Analitika.at.ua. Последние импульсы и прогнозы относительно карабахского
урегулирования прямо увязываются с намеченной на 28 января в Париже встречей
глав МИД Армении и Азербайджана. Предполагается, что вниманию и рассмотрению
Налбандяна и Мамедъярова "минскими” посредниками будут предложены некие новые
идеи. Какие именно – неизвестно. Баку и Ереван, посредники МГ ОБСЕ продолжают
держать детали проходящих по проблеме Карабаха переговоров в рамках т.н.
Мадридских принципов закрытыми. Как результат предполагается, что между
сторонами идет закрытый торг по выработке общего знаменателя по наиболее
щекотливым вопросам урегулирования. Общественности не раскрываются пресловутые
детали "принципов”, что позволяет ереванским и бакинским властям использовать
проблему Карабаха во внутренней политике. Знаменательно, что происходит это с
молчаливого согласия сопредседателейМинской группы, что также наводит на определенные размышления.
О желании Азербайджана продолжить переговорный процесс, но
продолжить его вне рамок Минской группы свидетельствует заявление вице-спикера
Милли Меджлиса Бахар Мурадовой. Парламентарий на днях отметила, что Азербайджан
по-прежнему делает ставку на принципы Хельсинкского заключительного акта,
подчеркнув что "урегулирование нагорно-карабахского конфликта только в рамках
ОБСЕ невозможно”. Очевидно, что в пику существующим тенденциям и реальности,
Баку упорно пытаетсяподтолкнуть
забуксовавший Минский процесс традиционными "нефтегазовыми” методами. Тем не
менее, представляется, что власть Азербайджана, наконец-то осознала, что
относительно недорогие нефть и газ не только не помогают сближению позиций трех
сопредседателей МГ ОБСЕ, но и парадоксальным образом мешают этому процессу.
Благо, отсутствие консенсуса между Парижем, Вашингтоном и Москвой не только по
вопросу урегулирования НКК, но и по гораздо более глобальным вопросам выглядит
для Баку не очень утешительно. Сегодня уже все понимают, что Евросоюз, США и
Россия могут при желании сообща влиять не только на Карабахский конфликт, но и
на иные события в Кавказском регионе. Однако, Россия не готова признавать тот
же ЕС в качестве регионального игрока, оскорбляясь европейскими инициативами, к
примеру, тем же "Восточным партнерством”. Аналогичный подход Москва имеет в
отношении Вашингтона.
Очередным подтверждением заинтересованности Штатов
карабахским урегулированием стало заявление официального представителя Госдепа
Виктории Нуланд. Дипломат заявила, что Штаты стараются как можно более активно
сотрудничать с Россией в том числе по региональным вопросам, ‘таким, как
ситуация в Нагорном Карабахе”. В свою очередь пресс-секретарь посольства США в
Азербайджане Джонас Стюарт заявил, что США по-прежнему считают, что МГ ОБСЕ
является подходящим форматом для международного посредничества в
нагорно-карабахском урегулировании, приветствуя все предложения по продвижению нагорно-карабахского
мирного процесса. Именно в этом причина стремления Баку придать угасающему
процессу урегулирования новую инерцию. Глава пресс-службы МИД АР Эльман
Абдуллаев уже заявил, что "несмотря на проведение в этом году президентских
выборов в Армении и Азербайджане, переговоры по урегулированию
нагорно-карабахского конфликта не прекратятся”. Азербайджан считает, что
дипломатические возможности по урегулированию конфликта еще не исчерпаны.
Примечательно, что данное заявление очевидно направлено России, США и Европе.
По мнению иранского специалиста по проблемам Кавказа Хасана
Бехештипура, предоставив нефтяные концессии российским и американским компаниям
и стараясь решить в свою пользу карабахскую проблему, не сталкивая интересы
Вашингтона и Москвы, Баку лишь еще более усложнил карабахскую проблему. Приходу
к власти Ильхама Алиева сопутствовало снижение влияния России, параллельно с
этим окрепли позиции части политической элиты Азербайджана, ориентированной на
Запад. Последним шагом в этом направлении стало закрытие Габалинской РЛС в
Азербайджане. Таким образом, можно прийти к выводу, что стратегия Азербайджана
заключается в постепенном снижении влияния России на своей территории. В этом
контексте, можно логически предположить, что стремясь вытеснить Россию со своей
территории, Баку вряд ли будет заинтересован в ее присутствии в числе
сопредседателей МГ ОБСЕ.
Впрочем, прозвучавший 12 декабря критический доклад
Мониторингового комитета ПАСЕ не предвещает Баку ничего хорошего и от
французско-европейского сопредседательства. Об этом говорит необычайно жесткий
тон доклада о невыполнении страной обязательств перед Советом Европы и
соответствующих рекомендаций, подготовленных содокладчиками по Азербайджану
Педро Аграмунтом и Джозефом Грешем. Доклад стал логическим продолжением
генеральной линии ПАСЕ в отношении Азербайджана, принятой на прошлой сессии СЕ
3 октября. Европарламентарии тогда приняли резолюции о понятии политический
заключенный и "икорной” дипломатии.Тем
самым в отношениях ПАСЕ и Азербайджана безоблачное прошлое было заменено на
грозовое будущее. Вкупе с неготовностью США менять формат Минской группы,
ситуация в МГ ОБСЕ стала выглядеть для Азербайджана не в самом лучшем свете.
Очень похоже, что окружение президента Алиева почуяло, что так называемая
"большая игра” на Южном Кавказе стала плавно перетекать в активную фазу, а
осуществляемая перегруппировка сил и пересмотр сфер влияния, несомненно,
скажутся на процессе развязывания карабахского узла.
В результате Баку осталось лишь уповать на изменение состава
Минской группы, а главное ее сопредседателей по Карабаху. Представляется, что
главными бакинскими претендентами на сопредседательство является братская
Турция и Великобритания с ее отсутствием друзей и вечными интересами в данном
случае нефтегазовыми. Подтверждением данного мнения стало предложение директора
британской неправительственной организации LINKS Денниса Саммута в своем
выступлении на конференции ОБСЕ в Брюсселе приступить к созыву Минской
конференции с целью разработки шагов, ведущих к достижению мирного соглашения
по Нагорному Карабаху.
Копнув истоки данного предложения, становится ясно, что
британская инициатива, ставящая цель переоформления формата МГ ОБСЕ, может
вылиться в нейтрализацию ее работы, что не выгодно никому кроме как Азербайджану,
Турции и, наверное, самой Британии.
Однако представляется, что политика поддержания статус-кво
вокруг НКК, в которой многие обвиняют почему-то только Москву, будет
продолжаться практически при любом раскладе сил в МГ ОБСЕ. И развязать новую агрессию
против НКР Азербайджану не позволят ни Россия, которой новая головная боль на
южных границах совершенно ни к чему, ни Запад, защищающий огромные средства,
инвестированные в энергетические проекты Азербайджана. Особенно это актуально,
учитывая, что сами региональные державы в лице Ирана, так или иначе
поддерживающего армянскую сторону, и Турции, откровенно поддерживающей
Азербайджан, автоматически создают дополнительную прочную основу баланса сил
для сохранения сложившегося статус-кво. На этом фоне ожидать появления
всеобъемлющего договора по Карабаху или рокировок в МГ ОБСЕ в обозримой
перспективе не приходиться. Давид Степанян, Arminfo
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.