Понедельник, 09.09.2024, 00:37
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2013 » Март » 6 » Новая дипломатия Тбилиси и неизменная политика Сухума
Новая дипломатия Тбилиси и неизменная политика Сухума
10:14

Analitika.at.ua. По всей вероятности, никто не предполагал, что смена власти в Грузии в октябре 2012 года вызовет какие-либо перемены в переговорном процессе вокруг Абхазии. Несмотря на это, первоначально инициативы правительства Бидзины Иванишвили содержали несомненный оптимизм по этому вопросу. Причем значительная часть грузинских политиков никаких иллюзий не имела, и комментарии большинства экспертов из Тбилиси содержат, в общем-то, трезвую оценку ситуации. Что касается сторонников действующего президента Михаила Саакашвили, то они в последнее время прямо указывают на неспособность победителей из «Грузинской мечты» предложить хотя бы что-то новое в абхазском вопросе.

 

Противоречие между планами, которые озвучивает грузинское руководство, и реальной ситуацией заключается именно в несходстве взглядов официального Тбилиси и официального Сухума на переговорный процесс. Абхазская сторона больше не придает ему значения. Уже тот факт, что ни президент, ни премьер Абхазии не принимают участия в переговорах, которые вяло тянутся в Женеве, а посылают туда лишь министра иностранных дел, который в абхазском государстве самостоятельной политической роли не играет, показывает, что ценность этих переговоров с абхазской точки очень низка. По сути, Абхазия в любой момент может их свернуть, и в Сухуме этого события никто не заметит. Грузинская сторона за последние несколько месяцев выдвинула несколько предложений, которые можно признать конструктивными – но для официальных властей Абхазии они ровно никакого значения не имеют.

 

Одна из таких «мирных инициатив» – переименование «министерства по интеграции» Грузии в «министерство по примирению и гражданскому сотрудничеству». Кстати, сама идея смены названия в чистом виде очень хороша (с точки зрения абхазов). Сегодня позиция Сухума как раз и сводится к тому, что переговоры могут идти лишь о восстановлении добрососедских отношений, в частности, о подписании мирного договора (или по крайней мере договора о неприменении силы). После российского признания независимости Абхазии переговоры с Тбилиси о возвращении республики под грузинский контроль теряют смысл. До тех пор, пока между Российской Федерацией и Абхазией сохраняется партнерство на сегодняшнем уровне, любые проекты объединения Абхазии с Грузией нельзя рассматривать всерьез.

 

Грузины тоже многому научились за прошедшие годы. Все трезвомыслящие грузинские политики делятся на две категории: одни считают, что все дискуссии (за исключением локальных переговоров по второстепенным вопросам) с абхазами и осетинами вообще не имеют перспективы, и вести их не следует; что нужно продолжать ориентироваться на западных союзников и ждать, пока эти последние не смогут оказать давление на Москву с тем, чтобы вытеснить ее из Закавказья.

 

Вторую точку зрения представляют сторонники переговоров, и надеются они, понятное дело, не на уступки со стороны абхазов. Завоевать доверие последних тоже вряд ли получится: сегодня, когда в Грузии существуют две власти, смертельно ненавидящие друг друга, а грузинское государство, в лице президента и премьера, занимает одновременно две разные позиции во внешнеполитическом вопросе, трудно говорить о доверии – хотя бы потому, что неясно, кто должен выступать в качестве объекта этого доверия. Но судя по всему, грузинские «голуби» надеются, что диалог между абхазами и грузинами станет обыденным делом. А это может рано или поздно принести определенные дивиденды – скажем, в случае каких-либо трений между Сухумом и Москвой в будущем.

 

А что может создать такие трения? Прежде всего – попытки вести переговоры о статусе Абхазии за спиной абхазов, вообще попытки вести подобные переговоры. Москва с 2008 года многократно и максимально ясно дала понять, что независимость Абхазии и Южной Осетии обсуждению не подлежит. Но, как известно, в Тбилиси всегда понимали, насколько неприятна для Абхазии и Южной Осетии любая дискуссия, затрагивающая интересы этих стран, но проводимая без их участия. А некоторые российские чиновники до сих пор склонны пренебрегать этим фактором, говоря о потеплении российско-грузинских отношений.

 

Надо помнить, что на Кавказе придают большое внимание мелочам, потому что любая мелочь может стать аргументом в политической борьбе. Это касается как внешней, так и внутренней политики. Не случайно недавний визит в Грузию представителей «Роспотребнадзора» сразу дал лишний козырь Михаилу Саакашвили против бидзинистов. По его словам, российских чиновников грузины принимали, «стоя на задних лапках и наливая им вино дрожащими руками». А ведь речь идет всего-навсего о возобновлении торговых связей. Но смысл обвинений, которые грузинский президент выдвигает против грузинского правительства, очевиден: политические уступки ради экономических выгод неприемлемы.

 

Проблема (для Грузии) в том, что именно так думают и в Абхазии, и в Южной Осетии, не желая идти на уступки и отвергая все предложения грузин о сотрудничестве – культурном, экономическом или еще каком-либо. И по этой причине надежды нового грузинского правительства склонить абхазов или осетин к настоящим уступкам бесперспективны. В Тбилиси, судя по всему, это понимают многие, хотя и не все.

 

Характерны высказывания одного из грузинских «ястребов», экс-вице-спикера Пааты Давитая, который еще в прошлом году провидчески заметил, что в случае возобновления железнодорожного движения по Абхазии «каждый второй поезд будет взрываться». Комментируя первые шаги правительства Иванишвили в абхазском вопросе, Давитая заявил, что «абхазская сторона и на миллиметр не предприняла шаги в сторону грузин». Здесь грузинский политик совершенно прав.

 

Но любопытно другое высказывание Давитая, согласно которому серию признаний Абхазии и Южной Осетии «со стороны латиноамериканских стран приостановила католическая церковь и непосредственно администрация папы римского. «Знаю, кто контактировал с администрацией папы римского, однако сказать этого не могу», - сказал Давитая. Если эта информация подтвердится, она станет наглядным свидетельством того, что вопросам признания или непризнания двух союзных России республик в евроамериканском мире уделяется очень большое внимание. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, насколько защита суверенитета Абхазии и Южной Осетии является показателем успешности внешней политики Москвы.

 

В последние годы действия Российской Федерации в отношении Абхазии были исключительно удачны. Это привело к тому, что уровень доверия между этими двумя странами повысился, сделав реваншистские настроения в Грузии неактуальными. Позиция европейцев в этом отношении тоже показательна. С одной стороны, очевидно, что при наличии таких многочисленных экономических проблем, грозящих распадом самому Европейскому Союзу, последний вряд ли может всерьез надеяться изменить расклад сил на Кавказе дипломатическим путем. С другой стороны, и американцы, которые сегодня заняты борьбой с Башаром Асадом, а «на завтра» планируют усиление давления на Иран, то есть еще не готовы для вмешательства в кавказские дела. И тем не менее, заинтересованность европейцев придает уверенности грузинским дипломатам из категории «голубей». Поскольку у европейцев есть серьезные наработки в процессе общения и с абхазской, и с грузинской стороной, они не теряют надежды стать посредниками и рано или поздно мягко, без давления, но примирить абхазов и грузин.

 

Однако абхазское правительство в последнее время начало принимать меры, чтобы предупредить такие тенденции. Один из примеров – недавний скандал в Абхазском государственном университете, куда приехал с лекциями профессор Брюссельского университета Бруно Коппитерс, хорошо известный абхазской аудитории политолог. Коппитерс на протяжении многих лет общался с абхазскими НПО, встречался и с абхазской молодежью, и эти контакты никто не пытался пресекать. Абхазский президент дал понять, что намерен изменить такую практику, причем категорически отверг предположение, что власти республики боятся чужеродного влияния на умы.

 

«У меня такой боязни нет. У нас умные студенты, – сказал Александр Анкваб на встрече с министром иностранных дел Вячеславом Чирикба, где разъяснил свою позицию. – Они правильно все воспринимают. Мы говорим: хотите читать лекции, пожалуйста, дайте возможность нам читать лекции у вас в Европе и в мире. И мы расскажем о многом, о чем не знает европейская общественность: как начиналась война, что было в войну, что было после войны, как вел себя Европейский Союз перед агрессией Грузии в Южной Осетии. Мы тоже хотим об этом рассказать. Мы не закрыты в этой части. Читает господин Бруно лекции в нашем университете – абхазский профессор читает лекции в Брюсселе, Лондоне Берлине, Париже. Игры в одни ворота не будет. Я прошу министерство иностранных дел иметь это в виду».

 

Тем самым в Сухуме дают понять и европейцам, что старые правила игры, сложившиеся в период непризнания Абхазии, пора менять. Сама же Абхазия намерена остаться на своей старой позиции: полная независимость и переговоры о мире, но не о статусе. Спартак ЖИДКОВ, Сухум, kavkazoved.info

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 774
Календарь новостей
«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru