Главная » 2013»Январь»17 » Хачкары Рашида: от горы Арагац до Гергера и Карабаха
Хачкары Рашида: от горы Арагац до Гергера и Карабаха
01:04
Analitika.at.ua. В каждом человеке заложена генетическая искра таланта,
которая подчас десятилетиями неизвестна ее носителю. Но вот что интересно: в
годы всенародных потрясений она обязательно возгорается, становится
всепожирающим душу пламенем. Для художника-каменотеса Рашида АРАКЕЛЯНА
землетрясение 88-го года и война в Карабахе стали новым отсчетом времени.
Мудрый и добрый Рашид
Имя - это своеобразный код, в котором заложены жизненное
предназначение и ключ к пониманию личности. "Рашид" в переводе с
арабского означает "мудрый, добрый и справедливый". И арабы правы:
только мудрый человек может быть добрым и справедливым.
ТАКИМ ОН ЗАПОМНИЛСЯ РОДНЫМ, ДРУЗЬЯМ И ЗНАКОМЫМ. "В те
годы, когда другие были заняты решением своих личных дел и проблем (читай: не
только поисками жилья и обустройством быта, но и обогащением - раскулачивали
заводы и фабрики, приватизировали их за бесценок, обворовывали людей и
государство. - Ю.А.), он искренне старался быть полезным людям. Благодаря
своему безграничному бескорыстию он казался человеком не от мира сего, был
предельно земным и доступным всем", - говорит о своем друге начальник
управления марзпетарана Овсеп Симонян.
Жаль, он ушел из жизни рано, а ведь у него была сокровенная
мечта: Рашид хотел в Араратской долине установить трехметровый памятник и был
уверен, что это будет его лучшей работой. В последние годы своей жизни он
постоянно работал над эскизами этого хачкара.
С древнейших времен Ширак считался житницей Армении. Беженцы
из Западной Армении (не только армяне, но и других национальностей и
вероисповеданий), обосновавшиеся в Гюмри и ширакских селах, образовавшие новые
сельские поселения, обогатили регион своими традициями, обрядами, своим
отношением к труду и обществу, культурой земледелия и ремеслами. Вот почему в
старом Гюмри никакого значения не имело, кто ты по национальности и вере:
превыше всего ценились человеческие и трудовые качества. Предки Рашида,
основавшие село Мусаелян, были родом из Басена. Так строители стали
земледельцами: для армянина сажать хлеб и строить дома - равнозначные понятия.
Генетическая искра таланта - это не абстракция, а конкретная
реальность. Прадед Арутюна был знатным кузнецом Гюмри, дед работал с отцом до
30-летнего возраста, отец и сын Арутюн до землетрясения работали инженерами.
После землетрясения он достал проржавевшие инструменты прадеда и приступил к
работе, да так, что все ахнули: изящные кресты над церковью в квартале
"Ани" выкованы Арутюном.
ПОСЛЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ИСКРА ТАЛАНТА ПРОБУДИЛАСЬ И
В РАШИДЕ: его далекие предки были строителями, а строители прошлого были не
просто укладчиками стен, а также зодчими и художниками-каменотесами. Ровно
через 10 месяцев после землетрясения, 7 октября 1989г., в Мусаеляне состоялось
открытие его первого хачкара "Память", освященного Вазгеном Первым.
Пятиметровую глыбу камня друзья доставили в Мусаелян для
Рашида в июне 89-го: четыре месяца упорного труда - и "первая проба
пера" поразила знатоков своим изяществом и совершенством. Удивительное
дело: тогда же он начал писать стихи. Кстати, пишут стихи и другие скульпторы
Гюмри.
"Армянскими мастерами создано бесчисленное множество
хачкаров, их можно увидеть в самых невероятных уголках земного шара. Казалось,
сказать новое слово в данной сфере искусства невозможно, волей-неволей
приходится повторять художников-каменотесов прошлого, но работы Рашида уникальны,
они не стали повторением других хачкаров. Барельефы Рашида - это очень
серьезные работы", - говорит искусствовед Лаура Атанесян.
Глядя на одну из его работ, "Воспоминание",
кажется, что сильные и мускулистые пальцы вот-вот сомкнутся в кулак, чтобы
защитить людей. Оригинально и творческое решение основной идеи: в выемке над
крестом расположены три медных колокола, 7 декабря каждого года мусаелянские
мальчики били в колокола, их звон разносился над деревней траурно-призывной
мелодией... После смерти Рашида традиция оборвалась.
90-е годы стали для Рашида продолжительной "болдинской
осенью": хачкар "Птхаберутюн" ("Плодородие")
установлен на горе Арагац на высоте 3200 м над уровнем моря,
"Ерахтагитутюн" ("Признательность") у памятника Андранику
Зоравару, "Дпрутюн" ("Письменность") - у школы им.Байрона,
"Начало" - в Карабахе и т.д. И у каждого из этих хачкаров своя
интересная предыстория.
После взятия Шуши воодушевленный подвигом азатамартиков
Рашид решил ознаменовать это событие своим хачкаром "Начало", с
очередной глыбой камня едет в Арцах и буквально в течение 8 суток создает свой
памятник. "Хачкар "Начало" стал первым памятником в
освобожденном ополченцами Карабахе. Он, как нельзя лучше, раскрывает отношение
Рашида к своему народу. Мы все очень гордимся им..." Геворк Петросян (в
90-х годах он был и.о.председателя Верховного Совета НКР, ныне - советник
президента НКР). Взятие Шуши, по мысли Рашида, - это всего лишь начало, грядут
и другие победы: орел на барельефе только что вернулся с полей и еще не опустил
свои крылья, явно готовясь к новому полету.
...Нет сегодня рядом с нами Мастера хачкаров, но его работы,
подобно свету погасшей звезды, притягивают к себе и заставляют задуматься.
Надо, но не там
Зверь, однажды вкусивший человеческой крови, никогда не
станет ручным. За истекшие столетия даже полудикие племена обрели некую
цивилизованность, а турки как были, так и остались варварами. Сегодня они своей
показной цивилизованностью могут обмануть только доверчивых европейцев, но не
армян, своих ближайших соседей и извечных жертв.
ГОВОРЯ О ГЕНОЦИДЕ, МЫ ПОЧЕМУ-ТО ОГРАНИЧИВАЕМСЯ 15-м ГОДОМ, а
ведь и до, и после этого черного года Османской империей осуществлялась резня
армян: вторжения турецких армий в 18-20-х годах уже в Восточную Армению,
массовые расстрелы мирных людей стали органическим продолжением 15-го года...
10 мая 1918 года 10-тысячная армия Карабекира вторглась в
незащищенный Александропольский уезд, тогда были расстреляны 5086 жителей
Ширака, 4660 были взяты в плен, пропавшими без вести считаются 483 человека.
Среди убитых было немало и тех, кто в 15-м году бежал в Ширак из Западной
Армении.
Расстрелы производились в ущелье Гергер, названном с тех пор
Джарди дзором (Ущельем резни). Оно находится в 30 км от Гюмри, между селами
Джаджур и Лусахпюр. В 100 метрах от него проходит автострада Гюмри - Ванадзор.
Здесь, на обочине шоссейной дороги, в 60-х годах поставили памятник "Три
родника", посвященный жертвам 18-го года: у родника останавливались
автобусы и грузовики, пассажиры и водители пили вкусную прохладную воду, подчас
не зная того, что достаточно им пройти чуть дальше, поворошить землю, как пред
их взором предстанут скелеты людей.
Джарди дзор стал местом паломничества ширакцев с 24 апреля
1990 года, после установления хачкара Рашида "Камк" ("Воля").
По замыслу автора в основе хачкара - идеи веры и вечности, непобедимости
национального духа: зерна граната и крест - это символы народного единства и
веры; листья и подрезанные ветви - это древо жизни, тревожное наше время.
Известно, что памятники, имеющие художественную и
историческую ценность (в том числе и новые памятники) охраняются государством.
В этом году один из малоизвестных гюмрийцев, по-видимому, движимый чувством
патриотизма, на бетонном основании "Камка" установил хачкар,
посвященный подло убитому в Венгрии армянскому офицеру Гургену Маргаряну.
Сделал он это самовольно, без разрешения государственной службы охраны
историко-культурных заповедников и исторической среды при Министерстве культуры
РА.
Это всколыхнуло гюмрийскую общественность, общественный суд
был единодушен: и новый хачкар в Гергере имеет определенную художественную
ценность, память убитого офицера священна для каждого из нас, но этому хачкару
не место в Джарди дзоре... Юрий АРУТЮНЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.