Analitika.at.ua. Стремительный вихрь глобализации, вестернизации,
унификации, фейсбукизации и прочих «-ций», создает ложное впечатление
победоносного шествия западного мировоззрения и образа жизни, либеральных
ценностей и неминуемой евроинтеграции пространства от Черного до Каспийского
моря.
На этом фоне критически резкое усиление роли Анкары в
социально-политических, экономических, и культурных процессах на Балканах,
Кавказе и в Восточной Европе, необъяснимым образом проходит мимо внимания
опытных политиков и маститых экономистов, знаковых журналистов и звезд
блогосферы Запада.
Страшась остаться наедине с исламским радикализмом,
вашингтонские стратеги потакают амбициям давешнего союзника. Великие мира сего
стараются не замечать турецкую «деликатную дерзость» в Черноморском регионе в
обмен на иллюзорную возможность свалить на Анкару ответственность за
происходящее на Ближнем Востоке. Кроме того, США надеются использовать Турцию
для сдерживания иранской экспансии и противовеса устремлениям Кремля на
Кавказе. При этом они не отдают себе отчет в том, что легко получаемые
балканские и кавказские кусочки только разжигают аппетит «анатолийских тигров».
В свою очередь, Анкара, ошалев от долгих лет пребывания на
задворках большой геополитической игры, без устали примеряет на себя роли
миротворца, дипломата, инвестора, посредника, советника, авторитета и
законодателя мод.
Воспользовавшись уже упомянутым ослабевшим вниманием США и
сосредоточенностью ЕС на решении собственных экономических проблем, Анкара
обрушила всю свою энергию на «бедные предместья Европы» — Балканы и Восточную Европу.
Первые лица Турции буквально фонтанируют османоцентристские
идеи, порождающие локальные бури негодования в региональных СМИ. Однако пиар
есть пиар: волна журналистского недовольства рано или поздно схлынет, а в
неокрепших умах обывателей останутся нехитрые тезисы святой троицы
Эрдоган-Гюль-Давутоглу.
Так, несомненным хитом года прошедшего, безусловно,
останется заявление неугомонного Давутоглу о том, что не будь османских архивов
Сербия оставалась бы страной без истории. Среди последних недвусмысленных
заявлений Эрдогана, которого исламистские СМИ все чаще называют «султан»,
особняком стоит буквально взорвавшая сербский и македонский интернет фраза о
возможности создания Великой Албании. К этому бесславному ряду проимперских
оговорок стоит также отнести высказывание Эрдогана о том, что Босния и
Герцеговина на самом деле всего лишь одна из 81 турецких провинций и поэтому
забота о Сараево – такая же прямая обязанность Анкары, как обеспечение
жизнедеятельности Измира, Бурсы или Карса.
В знаменитой «настольной книге неоосманиста» «Стратегическая
глубина», вышедшей в 2001 году из-под пера бессменного министра иностранных дел
Турции А.Давутоглу, последний предрек, что своеобразным «строительным
материалом для воздушных замков турецкой мечты» послужит турецкое и
мусульманское население Балкан, Черноморского региона и Кавказа (крымские
татары, гагаузы, аджарцы, турки-месхетинцы).
Действительно, всю прошедшую декаду турки пытались активно
эксплуатировать общие тюркские корни и конфессиональную принадлежность к исламу
ряда народов Черноморского бассейна, прежде всего крымских татар и гагаузов
Украины, Молдовы и Болгарии.
Несмотря на все заявления правительства Эрдогана о «исламе
2.0» 21-го века, исповедуемого членами правящей в Турции Партии процветания,
де-факто Анкара проводит ползущую исламскую реставрацию «бывших вилайетов
Османской империи» под прикрытием различных благотворительных фондов, в свое
время созданных турецкими иммигрантами в странах Западной Европы.
При этом испытательными полигонами данной тактики
выступаютБолгария (регионы компактного
проживания турок – Кырджали, Разград) и Украина (Крым). Сегодня якобы
независимый главный муфтият мусульманБолгарии превращен в неформальный центр влияния на всех мусульман этой
страны (даже этнических болгар-помаков и цыган), всецело контролируемый
Турцией. Протурецкие исламисты Болгарии и не пытаются скрывать этот факт. Глава
Высокого совета муфтий Болгарии в СМИ открыто ссылается на времена турецкого
Халифата, когда кандидатуры религиозных руководителей должны были получить
одобрение Стамбула. Под диктовку Анкары муфтият пытается вовлечь государство в
конфликт с мусульманами провоцируя как одну, так и другую сторону.
В самой Турции, между тем, отсутствует самостоятельный
муфтият, но есть Диянет (Управление по религиозным делам) — государственная
структура. Таким образом, все турецкие муфтии состоят на государственной
службе, что является очередным доказательством настоящего источникаидеи исламского объединения Восточной Европы.
Дирижируя муфтиями в границах бывшей Османской империи, Анкара открыто пытается
объединить исламское меньшинство в странах Восточной Европы. Официальное
сотрудничество (и неофициальное содержание и дотирование) с религиозными, благотворительными
и культурными НГО балканских стран, Украины и Молдовы ведется также сетью ТИКА
и Министерством культуры Турции.
Болгарские теологи отмечают удивительное сходство действий
Турции(практически прямое копирование)
в украинском Крыму и Болгарии. В Крыму «умеренный» турецкий ислам теснит
эмиссаров Катара и Саудовской Аравии, которые доминировали на полуострове в
начале века. Очевидно, что структуры Духовного управления мусульман Крыма
сегодня являются фактическими заложниками политики неоосманизма.
В настоящее время Анкара щедро финансирует реставрацию
памятников османского времени и спонсирует возведение новых мегаломанских
мечетей. Например, Турция взяла на себя соцобязательство построить т.н.
Соборную мечеть Крыма, которая должна стать самым большим исламским храмом
Украины.
Еще один неубиенный козырь Анкары – значительный
инвестиционный потенциал «разогретой» и динамично развивающейсятурецкой экономики на фоне застойных и
кризисных явлений в хозяйстве ЕС. На Западных Балканах Анкара воспользовалась
уходом ряда французских и немецких компаний с местных рынков,
неудовлетворительным кредитованием со стороны итальянских и австрийских банков,
обвальным снижением греческих инвестиций, что создало определенный дефицит
капитала в регионе.
Характерно, что турецкие инвестиции в экономику стран
Восточной Европы и Балканского региона, как правило, осуществляются в районы
компактного проживания мусульман. Анкара кредитует ряд масштабных экономических
проектов в юго-западной Сербии (Санджак — район компактного проживания
бошняков-мусульман), самопровозглашенном Косово и западных (албанских) районах
Македонии, а также обновление транспортной инфраструктуры центральных
(мусульманских) районов Боснии и Герцеговины.
Касательно Болгарии и Украины пикантность ситуации состоит в
том, что турецкий капитал балует своим вниманием районы с наиболее высоким
процентом крымских татар (Симферопольский и Бахчисарайский), турок и
болгар-помаков (Кырджали, Разград).
Наш постпостиндустриальный и постмодернистский мир
разительно отличается от индустриальной эры. Каких-то 100 лет назад, в январе
1913-го всего лишь в 30 километрах от Стамбула в окопах под Чатталджей
готовилась к последнему рывку на восток 100-тысячная болгарская армия, а
греческий флот угрожал взятием Дарданелл. Звезда Ататюрка только-только начала
мерцать на политическом небосводе. В отличии от двадцатого столетия в веке
двадцать первом «мягкая сила» гуманитарно-культурного воздействия может быть
куда эффективнее бряцания оружием.
В этой статье политическая, экономическая и религиозная
составляющие экспансии Турции в бывшие европейские владения Османской империи
обрисованы совсем кратко. Проникновение Анкары в культурную и гуманитарную
области, а также обработка восточноевропейской молодежи и даже домохозяек
нуждаются в отдельном, более подробном изложении. Димитар Смоковски, Aspekty.net
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.