Analitika.at.ua. Январская трагедия 1990 года в Баку. В сердцах многих из
нас она осталась кровоточащей незарубцевавшейся раной. Как для тех, кто лично
пережил эти события, так и для тех, кто бессилен был оказать помощь терпящим
страшное бедствие десяткам тысяч соотечественников. Двадцать три года прошло с
тех страшных, полных отчаяния и горя дней в Баку. Когда в построенном руками
армянских мастеров приморском городе во всей своей жестокости проявился фактор
кровожадной толпы закавказских турок. Управляемой руководством советской
Азербайджанской республики. Эпоха бесконечно наивной (если не сказать
«лицемерной») пропаганды о вековой братской дружбе советских народов закрывала
свою последнюю страницу. Начиналась эра противостояния.
Январская трагедия в Баку была предопределена и в какой-то
мере закономерна. Более того, она началась не в январе 1990-года. И даже не в
1988 году. Трагедия этого города началась в 1905 году и продолжилась до января
1990-го. С большей или меньшей эффективностью. То в открытой форме, с
применением топора и пролитием невинной крови, как в феврале, августе, октябре
1905-го, в марте и сентябре 1918-го, то в более «цивилизованной», как в годы
советской власти. Экспансионистская сущность новорожденного азербайджанского
государства в удобные моменты проявлялась в виде жесточайших погромов и
неприкрытого геноцида, а в периоды наличия централизованной власти извне – в
форме притеснений, дискриминации по национальному признаку, вытеснения из
республики нетюркского населения.
Удивительно, как коротка этническая память. Уже через два
года после резни армянского населения в Баку в сентябре 1918 года, когда
анатолийскими и закавказскими турками было уничтожено свыше тридцати тысяч
армян, в армянской, русской и тюркской прессе Закавказья стали печататься
статьи, проповедующие «традиционное братство» армян и закавказских турок. Люди
верили в то, во что хотелось верить. Несмотря на реалии, несмотря на то, что
прекрасно знали: живущий по соседству Ахмед всего лишь два года назад выбрасывал
из окон родильного дома тельца новорожденных армян. А Мамед, живущий напротив,
жарил на вертелах мясо убиенных им армян.
И здоровались с убийцами и каннибалами, и в гости их звали,
и братались с ними. Как будто от этого мог измениться их характер, как будто
таким вот нехитрым способом можно было повлиять на вырабатывавшийся
тысячелетиями менталитет. Вследствие неистребимого оптимизма армян, их короткой
этнической памяти, Баку стал именоваться «интернациональным» городом. Только
таковым его считали лишь армяне. Сами закавказские турки всегда считали
бакинских армян заложниками своих политических игр. Эту особенность их менталитета
прекрасно знали в Москве.
18 июля 1988 года в Москве, на расширенном заседании
Президиума Верховного Совета СССР М. Горбачев обратился к армянской делегации:
«А вы подумали, что может случиться с двумястами тысяч жителей Баку армянской
национальности?» Что это было: предупреждение, «добро» на резню, или признание
собственного бессилия перед «фактором» толпы закавказских турок? Сегодня уже
невозможно ответить на этот вопрос. В те дни каждый воспринял эти слова в меру
своей прозорливости. Одни принялись за заточку металлических прутьев и топоров,
другие поспешили уехать из Баку. Как всегда, нашлись десятки тысяч оптимистов,
верящих, что «Политбюро не позволит», «времена другие»... Жертвами бакинских
убийц и людоедов стали именно оптимисты.
Сегодня принято считать, что погромы армян в Баку начались
13 января. Однако это совсем не так. К середине января 1990 года погромы в
Баку, то с большей, то с меньшей интенсивностью, продолжались уже больше года. Без
учета февральских и ноябрьских погромов 1988 года. А 13 января погромам был дан
официальный старт. В это день первый секретарь ЦК КП Азербайджана А. Везиров
встретился с активом Народного фронта Азербайджана. Встреча в прямом эфире
транслировалась по республиканскому телевидению. Главный коммунист Азербайджана
заявил: «Вам известно имя так называемого академика Сахарова? Он требовал
передачи Нагорного Карабаха Армении. Я ему тогда ответил: «Пожалуйста, взвалите
на свои плечи и отнесите им». Но вы знаете, куда он отнес (А.Д. Сахаров умер за
месяц до этого дня: 14 декабря 1989 года. – Л. М.-Ш.). Да. Тот, кто поднимет
этот вопрос, найдет свое место там, где нашел его Сахаров. Наших врагов мы
должны смести с нашего пути...». «Врагов» нашли в Баку.
Оставшееся в этом городе армянское население (примерно
шестьдесят тысяч человек) было подвергнуто массовым погромам, убийствам,
изнасилованиям. Как рассказал в Верховном Совете СССР председатель КГБ СССР В.
Крючков, вновь были зафиксированы факты каннибализма. От фактов, как от
кошмарной памяти, не уйти. В конце ХХ века, в отстроенном армянскими руками
городе Баку, толпы закавказских турок оказались в своей первозданной стихии. Безнаказанные
групповые изнасилования, грабежи, убийства и пожирание горячей человеческой
плоти – праздник адской бездны, именуемой душой турка.
В воспоминаниях о январских погромах армян в Баку очень
хотелось бы использовать определения «невиданные», «беспрецедентные» и т.д.,
но... Все это армяне Баку переживали не в первый раз. Увы, армяне
экстраполировали собственное мировоззрение на весь окружающий мир, в то время,
как внуки убийцы Ахмеда и людоеда Мамеда продолжали жить рядом с ними.
На наш взгляд, сегодня было бы неправильно цитировать полные
ужаса и скорби рассказы очевидцев. И не только потому, чтобы не травмировать
души и разум читателей. Будем откровенны: если бы сегодня в Азербайджане
продолжали существовать неким чудом сохранившиеся анклавы армянского населения,
воздержаться от подробностей пересказов ужасов бакинской резни армян было бы
неправильно. Сегодня мы не видим необходимости в этом. Достаточно просто знать:
проживание в экспансионистском государстве чревато практически неизбежной
опасностью погибнуть от топора. Или быть сожженным заживо: в зависимости от
воспаленной человеконенавистнической фантазии погромщика. Чревато не только для
армян. Для любого народа.
Несколько лет назад депутат Милли меджлиса Азербайджана,
председатель партии «Великое созидание» Фазаиль Агамалы заявил: «Не надо
бояться России, пора ей показать свое другое лицо». Как выглядит «другое лицо»,
вернее, истинное лицо Азербайджана, лучше всех известно армянам. И очень не
хотелось бы, чтобы этими знаниями «обогатился» другой народ. Пусть наши горькие
ошибки послужат им примером.
И последнее. Начиная с января 1990 года мы часто задаемся
вопросом: почему подразделения Советской Армии столь преступно поздно вошли в
город? Обычное ли это разгильдяйство советской бюрократической машины, или в
этом опоздании крылся зловещий план? План по принесению в жертву армян ради
получения повода для силового восстановления полноценной советской власти в
Азербайджане. Сложно однозначно ответить на этот вопрос. Но последствия этих
событий в любом случае одинаковы: был уничтожен последний островок армян в
тюркском окружении Азербайджана. Теперь мы остались лицом к лицу с врагом, свободные
от необходимости мучительного беспокойства об оставшихся в заложниках
соотечественниках. Ибо каждый раз, побеждая закавказских турок на поле боя, мы
несли колоссальные невосполнимые потери среди мирного населения.
Мировая пресса начала девяностого года прошлого века много
писала о январской трагедии армян в Баку. Журналисты и аналитики многих стран с
болью рассказывали о страданиях мирного населения города, оказавшегося в
заложниках преступной политики Азербайджана. Вновь «море крови» и «море чернил».
В огромном потоке прессы того времени о событиях в Баку можно было встретить
большое количество слов боли, сострадания и соучастия. А в память врезались
опубликованная в те дни в английской газете «Манчестер гардиан уикли» простые
слова: «Теперь, когда армяне глубоко разочарованы неспособностью Москвы
защитить их от азербайджанцев, они должны защищаться сами...» Английский
журналист, возможно, на подносознательном уровне, высказал мысль, с которой
невозможно не согласиться, но которую к тому времени уже осознали и претворяли
в жизнь молодые представители армянской интеллигенции. А как мы умеем биться на
поле брани, свидетельствуют итоги Арцахской войны.
Ныне все обстоит иначе. Нам больше не придется защищаться,
думать о спасении. Знаменитые слова Егише Чаренца – «О, народ армянский! Твое
единственное спасение – в твоем единстве!» – потеряли свою актуальность. Теперь
мы должны говорить, мыслить и действовать иначе.
Нам больше не придется искать спасения. Спасение должны и
будут искать те, кто веками клацал на нас желтыми, годами не чищеными зубами. Мы
– Нация – Воин. Наш удел – Победа.
О, народ армянский! Твое единение – твой славный путь к
Победе! Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН, voskanapat.info
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.