Analitika.at.ua. Журналистка, телеведущая, писательница. Руководитель
телеканала, член Общественной палаты при президенте РФ, член Совета директоров
Первого канала, директор Russia Today Маргарита СИМОНЬЯН любит готовить и
терпеть не может хаш. Правда, она умеет его варить, признает его целебные
качества и вообще относится к этому блюду с исключительным уважением. "Околохашными”
мыслями Маргарита Симоньян делится в своей постоянной колонке журнала "Русский
Пионер”.
Что можно сказать в защиту хаша? Ничего. Это блюдо жирное,
тяжелое и калорийное. И очень мужское. Одна не очень красивая легенда гласит,
что хаш не переносит три вещи. Во-первых, коньяк, потому что только водка,
честная и беспощадная, сочетается с хашем — блюдом, не терпящим компромиссов. Во-вторых,
хаш не любит тосты, потому что пока джигит скажет все, что хочет сказать про
свою Родину, своих родителей, своих друзей, их родителей и родителей их
родителей, хаш остынет к такой-то бабушке. И наконец, хаш не переваривает
женщин. Потому что от женщины не должно нести чесноком, тем более если джигиту
после хаша и водки приспичит немедленно продолжать свой род.У нас с хашем это взаимно — я тоже его не
перевариваю. В детстве меня пытались откармливать хашем, чтобы я перестала
наконец раз в год ломать руки. Считается, что хаш укрепляет кости. Меня это не
удивляет: у людей, способных есть это, крепким должно быть все - и кости, и
пищевод, и желудок. А нервная система так вообще должна быть титановой. Как-то
выяснилось, что у меня над запястьями сломаны все кости. Мама тут же сварила
хаш. Но не смогла заставить меня его даже понюхать. Сказала, что сразу
умру...А запах! Вы представляете, чем
пахнет хаш на этапе его приготовления? Он пахнет говяжьим желудком. Только
вообразите, как должен пахнуть говяжий желудок, в котором говядина переваривает
свою пережеванную жвачку. Вообразили? Все правильно, именно так он и пахнет.
Некоторые ханжески называют желудок безобидным словом "рубец”. Фарисеи!
Желудок, он и в кастрюле желудок. Кто не нюхал говяжий рубец на стадии первого
закипания, тот не знает ни жизни, ни смерти, тот до сих пор верит в Деда Мороза
и в удвоение ВВП.
А вот армяне знают о жизни и смерти не понаслышке. Армения
приняла христианство почти за сто лет до Римской империи, первой из всех
государств. Эти люди раньше других были в курсе, что человек рожден ни для
какой не для радости, а для страдания и искупления. Поэтому они придумали хаш.
Как все лучшее в этом мире — как пиццу, фондю и луковый суп, — хаш придумали
бедные. Допотопные — в прямом смысле слова! — армянские буржуа бросали по
склонам Библейской горы копыта и внутренности убиенных на мясо быков. Буржуа,
как водится, предпочитали вырезку и антрекот, а копыта и желудки доставались
пролетариату. Тот варил из отбросов чудовищно сытное блюдо, ел его рано утром и
пахал после этого весь день, не требуя дополнительного корма. У других народов,
тоже почитающих хаш своей национальной едой, есть другие теории происхождения
хаша, и народы имеют на это право. Надо уважительно относиться к чужим
заблуждениям.
...Хашные в Армении до сих пор открываются в семь утра. Примерно
в такое же время в один и тот же скорбный безрадостный день каждый год к нам
домой приходят гости. Вы догадались, какой это день и почему он безрадостный.
Ной знал, где причалить — ничего мудрее и человеколюбивее, чем лечить похмелье
тарелкой горячего хаша, человечество не изобрело. Не в обиду огуречному рассолу
будет сказано. Я хоть и не люблю хаш, но уважаю его за то, что он как шашлык,
как плов, как сациви, как любое нерусское блюдо, полюбившееся в России, — живое
свидетельство дружбы народов и общего миру-мира...Кстати, о "миру-мире” — я много лет дружу с
известной тележурналисткой Ирадой Зейналовой. Она, как вы догадались,
этническая азербайджанка. А я, как вы тоже знаете, этническая наоборот. Однажды
в командировке я заселялась в гостиничный комплекс в Дагомысе. И в этом
гостиничном комплексе проходил семинар журналистов Кавказа. Стою я на
"ресепшн”, заполняю анкету. Вдруг подходит ко мне незнакомая женщина,
журналистка Кавказа.
И говорит: — Это действительно вы! С ума сойти, это вы как
живая! Я вам хотела сказать, вы гордость нашего народа! Мы всей страной любим
вас и гордимся! Вы пример для наших детей. Вы даже не представляете, что будет,
когда я вернусь в Баку и расскажу, что я видела живую Ираду Зейналову!
Ну и что нам с Ирадой после этого делить? Впрочем, я не об
этом. Об этом вообще лучше не надо. Я о том, что в хорошем доме порядочная
хозяйка заранее под Новый год купит на рынке говяжьих копыт, скрепя сердце
купит даже говяжий желудок, тонну хорошего чеснока, вагон лаваша и контейнер
кинзы.Возьмите эти копыта и соскребите
с них всю дрянь, которой они обросли во время тяжелой говяжьей жизни. А потом
положите копыта на всю ночь в холодный ручей. Нет ручья? Продайте квартиру,
бросайте работу и езжайте к ручью. На худой конец — к озеру (рекомендую Севан).
Ну или ладно, положите ножки в раковину под кран — так тоже сойдет. Отключите
счетчик воды и держите копыта под краном часов двенадцать. Потом отмокшие ноги
надо залить водой и варить без соли и перца всю новогоднюю ночь. Говяжьи
желудки, они же рубец, варим отдельно, меняем им периодически воду и закрываем
нос. Если варить их вместе с ногами, это потом не смогут есть даже самые
отпетые из всех ваших джигитов. Потихонечку собираются гости. Вам сейчас
предстоит проявить чудеса женской самоотверженности. Все эти косточки надо
руками вынуть из горячего жирного месива и нарезать рубец, про который я уже
все сказала. Потом надо бросить рубец в бульон, прокипятить все еще раз и
держать горячим весь день. Пьяные ваши джигиты за это время успеют уснуть и
проснуться. Проснутся они с омерзительной головной болью. Есть в армянском
языке такое устойчивое выражение: "Цаватанэм”. В принципе, оно употребляется
тогда же, когда по-русски мы сказали бы что-нибудь вроде: "Да ты ж мое золото!”
Дословно "цаватанэм” означает "заберу твою боль”. Вот это ровно то, чем сейчас
займется ваш хаш. Он заберет боль джигитов.
Знающие толк в жизни и смерти, едят хаш так: каждому гостю
дают тарелку дико горячего супа, графинчик дико холодной водки, плошку с
раздавленным чесноком и солью, подсушенный за ночь лаваш, стручок красного
перца и миску нарезанной кинзы. (Видимо, представлена российская версия блюда —
в Армении все же предпочитают обходиться без кинзы и перца — ред..) Потом — внимание!
— джигита накрывают с головой и с тарелками пледом. И он там внутри в интиме и
в радости начинает лечиться.Не мешайте
ему. Пусть джигит самозабвенно лечится. Пусть никогда больше не ломает руки. И
дров пусть тоже больше никогда не ломает. И тем более пусть никогда не ломает
копья. Пусть они вообще никогда ему больше не пригодятся. Пусть он выпьет за
свою Родину. И за чужую Родину тоже. Теперь — за родителей. За родителей
родителей. За друзей. За соседей. За дружбу народов. За мир во всем мире... «Новое
Время»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.