Главная » 2013»Март»18 » Новый виток напряженности между Турцией и Азербайджаном, вызванный "армянским вопросом"
Новый виток напряженности между Турцией и Азербайджаном, вызванный "армянским вопросом"
20:57
Analitika.at.ua. «Отношения между региональными союзниками Азербайджаном и
Турцией вновь „штормит”. Новость о том, что Турция в ближайшем будущем
планирует открыть воздушное сообщение с Арменией, не на шутку разгневала
официальный Баку», – говорится в статье Орхана Сатарова, опубликованной на
сайте «Вестник Кавказа».
В материале напоминается, что с 3 апреля два раза в неделю
начнут осуществляться авиарейсы из г. Ван в Ереван и обратно. Формально речь
идет об инициативе частной турецкой авиакомпании «Bora Jet». В Азербайджане,
однако, всерьез подозревают, что за частной инициативой стоит турецкое
правительство. Ставшее для Баку неприятной неожиданностью спешное поздравление
турецкого президента Абдуллы Гюля Сержу Саргсяну также не укрепило доверие
азербайджанских властей к политике турецких союзников, сказано в публикации.
Как отмечает автор, не секрет, что в Баку крайне болезненно
относятся к перспективе нормализации турецко-армянских отношений. Это стало
очевидным еще в 2009 году, когда, Баку высказал жесткую позицию по вопросу
«цюрихских протоколов», подписанных главами МИД Турции и Армении. В вопросе
возобновления авиасообщения между Арменией и Турцией официальные лица в Баку
также демонстрируют жесткую позицию, говорится в статье.
Так, исполнительный секретарь правящей партии «Ени
Азербайджан» Али Ахмедов заявил: «Азербайджан ждет от Турции объяснений в связи
с открытием авиарейса Ван-Ереван. Открытие авиарейса Ван-Ереван не
соответствует позиции Турции». По его словам, открытие подобного авиарейса
вызывает определенные беспокойства. Он также отметил, что Баку не хочет
смягчения отношений между Турцией и Арменией, до тех пор пока «азербайджанские
земли оккупированы».
Аналогичную позицию выразили и в администрации президента
Азербайджана, заявил заведующий общественно-политическим отделом администрации
президента Азербайджана Али Гасанов, отметив, что в Баку «особенно
чувствительно» относятся к любым контактам с Арменией и Нагорным Карабахом. «Особенно
если стороной контакта являются дружественные нам страны», - сказал он.
По словам Гасанова, официальный Баку расценивает подобные
контакты как поддержку и усиление Армении. «Когда это делают государства,
стратегические интересы которых совпадает с Азербайджаном, мы относимся к этому
вдвойне ревностно», - сказал азербайджанский чиновник, отметив, что Баку
расценивает открытие авиарейса Ван-Ереван как своего рода официальную поддержку
Армении.
В свою очередь полномочный посол Турции в Азербайджане
Исмаил Альпер Джошгун, комментируя вопрос об открытии авиарейса Ван – Ереван
заявил, что открытие частной компанией авиарейса в Армению не должно порождать
сомнения в официальной позиции Турции. «Насколько мне известно, этот рейс
реализует частная турецкая компания. В Турции не существует юридических
ограничений на такие проекты, поэтому их осуществление возможно», - заявил
турецкий посол.
В статье сказано, что известный своей близостью к
правительственным кругам азербайджанский политолог Мубариз Ахмедоглу отверг
версию турецкого дипломата о «частной инициативе» турецкой авиакомпании. «Без
официального разрешения правительства Турции не могут осуществляться полеты
никаких самолетов. Независимо от финансовых аспектов, никакой предприниматель
не имеет права поднимать в небо самолет. Кроме того, официальная Анкара
вынуждена создать контрольно-пропускной пункт в аэропорту Вана. Также
сотрудники МИД Турции должны обеспечить в этом аэропорту паспортно-визовый
контроль. Еще раз становится ясно, что открытие авиарейса Ван-Ереван
реализуется при непосредственном участии официальных лиц Турции. Не нужно
пускать Азербайджану пыль в глаза», - заявил Ахмедоглу.
Как сказано в статье, Баку беспокоит и другой момент: «Судя
по новой законодательной инициативе в Турции, вслед за восстановлением
авиасообщения под прикрытием частного сектора не исключено восстановление по
той же схеме и железнодорожного сообщения с Арменией».
Так, по словам турецкого министра транспорта, судоходства и
связи Бинали Йылдырыма, частному сектору Турции выдано разрешение на
строительство и управление железными дорогами. Соответствующее разрешение было
выдано министерством транспорта Турции для прекращения монополии государства на
железных дорогах страны. Для начала деятельности частного сектора Турции в этом
направлении необходимо, чтобы парламент страны утвердил соответствующий
законопроект, ранее представленный министерством в парламент. Ожидается, что
парламент рассмотрит законопроект в ближайшие дни.
«Таким образом, сейчас мы становимся свидетелями нового
витка напряженности между Турцией и Азербайджаном, вызванного «армянским
вопросом». От того, насколько далеко зайдет этот процесс, во многом зависит и
дальнейшее развитие событий в регионе. В свете последних событий региональная
геополитическая ось Баку-Тбилиси-Анкара рискует дать серьезный сбой, что
неизбежно повлечет за собой создание новых тактических региональных альянсов»,
- резюмирует автор публикации. Panorama.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.