Analitika.at.ua. Музей науки и технологий в Милане, в котором находится
самая большая в мире коллекция моделей, сделанных по эскизам Леонардо да Винчи,
заинтересовал бы и самого художника. Это не просто выставка картин (их там и
нет) или эскизов. Это ожившие страницы записных книжек Леонардо – так
называемого Атлантического кодекса. Он тоже хранится в Милане, в Амброзианской
библиотеке, и с 2009 года его показывают публике – по 50 страниц раз в три
месяца. Полутысячелетние листки, написанные витиеватым почерком великого левши
(писал он справа налево, так что для расшифровки нужно зеркало), впечатляют. Но
модели «из плоти и крови» еще более интересны, тем более, что в феврале
нынешнего коллекция увеличилась.
Большинство инженерных проектов Леонардо не были реализованы
при его жизни: для части их это было невозможным – они опередили свое время лет
на 400, а другие, реалистичные, попросту столкнулись с проблемами финансового
характера.
Так, проект восстановления канала, параллельного знаменитой
древнеримской Аппиевой дороге, связывавшей столицу империи с югом Италии, был
одобрен папой Львом X, но не был реализован из-за смерти папы.
Вообще же на Апеннинском полуострове всегда знали цену
инфраструктуре: древнеримские дороги в средние века были дополнены сетью
каналов, особенно развитых в Северной Италии.
И тут Леонардо не было равных: он мог предложить «полный
пакет» услуг – как эксперт в стратификации почв, геодезии и картографии, как
инженер строительных машин.
Глядя на машины Леонардо, понимаешь, почему высокие
покровители (в том числе герцог Милана Лодовико Сфорца) нанимали его как
инженера – специалиста по мостам, фортификации, военным машинам, машинам для
придворных увеселений и т. д. – и только в десятую очередь – как художника.
«Умная» автоматическая землечерпалка благодаря особой форме
ковша вынимала породу со дна водоема и аккуратно сливала ее в стоящий рядом
резервуар. Масса машин была приспособлена для поднятия тяжестей – здесь
Леонардо в совершенстве развил идеи Архимеда о рычаге. Причем предполагалось не
только строительство каналов: массу времени и сил Леонардо посвятил планам
изменения русла реки Арно, которая протекает через Тоскану прихотливыми
рукавами, меняя русло и беспокоя город регулярными наводнениями (последнее
значительное произошло в 1966 году и сильно повредило город, несмотря на
защитные дамбы). В планах Леонардо еще в XVI веке было пустить поток в паре
километров в обход города.
Еще один практический аспект деятельности Леонардо,
представленный машинами на выставке, – война. Вопрос непраздный для того
времени: север Италии состоял из множества небольших постоянно враждовавших
между собой государств, находившихся также под угрозой оккупации Францией и
Испанией. В военных целях Леонардо придумал танк – машину в форме гриба,
которая вмещала несколько человек и передвигалась на четырех колесах с помощью
рычагов, движимых людьми и лошадьми. У «танка» были пушки, отверстия для
мушкетов, наблюдательные отверстия. Для быстрого развертывания операций на
небольших реках Леонардо предлагал хитрый параболический мост: асимметричная
конструкция позволяла ему основательно опираться лишь на одну сторону реки. В
менее удачном случае он же помог бы и убежать от противника, после чего
сбежавшие отгородились бы водной преградой. Специальное плавучее хранилище,
которое предполагалось наполнять камнями и галькой, можно было использовать для
быстрого создания бродов.
Модели вполне современных машин – гребного колеса парохода,
автоматической пилорамы (работает от силы воды), предтечи коробки передач и
даже жуткой шумной машины, забивающей сваи для строительства, – поражают
воображение: они выглядят совершенно так же, как и сегодняшние работающие
устройства! Леонардо не хватало лишь механической энергии, чтобы двигать их.
И он это знал. Движение интересовало его: он одним из первых
обратил внимание на трение, показав принципиальное отличие качения от
скольжения. Думал он и о том, как получить энергию: на выставке есть модель
устройства, которое измеряло силу, генерируемую паром при кипении воды.
Не обошел Леонардо вниманием и центральное достижение своего
времени – книгопечатание, изобретенное, предположительно, в 1440 году Иоганном
Гутенбергом. Конечно, в конце XV века, при жизни Леонардо, книгопечатание
пребывало в младенчестве, но, судя по всему, гений осознавал важность
изобретения. Среди его проектов автоматизация печатного станка.
Самая романтическая мечта Леонардо, до сих пор не
осуществленная человеком, – полет человека – представлена на выставке
несколькими потрясающе реалистичными моделями.
Взяв за основу полет утки и ее пропорции, Леонардо посчитал,
что, чтобы поднять массу человека в воздух, понадобятся крылья размахом 12 м.
Крыло выглядит совершенно живым, жаль только, что человеку никак не хватит
птичьей ловкости и развитости грудных мышц для манипуляций таким сокровищем.
Другой вариант полета – вращающаяся спиральная поверхность, которую можно
потрогать и попытаться запустить в воздух в лаборатории музея. Там представлены
модели более крупных размеров, которые можно и нужно трогать. Само собой, для
детей это настоящее сокровище, но и взрослые при виде «игрушек» восхищенно
вздыхают.
I.lab Leonardo только в феврале этого года пополнилась
новыми «живыми» машинами.
То, что нельзя потрогать, можно увидеть. Геодезические и
геологические чертежи, зарисовки растений, которым позавидовал бы опытный
ботаник, подробнейшие анатомические зарисовки: мозг человека в разрезе и здесь
же луковица (они казались подобным), нервная система, мускулы. Александра
Борисова, gazeta.ru
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.