Главная » 2013»Январь»27 » Ларри Гагосян - мегадилер, плейбой и коллекционер
Ларри Гагосян - мегадилер, плейбой и коллекционер
17:19
Analitika.at.ua. Его имя чрезвычайно популярно в мире современного
искусства. Без него не обходится ни один аукцион. Он один из наиболее крупных
коллекционеров этого искусства. Он крупнейший арт-дилер, владелец дюжины
огромных галерей в разных странах. Он — это Ларри ГАГОСЯН, знаковая личность,
который занимает вторую строчку в топ-листе самых влиятельных деятелей
искусства. Его обошел только французский миллиардер Франсуа Пино — владелец
аукционного дома Cristie’s.
В известной степени Ларри Гагосян — классический пример
материализованной "американской мечты”. Потомок эмигрантов, родился в 1945 году
в Лосе. Дедушка и бабушка Ларри родом из Еревана, перебрались за океан еще в
начале XX века. Зацепились. Отец Ларри был бухгалтером, что в Штатах весьма
важная профессия. Мать — актриса. Занятий искусством ничего не предвещало, хотя
Ларри учился в Калифорнийском университете на факультете английской и
американской литературы.
После окончания Калифорнийского университета перепробовал
множество работ, вплоть до парковщика на стоянке. Оказалось, скучновато. Как-то
раз рванул в Санта-Монику и там увидел — конечно, случайно — продавца фирменных
киноплакатов — старых и новых. Увидел и обомлел, обомлел и загорелся. Стоянку
бросил — отдался постерам. Покупал их по 2 доллара, продавал, понятно, дороже.
Вскоре обзавелся небольшим магазинчиком — через его руки стали проходить
редкие, удивительные и красивые вещи, нередко раритеты. Ларри смекнул, что в
рамах они будут выглядеть просто здорово. Плакаты пошли по 15-20 долларов.
Процесс развивался без каких-либо осложнений. Было это почти сорок лет назад.
Сегодня о Гагосяне говорят, что если он купит нечто за 1000
долларов, то завтра это нечто продаст за 1 миллион. Ларри эти разговоры всерьез
не воспринимает, поскольку знает: много потратишь — много получишь. Он удачлив,
и удача держится на некоторой семейной традиции. От отца-бухгалтера Ларри
перенял умение считать каждый цент, от матери-актрисы — артистичность. Наконец,
знание литературы не прошло даром и преподало уроки, применительные в любой
ситуации.
Постеры постерами, но однажды Ларри — энергичный и
обаятельный плейбой — сорвался в Нью-Йорк на предмет вживую познакомиться,
пообщаться с художниками. Коммуникабельность помогла. "Это был счастливый день
в моей жизни. Я еще не понимал в этом деле, не знал, что такое художник”, —
скажет он много позже. Ларри Гагосян сразу же обнаружил недюжинное чутье и
проницательность — умел находить молодые таланты. Охотничий азарт привел Ларри
к самому Лео Кастелли — самому знаменитому и влиятельному арт-дилеру Нью-Йорка.
Буквально подмастерьем, мальчиком на побегушках. Его он считает главным
учителем: впитывал каждое его слово, мотал на ус каждое действие. "Я многому
научился, наблюдая, как вел себя Кастелли”.
Через несколько лет Ларри вышел в самостоятельное плавание в
бурных арт-водах Нью-Йорка. О его невероятном финансовом обаянии заговорили. И
не только финансовом. За все эти годы он не сделал ни одного холостого
выстрела. Художники, которых он нашел и подтолкнул в нужном направлении, стали
крупнейшими фигурами, несущими золотые яйца. Конечно, прежде всего для Ларри
Гагосяна. Именно благодаря Гагосяну мир искусства узнал о Сесили Браун, Джеффри
Кунсе, Жан-Мишеле Баскиа и даже о Дэниеле Херсте, ставших культовыми в
искусстве XX-XXI вв. "Открытие новых художников — трудное и неблагодарное дело,
— признался недавно Ларри. — К тому же ими невозможно манипулировать. Я только
говорил им: вот это неинтересно, а это отлично! Бизнес, которым я занимаюсь, —
это комбинация разных вещей: знания о художниках, их искусстве, знание рынка.
Знание, кто может стать потенциальным покупателем в той или иной стране”. И это
только самая малость необходимых знаний. Не будем забывать, что Гагосян не
единственный арт-дилер, есть десятки других меньшего калибра, но тоже очень
активных и пробивных. Арт-бизнес — хитрая штука. "Я получаю огромное
удовольствие, занимаясь своим бизнесом. Главное — надо любить то, что ты
делаешь, иначе ничего не получится. Про меня говорят: "Ларри может взять что
угодно и потом продать. Это неправда. Художник должен иметь талант. Нельзя
просто так промоутировать художника и сделать знаменитым за счет рекламы. Для
этого художник должен постоянно создавать новые вещи. Если он производит одну
работу за пять лет, я ничего не могу сделать”.
Гагосян прежде всего любит работать с художниками, которые
могут быть "переводимы” на языки других культур, которые могут вызвать интерес
и в Москве, и в Сеуле, и в Нью-Йорке. "Я работаю по всему миру”, — говорит
Ларри Гагосян, и нет в этом ни малейшей натяжки. Сегодня в мире с перегрузками
действуют двенадцать Gagosian Gallery — это крупнейшая в мире сеть галерей: три
в Нью-Йорке, одна в Лос-Анджелесе, две в Лондоне, в Риме, Афинах, Женеве,
Париже. Последняя открылась в октябре опять же в Париже, точнее в Ле Бурже.
1650 квадратных метров превратил в галерею сам Жан Нувель — известнейший
французский архитектор. Повторим, все галереи Гагосяна не знают передыха, разве
что для реэкспозиционных работ. Каждая его выставка превращается в фишку
сезона. Вот и сейчас в Женеве он показывает работы Пикассо, в Гонконге — Такаши
Мураками, в Париже — скульптуры американского архитектора Фрэнка Гэри. А в
минувшем году Ларри Гагосян все свои галереи одновременно предоставил Дэниелу
Херсту, показал около 300 работ. Начиная от коровы в формальдегиде, черепа,
усыпанного бриллиантами, до живописных "кружочков”. На этом, кажется, 17-летнее
сотрудничество Херста и Гагосяна закончилось, но расстались они друзьями.
Арт-дилеры радостно потирают руки — Херст перепадет им. Впрочем, многие
считают, что Гагосян сделал маркетинговый ход, ведь цены на Дэниела упали на
треть. От Гагосяна вроде бы ушел и Джеф Кунс, и японка Кусима. Впрочем, вряд ли
Гагосян опечален — он умеет держать удар. Уж кто-кто, а он чувствует моду на
современное искусство и знает что к чему. Впрочем, ему бы не знать, ведь в
известной мере эту моду делает он сам. Он заключает эксклюзивные контракты с
обнаруженными и собственноручно взращенными художниками, лелеет их. "Художника
всегда надо воспринимать серьезно и прислушиваться к нему”, — убежденно говорит
Ларри, мегадилер и коллекционер, к каждому слову которого прислушиваются
повсюду в мире арт-бизнеса. У него самого есть прекрасная коллекция и работы,
которые он, по его же словам, никогда не продаст по той причине, что это его
личные сокровища, имеющие личную эмоциональную ценность. "Они уже стали частью
меня самого”, — говорит он.
Влиятельный журнал "Art-ревью” пишет о Ларри Гагосяне:
"Откуда этот агрессивный и удачливый делец черпает свои немалые финансовые
ресурсы и как ухитряется переманивать из других галерей клиентов и художников —
неведомо. Так или иначе, но он коммерческий гений”.
Гагосян продолжает вести плейбойский образ жизни: гоняет
роскошные машины, живет в роскошных домах, общается с роскошными женщинами и с
неподражаемым артистизмом и экстравагантностью ведет свои бесчисленные дела.
"Господин Go-Go” — так называют тех, кто поймал удачу за хвост. Ларри Гагосян
не только ее поймал, но и не выпускает из рук. Уже сорок лет... И это при том,
что его любимый Уорхол сказал когда-то: "Художник — тот, кто делает ненужные
людям вещи”. Кстати, у Гагосяна эксклюзивное право продавать работы Уорхола в
Америке и Англии.
К большому сожалению, Ларри Гагосян, главный галерист мира,
на исторической родине не был еще ни разу. (Заметим, дважды проводил выставки в
Москве.) Почему никто в Министерстве диаспоры и Министерстве культуры не
додумается пригласить такого человека в Армению — трудно сказать. Может, даже
не знают о нем. А может, слабо... Бывает. Короче, непременно надо пригласить.
Глупо не реагировать на такую личность, как Go-Go — Ларри Гагосян. Карен
Микаэлян, «Новое Время»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.