене является не
Турция, а правительство Великобритании и компания «Бритиш Петролеум». Именно
политические круги Великобритании (близкие к консервативной партии и Маргарет
Тэтчер) осуществили нивелирование весьма отрицательного имиджа, который
сложился в США (в том числе в Конгрессе и в ГосДепе) в период правления
администрации Б.Клинтона в отношении «семьи» Г.Алиева. Однако, Великобритания
не имеет намерений обозначить свое присутствие в политических процессах в
Азербайджане. Задача Великобритании состоит в обеспечении дальнейшего контроля
ее компаний над нефтяной отраслью Азербайджана.
Наиболее важные и долговременные внешнеполитические интересы
Азербайджана не находят непосредственной поддержки Великобритании. В свою
очередь, политические круги США и Великобритании не заинтересованы в проведении
правительством Азербайджана политики защиты национальных интересов, в том числе
в части карабахской проблемы, так как этот усиливает риски и угрозы в сфере
добычи и транспортировки нефти, а также ослабляет влияние США на Азербайджан. Связи
представителей нефтяного бизнеса Великобритании с американскими кругами,
связанными с администрацией, могут сыграть решающую роль в развитии
внутриполитического процесса в Азербайджане и, прежде всего, в политической
судьбе семьи И. Алиева.
Политическое руководство Азербайджана находится в весьма
уязвимом положении, и ему необходима безусловная поддержка США и отчасти Турции
и России. И.Алиев пытается заручиться поддержкой Ирана, но данная проблема не
была решена даже отчасти. Однако одновременная опора на США и Россию является
весьма проблематичной задачей, а опора на Турцию не может заменить поддержку со
стороны США.
Ситуация осложнилась еще и тем, что после военной операции
американо-британской коалиции в Ираке американо-турецкие отношения стали
напряженными. Сразу после завершения операции в Ираке США предприняли шаги по
диверсификации дислокации своих военных баз в регионе «Большого Ближнего
Востока», исключающее столь сильную зависимость от Турции и Саудовской Аравии. США
стали изыскивать возможности по созданию альтернативных мест базирования
военной авиации в Южном Кавказе и в Персидском заливе.
Одновременно США ослабили внимание и не проявляют энтузиазма
в отношении проекта сооружения газопровода NABUCСO, что отразилось на
выжидательной позиции международных финансовых организаций европейских
государств. Главным следствием охлаждения турецко-американских отношений
оказалось то, что США проявляют стремление дистанцировать Азербайджан от
Турции. Имеются косвенные признаки того, что США стремятся ограничить не только
азербайджано-турецкие, но и грузино-турецкие отношения. Однако, если ранее
военная политика Турции в Южном Кавказе осуществлялась либо в рамках
договоренностей с США, либо в рамках программ НАТО, то можно ожидать, что
Турция готова проводить достаточно независимую военную политику в отношениях с
Грузией и Азербайджаном. Возможно, это будут скромные и ограниченные программы,
но последовательные и системные. Перед американцами стоит задача верно оценить
рациональную середину в развитии отношений Турции с Грузией и Азербайджаном. До
операции в Ираке данной задачи не стояло. Развитие данных отношений ранее никак
не ограничивалось.
Политика США в отношении Азербайджана учитывает не только
позиции геополитических центров силы – России, Ирана, Турции, Великобритании и
Европейского Союза, но и позиции малых стран региона – Армении, Туркменистана,
Казахстана и Грузии. Например, США, так или иначе, должны сохранять баланс в
своих отношениях с Азербайджаном и Арменией. Данный баланс включает
экономическую помощь, политическое и военное сотрудничество, урегулирование
карабахской проблемы, критику политических режимов и предъявление
соответствующих претензий.
Однако выясняется, что дальнейшее проведение политики
«баланса» невозможно. Весной 2003 года, в период президентских и парламентских
выборов в Армении, США попытались воспользоваться политическим моментом для
оказания серьезного политического давления на Армению и аналогичное давление на
«семью» И.Алиева для полного подчинения страны американским интересам. Однако
политическое руководство Армении, оказавшись в данной крайне неблагоприятной
ситуации, приняло решение о полном игнорировании заявлений и действий
Государственного департамента и Белого Дома.
Подвергшись сильному давлению и критике во время
президентских выборов, политическое руководство Армении провело парламентскую
предвыборную кампанию и сами выборы исключительно в своих «командных»
интересах, полностью игнорируя интересы США. Вскоре после выборов Армения
заявила, что выступит против намерений США совершить агрессию против Ирана. Это
в значительной мере дезорганизует политику США в Южном Кавказе, основанную на соблюдении
«балансов».
США поняли, что либо необходимо отказаться от политики
«балансов» и сделать для себя приоритетными отношения с Азербайджаном и
Грузией, игнорируя Армению, либо попытаться восстановить политический баланс в
регионе, так как дистанцирование Армении, в условиях конфронтации с Ираном и с
Турцией, ничего не принесет интересам США. Выясняется, что США всегда
использовали «армянский фактор» для оказания давления на Турцию и Азербайджан.
Аналитическая проблема заключается в том, насколько
принципиальна и долговременна данная «новая» ситуация в регионе. По нашему
мнению, независимо от развития данной ситуации, США не имеют рекомендаций в
части проведения некого нового политического курса в Южном Кавказе и будут
стремиться сохранить политику «балансов». Это основывается на соблюдении
приоритетов США в Южном Кавказе, которые заключаются в поддержании
стабильности, в целях успешной транспортировки углеводородов Каспийского
бассейна. Все остальные проблемы либо подчинены данной цели, либо в действительности
не включаются в состав «кавказско-каспийских» задач США, например проблема
Ирана.
И все же, американская политика в Южном Кавказе уже
качественно отличается от политики России. Данное качество заключается в том,
что США проводят (не с самого начала становления их политики в регионе) в
отношении Армении и Азербайджана практически не взаимосвязанную политику, как
это приходится пока делать России. Но логика развития политических процессов в
регионе приведет и российскую политику к данным подходам и стилистике.
Вовлечение Турции и Армении в процесс урегулирования их
отношений стало важным рычагом давления США и на Турцию, и на Армению, и на
Азербайджан. Армения вовлеченав более
активную политику США в регионе, главной задачей которой является сдерживание
Турции, недопущение развертывания ее самостоятельной региональной политики. Одновременно,
Азербайджан тесно привязан к этой политике, и стал гораздо более зависим от
США, нежели ранее, у руководителей Азербайджана возникли иллюзии, что их страна
более независима на международной арене, чем Армения или Грузия.
США на настоящий момент, практически, осуществили все свои
планы в Азербайджане. Они, совместно с Великобританией, взяли под полный
контроль его нефтяные и газовые ресурсы, энергокоммуникации, создали ряд баз, в
виде станций слежения, обеспечили надежный военный транзит в восточном
направлении, что весьма важно для стратегии в Южной и Центральной Азии, и
привязали руководство Азербайджана к своей политике.
Сейчас США необходимы гарантии невмешательства Турции в
Южный Кавказ и в другие регионе, где утверждены интересы и присутствие США. В
связи с этим, американцам не только необходимо сдерживание Турции с помощью
процесса урегулирования турецко-армянских отношений, но и с помощью процесса
карабахского урегулирования привязать Азербайджан к комплексу проблем,
связанных с Арменией.
США сумели дистанцировать Турцию от карабахского процесса, и
Азербайджан - от турецко-армянских переговоров. Это было непростой проблемой,
но США выполнили эту задачу и довольно легко. Данная геополитическая задача
тесно связана с другими задачами блокирования Азербайджана по отношению к Ирану
и России, а также Европейского Союза.
Азербайджанская элита поняла, что их стране не удастся в
реальности принять только или преимущественно протекторат со стороны Турции, а
придется остаться в обозримой перспективе под эгидой США. Если США удастся в
полной мере выполнить задачи по дистанцированию Азербайджана от Турции, тем
самым они продемонстрируют неспособность Турции решить проблемы своего
преобладающего влияния даже на своего наиболее ближнего партнера. lragir.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.